Наталья Жуковская
Система работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Система работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ".
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив. Не уклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
Публикация «Система работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ» размещена в разделах
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность.
В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.
Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) дети с тяжёлыми нарушениями речи; дети с задержкой психического развития; дети с умственной отсталостью; дети с расстройством аутистического спектра.
Согласно диагностическим данным специалистов ДОУ у детей зачастую встречаются следующие затруднения в процессе освоения программы и в общении со сверстниками:
• отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
• темп выполнения заданий очень низкий;
• нуждаются в постоянной помощи взрослого;
• низкий уровень развития свойств внимания, мышления;
• трудности в понимании инструкции;
• инфантилизм;
• нарушения координации движений;
• низкая самооценка;
• повышенная тревожность;
• высокий уровень психомышечного напряжения;
• низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
Главная задача педагогов, при работе с такими детьми, это не высокие достижения в усвоении образовательной программы ДОУ, а адаптация детей с ОВЗ к социуму.
Перед педагогами ДОУ встали следующие вопросы: Как осуществить данное сопровождение в условиях детского сада? Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ?
В МАДОУ Д/С 4 функционируют 2 группы компенсирующей направленности (старшая и подготовительная). В которых также обучаются и воспитываются дети с ОВЗ (2 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, 4 ребенка с ЗПР). Остальные дети с тяжелыми нарушениями речи.
Так как ведущий вид деятельности у дошкольников это игра, то необходимо обязательное включение разных видов игр в занятия, которые обеспечивают выраженный позитивный эффект, как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов. В своей работе я активно использую авторские дидактические игры, которые помогают мне в преодолении речевых нарушений, в развитии мелкой моторики, а также в развитии ВПФ (память, внимание, мышление).
Также я использую в своей работе здоровьесберегающие технологии, которые очень важны для наших детей с ограниченными возможностями здоровья, так как это дети с ослабленным здоровьем. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.
Это такие как зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Постепенно включая в каждое занятие различные виды массажа, динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, я создаю необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать всё время занятия более эффективно. Все упражнения мы выполняем с детьми только на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
Исходя из всего сказанного, к организованной деятельности должны предъявляться следующие требования:
1. Обязательно включать игровые фрагменты и сюрпризные моменты.
2. Должна быть частая смена различных видов деятельности.
3. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленность, обучать общению с педагогом и друг с другом.
4. Необходимо приучать детей слушать, слышать.
5. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный в использовании.
Вашему вниманию хочу представить несколько авторских игр, которые я использую в своей работе.
Взаимодействие детского сада и семьи имеющей ребенка с ОВЗ предполагает:
- разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка;
- проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач;
- проведение открытых занятий.
Понятие «взаимодействия с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь, при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.