Лучший педагог года

Семья и детский сад как социальные институты формирования развития личности дошкольника

Наталья Андрюшина
Семья и детский сад как социальные институты формирования развития личности дошкольника

Введение.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка

за руку в детские годы, что вошло в его разум

и сердце из окружающего мира – от этого в

решающей степени зависит, каким человеком

станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский.

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. На территории нашей страны Российской Федерации проживает огромное количество семей. Все семьи различны между собой, как национальностью, образованием, так и социальным статусом в обществе. Но перед всеми, а именно семьей, как современным социальным институтом общества, стоит одна цель – вырастить полноценное подрастающее поколение будущих граждан России. Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. Дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и детского сада это обязательное, важнейшее условие воспитания ребёнка-дошкольника. Работая над формированием личности дошкольника, и семья и детский сад преследуют одни цели и задачи в вопросах воспитания и обучения, они являются партнёрами в своей совместной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы эти два института, значимых для ребёнка, сами понимали друг друга, находились в постоянном контакте, давали обратную связь, анализировали свою совместную работу, прислушивались друг к другу.

Публикация «Семья и детский сад как социальные институты формирования развития личности дошкольника» размещена в разделах

Цель. Условия создания единого образовательного пространства «Детский сад – семья», обеспечивающего целостное формирование и развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.

Методы исследования: анализ, систематизация.

Результаты и их обсуждения.

Говоря о формировании личности дошкольника, первое, что приходит на ум, это та окружающая среда, в которой находится и тесно взаимодействует малыш. Недаром, именно совместная, кропотливая, порой не всегда легкая работа семьи и детского сада, а в дальнейшем и других социальных институтов, приводит к положительному финалу в вопросе развития, воспитания и формирования личности в целом. Для начала, необходимо понять, кто такой дошкольник, что такое семья и детский сад.

ДОУ – дошкольное общеобразовательное учреждение. Семья –представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью.

В основе системы взаимодействия ДОУ с семьями лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность (Закон «Об образовании»).

1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

2. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

3. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

4. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия. При этом решаются выделенные как приоритетные, следующие задачи:

• повышение педагогической культуры родителей;

• приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

• изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;

• изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Для их решения используются следующие методы:

• индивидуальное или групповое консультирование;

• просмотр родителями занятий и режимных моментов;

• привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;

• анкетирование;

• опрос;

• беседы с членами семьи;

• наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное);

• анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему;

• фиксация дня ребенка.

Еще до поступления ребенка в ДОУ желательно установить первые контакты между семьями и детским садом, для этого можно:

1. Пригласить родителей с детьми посетить и познакомиться с развивающей средой, особенностями работы ДОУ;

2. Представить письменную информацию о работе ДОУ

3. Провести беседу на предмет условий посещения ребенком учреждения;

Дальнейшее взаимодействие родителей и персонала должно проходить в процессе:

1. Ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка;

2. Неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;

3. Ознакомления родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях;

4. Предложений посетить психолога, врача или других специалистов;

5. Посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности детского сада или, чтобы увидеть, как занимается их ребенок (Недели открытых дверей для родителей);

6. Работы Попечительского совета ДОУ;

7. Решения любых вопросов, касающихся их детей (родительский комитет);

8. Оказания помощи детскому саду в качестве организаторов и спонсоров;

9. Участия в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми;

10. Продолжения дома работы по обучению детей, которую ведут педагоги;

11. Приглашения учителей начальной школы, врачей, социолога и др. лекторов по интересующим вопросам;

12. Оказания помощи в вопросах воспитания, ухода за ребенком.

Взаимодействие ДОО с семьей ребенка будет успешным, если соблюдать взаимное доверие, если сотрудничество будет открытым, развивающим и долгосрочным, если будут преобладать партнерские отношения.

Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома, и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Список литературы

1. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия. – Журнал. Дошкольное воспитание. № 4, 2008.

2. Глебова С. В. Детский сад – семья : аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. – Воронеж, ЧП Лакоценин С. С., 2007.

3. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. – М. : Знания,1986.

4. Лушников И. Д. В поисках педагогических истин. – М. : Вологда, 2006.

5. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 1987.

6. Сластенин В. А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под редакцией В. А. Сластенина – М. : Издательский центр «Академия», 2002.

7. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. – М. : Педагогика, 1980.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Семья как социальный институт формирования личности» Моя тема по самообразованию: «Семья как социальный институт формирования личности». Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

«Творчество, как один из показателей развития личности».«Творчество, как один из показателей развития личности». «Творчество – один из существенных показателей развития личности, а воображение – основа творческой деятельности». (А. Н. Леонтьев) Открытие.

Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст) Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального.

Родительское собрание «Условия развития личности дошкольного возраста» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального и социального развития детей; познакомить с программой развития детей,.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья и детский сад как социальные институты формирования развития личности дошкольника
Опубликовано: 16 мая 2022 в 20:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД