Татьяна
Технологическая карта занятия «Сказка о том, как появился карандаш»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
Класс (группа) : Средняя
Тема урока (занятия, мероприятия) : ««Сказка о том, как появился карандаш»
Цель – Определить, как человек использовал солнце для определения времени
развитие исследовательской деятельности детей.
Задачи: Познакомить детей с историей возникновения карандаша. Расширить активный словарь дошкольников: грифиль, наскальное письмо-изображение на скале. Упражнять детей в опытнической деятельности. Побуждать детей сравнивать карандаши по цвету грифиля. Воспитывать любознательность и внимательность
Публикация «Технологическая карта занятия „Сказка о том, как появился карандаш“» размещена в разделах
Технологии и методы работы : Технологии : ИКТ, здоровьесберегающие, игровые технологии, технология интегрированного занятия. Методы: словесные, наглядные.
Этапы урока (занятия, мероприятия) Деятельность педагога Деятельность обучающегося Результаты
Водная часть
- ситуативный разговор Дети заходят в зал, становятся в круг Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками! Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: «Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».
Воспитатель: Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Правильно! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова:
Приветствие:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи.
Быть людьми хорошими
Ты нас научи)
Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Дети активно взаимодействуют с взрослым.
Различают условную и реальную ситуации; проявляют любознательность
Владеют устной речью, могут использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.
Основная часть
- загадка
Презентация
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила необычное письмо, на нем нет адреса и от кого оно пришло то же неизвестно. Как нам поступить с этим письмом (ответы детей)
Давайте, его вскроем и посмотрим, может там есть какая-нибудь подсказка
Уверенный в себе хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка, угадать его сумей - ка,
Известен всем под именем. (Незнайка)
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Дети активно взаимодействуют с взрослым. Владеют устной речью, могут использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.
- Правильно, посмотрите на экран СЛАЙД 1
Воспитатель: Ну вот, ребята, теперь мы знаем от кого это письмо, но что же случилось у Незнайки, давайте прочтем: Я встретил Знайку и он сказал, что у каждой вещи есть свое прошлое. А я не верю. Вот, например, у меня есть карандаш. Все знают, что это карандаш. Он всегда был карандашом.
-Дети, это карандаш или нет? (это карандаш).
Да, ребята и Незнайка. Это действительно карандаш. Но Знайка прав, у каждой вещи есть свое прошлое. То есть своя история. Ребята, хотите узнать историю карандаша и помочь разобраться Незнайке? (ответы детей).
Тогда слушайте «сказку о том, как появился карандаш» Дети отвечают на вопросы воспитателя. Дети активно взаимодействуют с взрослым. Владеют устной речью, могут использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. Развито логическое мышление, воображение. У детей развита координация движений.
Давным-давно, когда люди еще не умели писать, не было ни карандашей, ни ручек.
-А зачем человеку карандаш или ручка? (ответы детей).
Люди писать не могли, но надо было, например, передать родственникам, что скоро приедет к ним бабушка в гости.
Как передать, не знали, а потом решили. У кого самый громкий голос? Становись на гору и кричи
СЛАЙД №2.
Да, ребята, были на Руси такие крикуны, которые своим криком передавали другим людям разные новости.
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Дети рассуждают. Дети активно взаимодействует с взрослым. Владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. Развито логическое мышление, воображение.
Но вот однажды человек сидел на пне и вертел в руках веточку.
СЛАЙД №3
Потом веточка упала на песок. Поднял человек веточку, и увидел, что веточка на земле оставила…
Как вы, думаете, что? (след)
-Давайте посмотрим, как это было. (Подходим к лотку с песком, кладем веточку на песок, слегка прижимаем, затем поднимаем, и дети наблюдают на песке след от веточки).
Высказывают свои предположения. Дети активно взаимодействуют с взрослым. Владеют устной речью, могут использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. Развито логическое мышление, воображение.
Обрадовался человек, что сделал такое открытие. И начал, все, что надо запомнить или передать, изображать веточками на земле.
То нарисует одного зайца - это значит, что он поймал одного зайца.
То нарисует двух зайцев - то значит, что? (ответы детей).
Потом человек решил, что нарисовать десять и два медведя, которых он поймал, что – это будет очень долго. Вместо зайцев и других животных человек догодался изображать палочки.
Воспитатель: Сколько человеку надо изобразить палочек, если он поймал трех зайцев? (ответы детей-3).
А если он поймал одного медведя и одну лису(2)Однажды человек решил запомнить, что завтра в это же время ему надо пойти на охоту. Но тогда еще у человека часов не было. Думал человек, думал. Как запомнить, в какое время ему надо выходить на охоту и придумал.
Ребята, как вы думаете, с помощью чего человек определял время?
Проводится опыт «Что такое солнечные часы»
Предположения ребят. Дети активно взаимодействуют с взрослым. Владеют устной речью, могут использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. Развито логическое мышление, воображение.
Нарисовал человек на песке солнце. СЛАЙД №4
Какое у нас солнце? (ответы детей)
Поставил в центр круга веточку и увидел, что от веточки появилась тень. Взял другую веточку и провел по тени на песке веточкой. НА следующий день, как только соединилась тень от солнца с нарисованной палочкой на песке, человек отправился на охоту.
- Как вы думаете, что нам напоминает этот круг с палочкой в центре?
- Как можно назвать такие часы? (ответы детей обсуждаются и подводиться к тому, что называются они солнечные часы слайд №).
Дети активно взаимодействуют с взрослым. Владеют устной речью, могут использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. Развито логическое мышление, воображение. Сформирована культура движений, дети владеют своим телом и двигаются в ритме музыки, развита координация движений, фантазия и воображение.
Но веточки часто ломались, а если шел дождь, то, что происходило? (дети смачивают песок, делают вывод)
Долго думал человек, что может быть прочнее веточек?
Дети активно взаимодействуют с взрослым.
Опытническая деятельность «Что прочнее»
-Посмотрите на стол и найдите то, что прочнее веточки и чем можно делать разные изображения (кусок камня)
Прошло много времени, прежде чем человек догодался, что лучше делать изображения заостренным камнем. Человекдаже придумал делать изображения камнем на камне. (Слайд №)
Он высекал целые картины, которые рассказывали о подвигах людей на охоте и в лесу. Вот люди поймали тигра и несут его домой, вот люди у костра готовят обед. Раньше люди на костре готовили себе пищу. Многие картины сохранились до наших дней. И называются Наскальными рисунками (как вы думаете почему ребята, они так назывались,выслушиваются ответы детей)
Потому что эти рисунки человек высекал камнем на скале. Но камень был очень тяжелым и неудобным. И опять человек начал думать. Долго думал и придумал из дерева делать длинные палочки, внутрь которых поместил стержень. Этот стержень не простой, он оставляет след не только на бумаге, но и на стене, даже дереве. Этот стержень называется грифель.
-Ребята, как вы думаете, о каком предмете идет речь? Послушайте загадку: Черный Ивашка,
Деревянный рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. Что это ребята?
-Правильно карандаш.
У детей развита мелкая моторика.
Посмотрите, у этого карандаша грифель, какого цвета? (черного)
- А деревянная «курточка» этого карандаша, какого цвета? (желтого)
- Как вы думаете, какой след оставит этот карандаш? (ответы детей)
Затем воспитатель просит провести карандашом детей, и убеждаются в правильности или неправильности своих ответов.
-Грифель долгое время был только черного цвета. Но прошло время и человек придумал, какие карандаши? (цветные)
Ответы детей. Дети активно взаимодействуют с взрослым. Владеют устной речью, могут использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.
- Как вы, думаете, почему цветные карандаши рисуют разными цветами, что у них цветное? (грифиль цветной).
- Как вы думаете, зачем человек решил сделать деревянные «курточки» на карандашах разного цвета? (чтобы сразу было видно, какого цвета грифель).
-Вот так появился карандаш! И у каждой вещи есть своя интересная история.
- Ребята, давайте, мы с вами с помощью цветных карандашей изобразим свое событие, о котором Незнайка сможет рассказать Знайке. (дети проходят за столы и рисуют сюжет)
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Экспериментируют. Дети проявляют любознательность.
Обладают элементарными представлениями из области живой природы; владеют устной речью, могут использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.
Дети научились анализировать, делать выводы; развито мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы.
Дети проявляют инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; проявляют любознательность, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонны наблюдать; обладают элементарными представлениями из области не живой природы.
Заключительная часть
Рефлексия Ребята, вам понравилась «Сказка о том, как появился карандаш» (ответы детей, что интересного вы узнали? (ответы детей).
Дети делятся собственными впечатлениями, выражают собственные чувства к проделанной работе. Дети умеют оценивать свой результат, выражать свои чувства, делать выводы.