Ксения Снитко
Сочинение сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем больше его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому очень важно заботится о своевременном формировании детской речи, ее чистоте и правильности, исправляя и предупреждая разные нарушения.
Публикация «Сочинение сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Сказки и стихи
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сочиняем сказку
- Старшая группа
- Темочки
В связной речи реализуется главная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выражена взаимосвязь между умственным и речевым развитием : формированием словаря, грамматической структуры, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи является одной из главных задач, которые ставит перед собой дошкольное образование.
Результаты психолого-педагогической диагностики в начале учебного года по образовательной области «Речевое развитие» показали, что большое количество детей нуждается в своевременной квалифицированной помощи специалистов, воспитателей и родителей.
У детей с ЗПР слабо развиты, не сформированы навыки правильного общения. Связное высказывание характеризуется отсутствием ясности, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается их существенные признаки, обнаруживается несформированность навыка практического словообразования, неточное знание и употребление многих слов. Дети не эмоциональны, пытаются избегать общения.
В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей с ОВЗ все большее значение имеет работа со сказкой. Различные сказки, вводящие детей в круг необыкновенных историй, превращений, которые происходят с их персонажами, выражают глубокие нравственные идеи, учат доброте к людям, демонстрируют высокие чувства и стремления. Встреча детей с персонажами сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь персонажу, попавшему в беду, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую и др. виды деятельности ребёнка, развивает интерес к предмету.
Полнота восприятия во многом зависит от того, насколько глубоким окажется проникновение в текст, насколько выразительно вы донесете образы персонажей, передадите и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. Пересказ и беседа по сказке позволяют лучше понимать и запоминать содержание. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной речи.
В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Именно эти особенности детей с ОВЗ позволили нам выделить основную цель использования приёмов сказки как развития речи детей и активизация психических процессов.
Сказка в системе коррекционных деятельности выполняет следующие задачи:
• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;
• совершенствование лексико-грамматических средств языка;
• улучшение звуковой стороны речи в области произношения, восприятия и выразительности;
• развитие диалогической и монологической речи;
• эффективность игровой мотивации речи детей;
• взаимосвязь слухового, зрительного и двигательного анализаторов;
• сотрудничество педагога с детьми и друг с другом;
• создание благоприятной психологической атмосферы, обогащающей эмоциональную и сенсорную сферу ребенка;
Наша работа варьируется в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями. Сказкотерапия используется во время: НОД, игровой, интеллектуальной, трудовой, театрализованной деятельности детей, развлечений, викторин, прогулок.
Основным принципом содержания совместной деятельности с применением сказки является коммукативно-деятельностный подход к развитию связной речи.
Возможности сказки уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого всестороннего воздействия на речевую сферу ребенка.
В ходе занятий увеличивается словарный запас, развивается связная речь, автоматизируются звуки. Кроме того, игры-сказки позволяют органично включать в занятие разные задания и виды деятельности. Например, вы можете применить приемы психогимнастики и попросить ребенка продемонстрировать, насколько разозлился волк или напугался заяц. Нужна на коррекционных занятиях и релаксация (например, ребенок может изобразить птичку, которая села на ветку и, расправив крылышки, греется под ярким солнцем). Сказка помогает развить внимание ребенка. В этом случае вы можете спросить, что изменилось в сказочном сюжете, чего раньше было, какие сказки перепутались.
Инсценировки очень часто используется в коррекционной работе. Перевоплощаясь в сказочных персонажей, дети развивают творческую фантазию и воображение. Кроме этого, инсценировки помогают детям общаться с педагогом на эмоциональном уровне, и это получается легко и непринужденно. Ребенок может быть и героем, и зрителем одновременно. Такая форма работы позволяет импровизировать, и педагог создает сказку вместе с ребенком. В ходе совместного творчества вы можете изменять и дополнять знакомый сюжет. Это позволяет удерживать внимание и поддерживать интерес детей, что особенно важно в тех случаях, когда ребенок быстро устает или его эмоциональное состояние нестабильно.
В нашей группе организован уголок сказки : здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие игры. Имеется библиотека, в которой находится художественная детская литература. Здесь дети читают, рассматривают иллюстрации сказкам, проводят беседы, обсуждают прочитанное.
Театральный уголок постоянно пополняется сказочными героями и сказочными предметами.
Взаимодействие с детьми в различных видах детской деятельности осуществляется нами в процессе:
- сочинение сказок и оформление книжек-малышек;
-совместно с детьми показали театр «О невоспитанной золотой рыбке».
Нами была организована экскурсия в музей «Русская горница», который располагается в нашем детском саду.
Особую роль в своей педагогической работе я отвожу просвещению родителей, консультациям по использованию сказок в воспитании, стараюсь разъяснить им большую значимость семейного чтения. Родители с великим удовольствием смотрят на выступления детей, принимают участие в изготовлении костюмов, атрибутов. Уверена, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие в обеспечении успешности организуемой работы.
Таким образом, достоинство и роль сказок в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья неоспоримы : это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь.
Сказкотерапия в коррекционной работе максимально приближает ребенка к тому уровню связной речи, который требуется ему для полноценного и последовательного освоения школьной программы.
Дети овладеют связной, грамматически правильной речью как средством общения и культуры.
Поскольку в этом году к нашей группе присоединились другие дети, перспективами дальнейшей работы мы считаем корректировку и дальнейшее использование накопленного материала для развития речи детей этого потока.