Система работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

Наталья Жуковская
Система работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

"Система работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ".

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив. Не уклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность.

В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Группы дошкольников не однородны,в нее входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) дети с тяжёлыми нарушениями речи; дети с задержкой психического развития; дети с умственной отсталостью; дети с расстройством аутистического спектра.

Согласно диагностическим данным специалистов ДОУ у детей зачастую встречаются следующие затруднения в процессе освоения программы и в общении со сверстниками:

• отсутствует мотивация к познавательной деятельности;

• темп выполнения заданий очень низкий;

• нуждаются в постоянной помощи взрослого;

• низкий уровень развития свойств внимания, мышления;

• трудности в понимании инструкции;

• инфантилизм;

• нарушения координации движений;

• низкая самооценка;

• повышенная тревожность;

• высокий уровень психомышечного напряжения;

• низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

Главная задача педагогов, при работе с такими детьми, это не высокие достижения в усвоении образовательной программы ДОУ, а адаптация детей с ОВЗ к социуму.

Перед педагогами ДОУ встали следующие вопросы: Как осуществить данное сопровождение в условиях детского сада? Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ?

В МАДОУ Д/С 4 функционируют 2 группы компенсирующей направленности (старшая и подготовительная). В которых также обучаются и воспитываются дети с ОВЗ (2 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, 4 ребенка с ЗПР). Остальные дети с тяжелыми нарушениями речи.

Так как ведущий вид деятельности у дошкольников это игра, то необходимо обязательное включение разных видов игр в занятия, которые обеспечивают выраженный позитивный эффект, как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов. В своей работе я активно использую авторские дидактические игры, которые помогают мне в преодолении речевых нарушений, в развитии мелкой моторики, а также в развитии ВПФ (память, внимание, мышление).

Также я использую в своей работе здоровьесберегающие технологии, которые очень важны для наших детей с ограниченными возможностями здоровья, так как это дети с ослабленным здоровьем. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.

Это такие как зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Постепенно включая в каждое занятие различные виды массажа, динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, я создаю необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать всё время занятия более эффективно. Все упражнения мы выполняем с детьми только на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Исходя из всего сказанного,к организованной деятельности должны предъявляться следующие требования:

1. Обязательно включать игровые фрагменты и сюрпризные моменты.

2. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

3. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленность, обучать общению с педагогом и друг с другом.

4. Необходимо приучать детей слушать, слышать.

5. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный в использовании.

Вашему вниманию хочу представить несколько авторских игр, которые я использую в своей работе.

Взаимодействие детского сада и семьи имеющей ребенка с ОВЗ предполагает:

- разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка;

- проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач;

- проведение открытых занятий.

Понятие «взаимодействия с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь, при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Публикации по теме:

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Космос
Автор публикации:
Система работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
Опубликовано: 30 ноября 2021 в 12:34
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 января. День снятия блокады Ленинграда

27 января — это день, когда блокада Ленинграда была снята. Это дата в России считается одним из Дней воинской славы. В этом году исполняется 78 лет с этого исторического момента. О том, как посвятить...

27 января. День рождения Моцарта

27 января исполняется 257 лет со дня рождения одного из самых знаменитых и популярных классических композиторов, музыку которого хорошо знают во всех странах, все люди – от мала до велика. Очередной...


Горячие темочки