Клюева Анастасия
Сказка как средство развития эмоционального интеллекта дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:
Настоящая статья освещает проблему развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста посредством применения сказок. Описываются приемы работы со сказкой.
Ключевые слова:
сказка, эмоциональный интеллект, выразительность.
Публикация «Сказка как средство развития эмоционального интеллекта дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
На современном этапе развития дошкольного образования актуальным является вопрос о развитии эмоционального интеллекта, явления, объединяющего в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Уровень эмоционального интеллекта современного человека зачастую определяет успех его самореализации в обществе. Уделять время на его развитие следует уже с ранних лет.
Среди эффективных методов развития эмоционального интеллекта ведущее место мы отводим сказке. Это традиционное средство, позволяющее в доступной для ребенка форме познать себя, окружающий мир, приобщиться к реалиям общества, в котором происходит его развитие.
Сказка как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она
заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом
чувствовать.
Сказка - один из основных, древнейших жанров устного народного
творчества, преимущественно прозаическое произведение волшебного,
авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора.
Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества
воспроизводит мир во всей его целостности, сложности, гармонии и красоте.
Сказка связана с действительностью, определяющей идейное содержание,
язык, характер сюжетов, мотивов, образов.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих
героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко
представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и
взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны,
которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей:
добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные
герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь
нуждающимся, красивы душевно и физически.
С погружением в мир сказки, эмоциональный интеллект ребенка развивается весьма продуктивно. Ребенок активно сопереживает главным героям, ставит себя на их место, вербализирует эмоции естественным образом в процессе монологов и диалогов. Помимо этого, активно развивается способность к эмоциональному воображению : ребенок вместе с героем проживает все происходящее, опирается на свой прошлый эмоциональный опыт.
Благодаря сказочным волшебным перевоплощениям, когда неодушевленные объекты отождествляются с живыми людьми, дети имеют прекрасную возможность абстрагироваться от реальности. Эта особенность является очень важной составляющей в процессе выражения ребенком собственных эмоций, позволяя скованному малообщительному малышу, раскрыться, поскольку в этой ситуации он говорит не за себя, а за определенный предмет.
Огромную роль в сказке играет описание обликов героев, благодаря которому ребенку предоставляется возможность узнать их силу, характер, чувства и переживания. Формула повествования в ключе «Ни в сказке сказать, ни пером описать» позволяет ребенку самостоятельно додумать эмоциональное содержание некоторых ситуаций, таковых как душевное состояние героев.
Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда
заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно
возвращаясь к тексту сказки.
Например: сказка «Репка» учит дошкольников
быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает в
лес одним ходить нельзя – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не
отчаивайся, старайся найти выход из сложившейся ситуации; сказки
«Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей
звучит в сказках «Гуси-лебеди», «сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
«Снегурочка».
Положительные герои наделены в сказках силой, мужеством, упорством,
честностью и другими высоконравственными качествами. Самый популярный
герой – Иван Царевич («Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки»
и др.)
Благодаря вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что средства выразительности, используемые в сказках, достаточно эффективны в плане развития эмоциональной сферы детей, но в то же время для полноценного ее развития недостаточно просто прочесть или пересказать ту или иную сказку. Именно поэтому педагог должен владеть различными приемами работы со сказкой.
В процессе работы со сказкой формирование эмоциональной сферы
ребенка происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи.
Активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов,
обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Пересказ сказок
формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую
речь. В результате целенаправленной работы над эмоциями детей речевые
контакты в системе "ребенок - ребенок" и "ребенок - взрослый" становятся
более живыми, яркими. Дети осваивают возможности вербально выражать
свои чувства. Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в
обиход ребенка установленные формы вежливого обращения (здороваться,
благодарить, просить прощения и т. д.).