Ольга Кормщикова
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР посредством создания коррекционно-развивающего пространства
▼ Скачать + Заказать документы
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития,
посредством создания коррекционно-развивающего
пространства в условиях коррекционной группы»
В детской комнате на полке
Куклы, зайчики и волки.
Мчится поезд по ковру,
Малышей зовет в игру.
Сердца детей, глаза и руки
Тут совсем не знают скуки.
Публикация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР посредством создания коррекционно-развивающего пространства» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в детских садах компенсирующего вида для детей с ЗПР. Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. Она составляет до 5/6 всего времени пребывания детей в саду. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок.
Коррекционное пространство – это специально-продуманная и мотивированная самостоятельная деятельность детей; созидательная продуктивная деятельность; познавательное общение со взрослыми, обсуждение вопросов, появляющихся у ребёнка; коллекционирование интересных фактов, наблюдение за развитием идей в различных сферах науки и культуры, доступных пониманию дошкольника; чтение популярной литературы, рассказывание о достижениях человеческой мысли; экспериментирование, наблюдение, обсуждение с детьми процесса и результатов познавательной деятельности.
Цель: Создание условий для формирования сенсорного воспитания у детей с задержкой психического развития, посредством коррекционнно-развивающего пространства.
Задачи:
1. Формировать базу для теоретического обучения и социального поведения
2. Формировать навыки индивидуальной работы у воспитанников.
3. Развивать мотивацию воспитанников для познавательной деятельности.
4. Воспитывать умение чувствовать и познавать окружающий мир.
Методологическая база, на которую необходимо опираться при моделировании коррекционного пространства, это Учение о индивидуально-дифференцированном подходе и о зоне ближайшего развития Л. С. Выготского. Рекомендации Плаксиной Л. И., Сековец Л. С. «Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида». Развивающая технология Марии Монтессори. Основная образовательная программа образовательного учреждения на основе ФГОС ДО.
Оборудовано такое пространство, может быть стеллажами, расположенными на разном уровне, на которых размещается игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью создаются условия для коррекции отклонений в психофизическом и речевом развитии детей, стимуляции познавательной и речевой деятельности. В коррекционном пространстве имеется обогащённое, предметное пространство для игр детей поодиночке или парами.
В основу наполняемости должно быть положено тематическое планирование по лексическим темам и соответствие временам года Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций дефектолога или логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется в соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями детей.
Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на коррекцию речи и неречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой. Наполняемость коррекционного пространства осуществляется по следующим разделам:
Сенсорное воспитание (Развитие моторики, формирование обоняния и осязания, развитие дыхания)
Формирование высших психических функций (Внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера)
Развитие познавательной деятельности (Ориентировка в пространстве, формирование сенсорных эталонов)
Речевое развитие (Понимание речи, расширение пассивного и активного словаря, формирование фонематического восприятия и начала звукового анализа, формирование фразы, формирование лексико-грамматических категорий, звукопроизношение).
Более подробно рассмотрим каждый раздел:
Сенсорное воспитание Сенсорное воспитание это формирование умения видеть, слышать, осязать т. е. воспринимать окружающий мир; формирование чувственного познания.
• Сенсо - [лат. sensus – чувство, ощущение, восприятие] – составная часть сложных слов, означающая «относящийся к чувству, ощущению, восприятию». [дефектологический словарь, Б. П. Пузанова]
• Сенсомоторный [ сенсо- + motor – действие, движение] – взаимокординация сенсорных и моторных компонентов [Каменская В. Г. ].
• Интеграция [integration – восстановление - восполнение]- обозначает состояние связности отдельных дифференцированных частей и функций системы организма в целое [Большой энциклопедический словарь]
• Сенсорное воспитание представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы.
Сенсомоторное воспитание :
• Формирует базу для теоретического обучения и социального поведения;
• Организует информацию полученную с помощью органов чувств;
• Позволяет осмысленно действовать и реагировать на ситуацию;
• Наделяет смыслом (значением) испытываемые нами ощущения;
В соответствии ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Для того чтобы процесс познания и сенсорного интегрирования проходил успешно, необходимо заполнять среду коррекционной группы интересными для детей играми и пособиями. Например: сенсорные коробочки. Такие коробочки наполняются различными материалами в зависимости от того какую задачу мы хотим решить. Коробочки с разным сенсорным наполнением открывают целый мир для развития сенсорных и тактильных эталонов у детей. Пособие «Времена года»,
для каждого времени года коробочка наполняется тематическими предметами, например весна, мы видим имитацию зеленой травы, цыплят, которые совсем недавно вылупились из яйца. Первых насекомых, которые уже появляются на улице в это время года. Важный момент для такой коробочки, в ней обязательно должны находиться предметы для пересыпания: совочки, формочки и т. д. это необходимо для формирования трехмерного восприятия у детей. На картине Весна, дети видят только плоскость, а мы живем в трехмерном мире, поэтому простых картинных изображений для развития детей недостаточно.
Вторая модель сенсорных коробочек, это цветные коробки. Наполняются коробочки по цветам в соответствии с возрастными особенностями и изучаемым материалом. Наполнение может быть самым разным и неожиданным для ребенка, такой момент поиска станет очень ярким открытием любого ребенка.
Волшебный или кинетический песок, нашел свое применение в развивающей среде детского сада. Он бывает разного цвета и структуры.
Развитие мелкой моторики. Этот раздел особо важен в работе специалистов коррекционного направления, так как сформированность мелкой моторики у детей, является основой для формирования познавательной и речевой деятельности. Воспитателю пригодятся шарики, мячики, круглые и рифленые палочки, крупные карандаши, различные волчки, шнуровки, бусы и мозаика, баночки с крышечками, которые можно открывать, закрывать и раскладывать в них маленькие сюрпризы.
Формирование высших психических функций предполагает формирование основных психических функций: внимание, память и мышление. Дидактическим наполнением этого раздела, могут игры и упражнения: Четвертый лишний, найди 5 отличий, что сначала, что потом и др. Более подробно остановимся на серии игр «Логико-малыш». Эта игра состоит из планшета и вкладышей по разным образовательным областям.
Играть в эту игру можно одному или вдвоем, добавляя соревновательный элемент. Самые неожиданные и простые предметы, могут надолго увлечь ребенка и они создают условия для развития всех психических функций, например, вот такие баночки одного цвета, но разного размера, развивают у ребенка и внимание и мышление и память и конечно же эмоционально-волевую сферу. Ребенку предлагается подобрать крышку в каждой банке и закрыть ее. Задание считается выполненным, когда все баночки окажутся закрытыми крышками.
Познавательная деятельность этот раздел наполняется играми на ориентировку в пространстве, изучение сенсорных эталонов : формы и цвета, графические диктанты. Дети очень любят игры с прищепками, необходимо насыщать развивающую среду подобными играми. На слайде цветовые круги с прищепками, детям с более низким уровнем развития, предлагается цветовой круг из основных цветов, а детям с более высоким уровнем круг из 8-9 цветов.
Развитие речи. Работа по формированию речевого развития детей состоит из нескольких этапов:
Формирование просодической стороны речи : нам понадобятся вертушки, султанчики, дудочки, шары для надувания, мыльные пузыри, игры на выработку воздушной струи («Загоним мяч в ворота», «Помоги мышке забраться в норку») и т. п.
Коррекция звукопроизносительной стороны речи. Содержит картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах, альбомы по автоматизации звуков. Любимым героем всех детей может стать забавная игрушка, например бегемотик Жужа. У него четко обозначены: рот, зубы и язык. Делать артикуляционную гимнастику вместе с Жужей очень весело и увлекательно.
Развитие фонематических процессов: колокольчики, музыкальные инструменты, всевозможные стучалки и звонилки.
Развитие связной речи. Картотека сюжетных картинок. Схемы для составления описательных рассказов. Мнемотаблицы для разучивания стихов. Игры: «Когда это бывает?», «Играем в профессии», «Истории в картинках», Дидактическое пособие «Рассказы по картинкам», разные виды театра и др. ;
Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном пространстве. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью. В то же время не следует перегружать оборудованием, так как это затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее становится речь ребенку, а значит больше потребность в развитии и общении.
Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.
В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.
Используемая литература:
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1965.
2. Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида
3. Бычкова М. М. Карташова И. М. Создание комфортной среды для детей с нарушениями речи. // Логопед. 2008. №3
4. Шигина Г. Ф. Попкова Е. Ю. Коррекционно-развивающая среда логопедической группы// Логопед. 2008.№5