Лучший педагог года

Консультация «Сказка — быль, да в ней намек…»

Васильева Ольга Федоровна
Консультация «Сказка — быль, да в ней намек…»

В жизни каждого человека присутствует «сказка». Для кого-то это слово — Детство… Мама. Радость за одного героя и сочувствие другому… Для кого-то сама жизнь и есть сказка.

Сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, освещает проблемы добра и зла, развивает творческий потенциал, фантазию, воображение. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.

Публикация «Консультация „Сказка — быль, да в ней намек…“» размещена в разделах

Сказкотерапия рассматривает сказки как средство выражения и проявления психических аспектов. Она формирует в человеке способность к обучению, саморазвитию, способствует естественной коммуникации. Развивает умение видеть оборотную сторону проблемы. Пробуждает веру в собственные силы. Учит преодолевать страхи и трудности, принимать решения. Снижает уровень агрессивности и тревожности.

Преимущество сказкотерапии заключается в том, что она интегрирует множество психотехнических приемов в единый сказочный контекст, позволяющих смягчить поведенческий негативизм у личности. Через сказку человек может понять законы мира, в котором он родился и живет. Главное - заронить в душу зерно осмысления. В сказке ребенок проявляет свои врожденные психические структуры, образы, мотивы, которые ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет ребенок, какие у него основные переживания, проследить генезис личности ребенка.

Сочиняя сказки нужно обращать внимание на то, с каким именно лицом идентифицирует себя автор. Интересы, желания, потенциалы и способности, которыми обладает герой, они могут отражать те качества, которыми обладает сам автор. Важный момент в анализе линии главного героя – адекватность его поведения происходящему: событиям, другим героям. В этом случае можно говорить об адекватности поведения самого автора и силе его "Я". Эпитеты, прилагательные, метафоры описывают эмоциональное отношение автора к самому себе. Мотивы поступков героя могут отражать собственную мотивацию автора, как реальную так потенциальную или скрытую. Способы преодоления трудностей героем отражают стиль поведения автора в сложных ситуациях.

Проводя занятия, важно соблюдать определенные правила. Во время повествования сказки необходимо расположиться напротив ребенка, чтобы он видел ваши глаза и выражение лица. Когда рассказываете или читаете сказку, нужно передавать истинные чувства и эмоции героев. Нельзя допускать затянувшиеся паузы. Работая со сказкой, обратите внимание на то, чтобы в ней не содержалось готового ответа. Предоставьте ребенку возможность подумать и предложить вариант выхода из той или иной ситуации самому. Никаких нравоучений, строгого тона и повелительных интонаций. Только доброжелательность, свобода самовыражения, ненавязчивость и искренность, а также уместность сказки в определённой ситуации. Содержание сказки должно соответствовать возрастным и психофизическим особенностям детей: чем младше ребенок, тем проще сюжет, больше повторов, меньше деталей.

Чтобы обычная сказка стала терапевтической, необходимо чтобы создаваемая сказка отвечала проблемам ребенка, однако не была похожей на неё досконально. Обязательно должна содержать замещающее действие, используя которое, человек научится по-новому подходить к решению своей проблемы. Сюжет терапевтической сказки должен быть последовательным.

Существуют следующие типы сказок :

Дидактическая сказка - самая простая и ненавязчивая. Чаще всего её используют в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель дидактической сказки скромна - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Дидактические сказки создают педагоги для «наполнения» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и т. д.) оживают, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки раскрывают содержание и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Психологическая сказка - чуть сложнее и одновременно - чуть проще. Психологическая сказка - это любая авторская история, содержащая вымысел. В этом заключается её простота. Но одновременно с этим, психологическая сказка имеет своей целью повлиять на личностное развитие слушающего путём передачи важной информации в ярком метафорическом виде. В этом её сложность.

Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека - как взрослого, так и ребёнка. Сначала в такой психокоррекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замена» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также пояснения ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок разделено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблемам (неадекватное, неэффективное поведение).

Психотерапевтическая сказка - это жемчужина в короне сказкотерапии. Эти сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках - отношение человека к самому себе, к миру вообще и к другим людям. Цель психотерапевтической сказки - оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму. Чаще всего для создания психотерапевтических сказок используется арсенал религиозных духовных притч. Психотерапевтические сказки в работе с детьми используют, когда нужно обсудить проблему жизни и смерти, смерти близкого человека; в случае психоэмоциональной травмы, разлучения родителей и тому подобное. То есть в тех случаях, когда необходимо объяснить смысл происходящего, и помочь изменить к нему отношение. К психотерапевтическим сказкам можно рисовать иллюстрации, изготавливать кукол и ставить спектакли.

Медитативная сказка - самая сложная. Её под силу создать и рассказать лишь тем, кто одарён свыше даром рассказчика. Главное назначение медитативных сказок - сообщение нашему подсознанию позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

Варианты работы со сказкой : • нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации; • изготовить своими руками куклу по мотивам сказки; • сделать постановку сказки в виде настольного театра; • написать собственную сказку

Структура сказкотерапевтического занятия может быть следующей:

Этап

Назначение

Содержание

1. Ритуал «входа»

Создать настрой на совместную работу.

Коллективное упражнение.

2. Повторение

Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Вопросы ведущего; что было на прошлом занятии, использовали ли новый опыт, как помогло в жизненных ситуациях то, чему научились на прошлых занятиях.

3. Расширение

Расширить представление клиента о чем-либо.

Ведущий рассказывает новую сказку.

4. Закрепление

Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности клиента.

Игры, позволяющие приобрести новый опыт, символические путешествия и представления.

5. Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью.

Обсуждение и анализ жизненных ситуаций, в которых можно использовать опыт, приобретенный на занятии.

6. Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, подчеркивает значимость приобретенного опыта и т. п.

7. Ритуал «выхода» из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить клиента к взаимодействию в привычной социальной среде.

Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнениями. Ведущий: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились».

После прочтения, сочинения или инсценирования сказки необходимо побудить клиента к анализу поступков и отношений героев, а также к обсуждению его личного отношения к сказке. Смысл анализа сказки в сказкотерапии состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета. В основании этого направления работы со сказкой лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, осознание которого приводит к решению эмоционально-личностных и поведенческих проблем личности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что сказкотерапия - это психотерапевтическая техника, с помощью которой можно «исцелять душу», совершенствовать внутренний мир и гармонизировать систему взаимоотношений с окружающими.

Попробуйте сделать маленький шажок в мир сказок — и увидите результаты!

Публикации по теме:

«Сказка, сказка, прибаутка…» Физкультурное занятие с использованием фольклора в подготовительной группе «Сказка, сказка, прибаутка…» Физкультурное занятие с использованием фольклора в подготовительной группе Подготовила и провела: старший воспитатель.

Конспект НОД в средней группе «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок» Проблема: - Роль правильного питания в сохранении и укреплении здоровья. Цели: - Развитие познавательных и творческих способностей детей.

КВН «Сказка — ложь, да в ней намек» Приветствие команды «ХОД КОНЕМ» «СКАЗ О ТОМ, КАК БАБА ЯГА ВАСИЛИСУ УКРАЛА» (на сцене действующие лица Василиса, Баба-Яга) Звучит музыкальная.

Лэпбук «Сказка ложь, да в ней намек…»Лэпбук «Сказка ложь, да в ней намек…» Тема: Лэпбук «Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок». Лэпбук предназначен для детей младшего дошкольного возраста. Цель: - Активизация.

НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек»НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»: в процессе познавательно-исследовательской деятельности обобщить.

Проект «Сказка — ложь, да в ней намек!» Авторы проекта Швецова Е. А, Зуева Л. А, воспитатели первой квалификационной категории МБДОУ детский сад №41 Обоснование актуальности и социальной.

Сценарий фестиваля русской народной сказки «Сказка ложь, да в ней намек!» Цель: Создание эмоционально-положительной обстановки и формирование доброжелательных взаимоотношений во время коллективной игрыЗадачи:Закрепить.

Стихи и быль ко Дню дошкольного работникаСтихи и быль ко Дню дошкольного работника Моя Работа-Жизнь Приближается этот день, день, когда поздравления, улыбки и поздравления будут адресованы вам, мои дорогие и уважаемые коллеги.

Викторина по русским народным сказкам «Сказка — ложь, да в ней намек…» Викторина «Сказка- ложь, да в ней намек…» (по русским народным сказкам) Цель: развивать активное мышление у детей, вызывать интерес к фольклорным.

Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Цель: через участие в спектакле создать условия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сказка — быль, да в ней намек…»
Опубликовано: 26 сентября 2016 в 12:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД