Папки-передвижки

Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста

Анастасия Майтакова
Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Специалисты утверждают, что использование сказкотерапии для детей подобно психологической консультации для взрослых. Смысл этой специфической, практически волшебной терапии в том, что, обнаружив какую-либо проблему в поведении ребёнка, его внутреннем состоянии, характере, можно рассказать сказку, которая эту проблему искоренит.

Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям : любую сказку можно сделать полезной.

Публикация «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Сказкотерапия — отличный метод передачи знаний, опыта, умений и навыков детям. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой. К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её.

Метод сказок с терапевтическим эффектом чаще всего применяется с целями:

• снижения уровня агрессивности у детей

• устранения состояния тревожности и страхов

• развития эмоциональной саморегуляции

• установления положительных взаимоотношений с другими детьми.

Задачи метода сказкотерапии :

• развитие речи детей и их познавательной деятельности

• выявление и формирование творческих способностей

• снижение уровня агрессивности и тревожности

• развитие умения эмоциональной регуляции и коммуникативных навыков

• развитие способности преодолевать трудности и страхи

• укрепление отношений между ребёнком и родителями.

«Известно что правильно подобранная и вовремя рассказанная сказка способна устранить практически любые проблемы ребёнка?»

Виды сказок

Разида Ткач в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» выделяет виды сказок в ракурсе отдельно взятых проблем:

• по преодолению страхов (к темноте, кабинету врача и пр.)

• для снижения гиперактивности

• для преодоления агрессивности

• направленные на работу с расстройствами поведения

• по преодолению проблем, связанными с отношениями в семье (случаи с разводом родителей, появлением новых членов семьи и пр.)

• в случае потери любимых родственников или животных.

В качестве детских терапевтических сказок используются :

• притча

сказка

• басня

• легенда или миф

• былина

• анекдот

• детектив.

Согласно ещё одной известной типологии, сказки бывают следующих видов:

1. Художественные.

2. Народные.

3. Авторские.

4. Дидактические.

5. Психокоррекционные.

6. Психотерапевтические.

Сюжеты сказок разнообразны :

1. Сказки о животных, а также их взаимоотношениях с людьми. Такие сказ (и отлично подойдут младшим и средним дошкольникам, так как детям до от 1,5 до 5 лет легко идентифицировать себя с животными.

2. Бытовые сказки. Эти истории рассказывают о сложностях обычной жизни, отношениях в семье, способах разрешения конфликтов. Эти сказки не лишены иронии и юмора, они подойдут более страшим детям).

3. Сказки о превращениях (преобразованиях, трансформациях). Подходят детям с низкой самооценкой, с ощущением, что их не любят, застенчивым детям, а также приёмным.

4. Страшные сказки. Колдуньи, лешие и прочая нечистая сила — основные персонажи таких историй. Такие сказки дети могут сочинять даже сами: с помощью переживания тревожных ситуаций дети избавляются от напряжения и страха. Обычно «страшилки» как терапевтический метод используют для детей от 7 лет.

5. Волшебные сказки. Это сказки транспортируют жизненную мудрость в подсознание ребёнка. Они больше всего нравятся детишкам 6-7 лет.

«Осознав проблему ребёнка, с которой нужно поработать, можно подобрать народную сказку, одну из сказок отечественных или зарубежных писателей, или же придумать историю самостоятельно».

Сказки, которые имеют терапевтический эффект

Для детей, которые столкнулись с проблемами в семье:

«Морозко»

«Крошечка-Хаврошечка»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Снегурочка»

«Аленький цветочек»

«Золушка»

Для детей, переживающих кризис, стресс, невроз:

«Спящая красавица»

«Госпожа Метелица»

«Церевна-Лягушка»

«Серая шейка»

Для приёмных детей, детей с низкой самооценкой:

«Мальчик-с-пальчик»

«Гадкий утёнок»

Для преодоления страхов:

«Красная Шапочка»

«Гуси-лебеди»

«Волк и семеро козлят»

«Баба Яга»

• и много других сказок.

Выявить, какие страхи мучают ребёнка, помогают специальные методики (например, «Два дома», где ребёнку предлагается нарисовать чёрный и красный домики, в которые нужно «расселить» свои страхи — самые сильные и не очень). Обычно детские страхи делятся на:

• медицинские (страх боли, уколов, докторов, заболеваний)

• физические (боязнь получить ущерб от средств транспорта, неожиданных звуков, пожара, войны, стихий)

• страх своей смерти

• страх, связанный с боязнью животных

• боязнь сказочных персонажей

• страх темноты и ночных кошмаров

• социальные страхи (людей, детей, одиночества и пр.)

• боязнь пространства (глубины, высоты, замкнутых пространств).

Как только со страхами будет всё понятно, можно применить программу преодоления страхов дошкольников :

1. Проиграть этюд, основанный на сказке «У страха глаза велики».

2. Поиграть в игру-инсценировку «Зайцы и волк».

3. Организовать поиск путей борьбы с чувством страха с помощью упражнений-релаксаций «Беседа с лесом» и «Полёт бабочки», этюдов «Вкусная была капуста!» и «Разное настроение».

4. Способствовать формированию навыков выражения разных эмоций с помощью сказок «Почему грустил трусишка?», «Смелый трусишка».

5. Развивать смелость, преодолевая страхи с помощью сказки «Страх мой — враг мой» и игр «Пятнашки» и «Прятки с голосом».

6. Формировать нужные навыки поведения с помощью сказки «Спать пора».

Такую программу лучше всего проводить с группой детей одного возраста в профилактических и терапевтических целях при участии детского психолога. При индивидуальной работе с ребёнком программу можно варьировать, учитывая характер проблемы, наполняя сказки новым смыслом.

Правила, как обычную сказку сделать терапевтической

Чтобы обычная сказка стала терапевтической, нужно создавать её с учётом определё нных правил:

1. Сказка должна отвечать проблемам малыша, однако не быть похожей на неё досконально.

2. Сказка обязательно должна содержать замещающее действие, используя которое, ребёнок научится по-новому подходить к решению своей проблемы.

3. Сюжет терапевтической сказки должен быть последовательным:

4. главный герой сказки должен соответствовать полу ребёнка, желательно — возрасту и характеру

5. далее — описание жизни главного героя таким образом, чтобы малыш нашёл сходство с собой

6. далее — описание проблемной ситуации, куда попадает герой и которая должна быть похожа на ситуацию ребёнка (переживания героя должны соответствовать переживаниям крохи)

7. далее — поиск героем выхода их проблемной ситуации (усугубление положения, встреча главного героя с разными персонажами, поиск альтернативных решений выхода из ситуации)

8. в конце — осознание главным героем своего неверного поведения, признание ошибок, принятие оптимального варианта.

Обдумывая программу преодоления какой-либо детской проблемы (например, страхов, нужно учитывать возраст ребёнка :

«Один из важных компонентов психологического воздействия сказок — метафора, которая является основой сказки. Метафора – сравнение с чем-то другим на основе общего признака. Точность и образность метафоры — залог эффективности терапевтических приёмов».

Проводя занятия, нужно соблюдать такие правила:

1. Во время повествования сказки важно расположиться напротив ребёнка, чтобы он видел ваши глаза и выражение лица.

2. Когда рассказываете или читаете сказку, нужно передавать истинные чувства и эмоции героев.

3. Нельзя допускать затянувшиеся паузы.

4. Сказка и ситуации в ней должны быть построены на актуальной для малыша проблеме.

5. Работая со сказкой, обратите внимание на то, чтобы в ней не содержалось готового ответа. Предоставьте ребёнку подумать и предложить вариант выхода из той или иной ситуации самому.

Преимущество сказок при работе

на сказкотерапевтических занятиях

Преимущество сказок для личности ребенка заключается в следующем:

Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений. Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации

Неопределенность места действия главного героя. «В некотором царстве, в некотором государстве» … Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом.

Образность языка. Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку : Иванушка, Аленушка, Марья. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом – все это «закодировано» в образах сказки.

Кладезь мудрости. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, слушая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.

Победа Добра. Психологическая защищенность. Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.

Наличие Тайны и Волшебства. Волшебная сказка как живой организм – в нем все дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка.

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

1. ЖИЛИ - БЫЛИ.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет- фей, волшебников, принцесс, принцев и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

2. И ВДРУГ ОДНАЖДЫ.

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

3. ИЗ-ЗА ЭТОГО.

Показать в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

1. Кульминация.

2. Герои сказки справляются с трудностями.

3. Развязка.

4. Развязка тарапевтической сазки должна быть позитивной.

Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивает себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания, как у него, бывают и у других, а пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами.

Если ребенку нравится сказка, значит, она затрагивает именно те проблемы, которые на данном этапе развития являются важнейшими для него.

Приложение

Сказкотерапевтическое занятие из цикла «Зимние чудеса»

Цель занятия: развитие вербального и невербального воображения, включение ценностных уровней сказки в эмоциональный опыт ребенка.

Оборудование: настольный театр по сказке про паучка, перчаточная кукла Сова, ленточки для образно-пластической игры «Зимушка-Зима», музыкальное сопровождение (сборник «Волшебные голоса природы. В лесу»., светотехническое оборудование.

Структура занятия:

1. Ритуал - приветствие.

2. Упражнения и игры со сказкой на уровне слова.

3. Работа со сказкой на уровне художественного образа, сказка как система знаний о мире и о себе.

4. Заключительная игра.

Ход занятия.

1. Вводная игра – ритуал «Я – в образе». Модификация игры Фопеля «Я – кот Мур-Мур».

Дети встают в круг вместе с педагогом, каждый, начиная с педагога, представляет себя в каком-либо образе и сопровождает свое представление движением, передающим этот образ (н-р, «ручеек» - волнообразные движения рук, остальные повторяют хором и согласованными движениями его приветствие.

Работа со сказкой на уровне слова

2. Загадка на тему сказки (образное сравнение, эпитеты, понятийное мышление).

- «Ребята, наша гостья, мудрая Совушка-Сова, принесла для вас загадку: кто загадку отгадает - прямо в сказку попадает…» :

«Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнула перинки – над миром пушинки» (Зимушка-зима)

3. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком» : конструируется образ на основе воссоздающего воображения:

- «Представим, ребята, что мы с вами оказались в зимнем лесу на снежной поляне, набрали ладошками в рукавичках по горсти снега, чтобы построить чудесный дом из снега…»

Взяли дети белый ком,

Лепить будем

снежный дом,

Мы польем его водой,

домик будет ледяной,

Ком за комом мы кладем,

Вот и вылепили дом.

(на первые строчки - имитировать движения, изображающие лепку стежков; на третью, четвертую – «плескать» ладонями воду; на пятую, шестую – ставить кулачок на кулачок, затем нарисовать в воздухе ладонями домик).

Работа со сказкой на уровне художественного образа и системы знаний о мире и о себе

4. Включение в игровую ситуацию сказки главного героя.

- «Мы построили снежный домик для маленького героя нашей сказки, с которым произошли настоящие зимние чудеса на волшебной сказочной поляне…»

Включение музыкального образа сказки (сб-к «Волшебные голоса природы. В лесу.»).

- «Послушаем, как звучит наша сказка (колокольчик, звонко, как в морозный ясный день зазвенят сосульки, если коснуться их палочкой, как звенят колокольчики на сказочных санях, везущих Деда Мороза на новогодние праздники…»

Создание образа «сказочной волшебной поляны» на основе светотехнических эффектов.

5. Этап слушания и восприятия сказки.

Вербальный образ сказки, создаваемый педагогом в технике рассказывания, сопровождается демонстрацией сказки в настольном театре.

Проблемное поле сказки : «я не умею делать значимые для меня функции».

Ключевые слова: не умею, учиться, научиться.

Действия, необходимые герою для овладения важных функций: ждать, слушать, делать.

Про Паучка, который не умел плести паутинку

Жил-был Паучок, который не умел плести паутинку.

- Как не умел? – спросите вы.

А так, не умел, и всё.

Целое лето пытался Паучок научиться этому ремеслу. Но всё тщетно!

Вот уже осталось позади бабье лето с его тёплыми деньками… Настала промозглая осень.

Паутина дождей затянула родной лес.

- Даже дожди умеют плести паутину, - грустил Паучок. – А я так и не научился.

Как-то весь вечер дул морозный ветер, срывая с деревьев последние листочки.

А наутро всё вокруг стало белым-бело.

- Какая красота! – воскликнул Паучок, выбегая из своего домика.

Все деревья были убраны в белоснежные ажурные шали.

Даже маленькая Ёлочка, у ствола которой приютился его домик, красовалась в дивной обнове.

- Ёлочка, а, Ёлочка! – обратился Паучок к Ёлочке. – Откуда у тебя такая красивая шаль?

- Рукодельница Зима подарила, – ответила Ёлочка.

- А где рукодельница Зима взяла такую ажурную шаль? – не успокаивался Паучок.

- Сама сплела, – ответила Ёлочка.

- Вот и Зима умеет плести кружевную паутину, а я так и не научился, - вздохнул Паучок, и чуть было не заплакал.

- Не горюй, малыш! - принялась успокаивать его Ёлочка. – У тебя ещё всё впереди. А хочешь, можешь рукодельницу Зиму попросить, она научит.

- А где найти эту рукодельницу? – оживился Паучок.

- Найти её непросто. – ответила Ёлочка. - Зима не сидит на месте. Уж слишком много у неё работы. Владения большие. Все ждут подарков. Кому шапку снеговую подарит, кому шаль ажурную, а кому плед белоснежный, чтоб в мороз не замёрз… А реки-то, реки! В хрусталь нарядит! Ночью серебром притрусит.

Короче, ждать ёё надо. Сама придёт. Ты сиди у окошка и жди. Как увидишь хоровод снежинок, как услышишь пение вьюги, значит, рукодельница Зима близко. Выбегай встречать.

Поблагодарил Паучок Ёлочку и пошёл в дом, рукодельницу Зиму поджидать.

6 этап. Проблемная ситуация: Как паучку научиться плести кружева?

«- А теперь, мои маленькие сказочники, помогите продолжить сказку, чтобы паучок смог научиться плести паутинку…»

На данном этапе в активную работу включаются дети : коллективное сочинение продолжения сказки по кругу. Подключение психологических ресурсов детей для разрешения проблемной ситуации.

Резюмирование по итогам творческой работы.

- «У вас получилась интересная сказка (перечислить основные моменты коллективного варианта окончания сказки, вы смогли помочь паучку научиться плести паутинку, а теперь послушайте продолжение моей сказки…»

7 этап. Работа с авторской концовкой сказки.

Смотрит Паучок в окошко, смотрит… а её всё нет и нет.

Не знаю, много ли, мало ли времени прождал Паучок, но только вдруг слышит он пение вьюги, а затем и хоровод снежинок появился.

- Видать, правду сказала Ёлочка, - подумал Паучок, выбегая из домика.

Но то, что он увидел, зачаровало его. Перед ним стояла сама рукодельница Зима, в дорогом, украшенном алмазами кокошнике, парчовом, расшитом бисером сарафане, серебряных, с хрустальными пряжками, сапожках.

Паучок не только не мог глаз отвести, но и рот открыть, чтобы слово вымолвить.

А Зима к нему первая заговорила:

- Знаю, знаю, малыш, твою нужду. Научу я тебя кружева плести. Да такие, что всяк подивится. А теперь садись ко мне на ладошку, покажу тебе свою мастерскую.

Сел Паучок на ладошку рукодельницы Зимы, а она у неё не холодная, а тёплая… Согрелся Паучок и задремал. Очнулся уже в мастерской.

День за днём учила Зима Паучка премудростям своего ремесла. Открывала ему свои секреты, давала нужные советы.

Понравилось Паучку у Зимы, да и хорошим учеником малыш оказался.

А как пришло время расставаться, дала рукодельница Зима Паучку несколько моточков серебряных нитей, мешочек бисера, паутинку украшать. Но самое главное. подарила ему чудо коклюшки, кружева плести.

Поблагодарил Паучок Зиму. И вдруг слышит…

Кап, кап, кап… Открыл пошире глазки, смотрит - за окном весенняя капель. На подоконнике лежат чудо коклюшки, клубочки серебряных нитей, стоит мешочек с бисером.

Ну, а потом была пора жаркая, летняя…

И, как и обещала рукодельница Зима, всяк восхищался паутинкой Паучка, ибо краше её не было во всём лесу.

Беседа по наводящим вопросам по осмыслению нравственного урока сказки и осознанию проблемной ситуации:

Почему грустил наш Паучок?

Кто был другом Паучка?

Какой совет дала Елочка Паучку?

Кем была Зимушка–Зима для Паучка? (Она учила Паучка «премудростям своего ремесла», значит, была для нашего Паучка Учителем).

Что нужно было делать Паучку, чтобы овладеть навыками рукоделия?

Что подарила Зимушка-Зима Паучку?

Почему Зимушка-Зима подарила Паучку коклюшки (инструмент, с помощью которого можно сделать паутинку, а не готовую паутинку? (для того, чтобы Паучок сам мог плести паутинки).

Включение через проговаривание разрешения проблемной ситуации, заключенной в сказке, в «копилку опыта жизни» ребенка.

Резюмирование на основе народной мудрости, заключенной в пословицах и поговорках:

Не учась, и лаптя не сплетешь.

Мудрым никто не родился, а научился.

Звезды явятся – небо украсят, знания появятся – ум украсят.

8 этап. Образно-пластическое творчество по сказке.

Игра «Зимушка-зима и волшебная метель».

Под музыкальное сопровождение создаем образ «метели» : водящий в центре круга показывает движения – остальные, как зеркала, повторяют образ в движениях.

Заключительная игра «Звезда» (Фопель «С головы до пят»., символизирующая ритуал выхода из сказки :

Участники игры встают в круг, вытягивают левую руку и кладут ладошку на ладонь педагога, правую руку вытягивают в сторону, образуя, таким образом, фигуру «звезды». Не расцепляя ладоней, надо покружиться общей фигурой, передать свои «лучики любви» через правую ручку окружающему миру.

Вывод:

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке, которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумагиИсследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумаги ЦЕЛЬ – познакомить детей со способами изготовления самодельной бумаги, особенностями ее производства, воспитывать интерес к исследовательской.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Лэпбук «Огород на окне» для работы с детьми старшего дошкольного возраста.Лэпбук «Огород на окне» для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Настала пора для знакомства ребятишек с семенами, с их посевом. В этом процессе проходит много рассматриваний, наблюдений, опытов, бесед,.

Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаМетод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического образования и имеет особое значение.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Планирование работы по безопасности дома с детьми старшего дошкольного возраста Детей дошкольного возраста, находясь дома, даже под присмотром взрослых, могут предостерегать множество опасностей. Очень актуально сейчас.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Сенсорные планшеты для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗСенсорные планшеты для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Развитие сенсомоторных качеств очень важно для ребенка. Особенно важно для детей с ОВЗ, когда некое ограничение не является единственным.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 6 октября 2022 в 07:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Майтакова (УИ 131480) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД