Людмила Анатольевна Семенчук
Социализация младших дошкольников посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация младших дошкольников посредством игровой деятельности
В современном мире проблема социализации детей в дошкольных учреждениях очень актуальна, так как на данный момент вокруг нас не хватает самых простых человеческих качеств: воспитанности, доброты, доброжелательности, толерантности друг к другу. Дети всецело погружены в освоение интернет-пространства планшетов и компьютеров, из-за чего теряют навык общения с окружающими людьми.
Публикация «Социализация младших дошкольников посредством игровой деятельности» размещена в разделах
В ФГОС ДО четко обозначено, что дошкольное образование должно быть направлено на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Поэтому коммуникативные качества дошкольников необходимо развивать с самого раннего возраста.
В современном дошкольном образовании очень многие изучают проблему социализации детей. Самыми распространенными являются три авторские технологии по позитивной социализации: «Мы вместе!» Рылеевой Е. В. (10 игр, технология эффективной социализации Н. П. Гришаевой «Социальная акция и развивающее обучение» и программа-технология «Жизненные навыки» Кривцовой С. В. Каждая из указанных технологий привлекает внимание дошкольных педагогов своими особенностями. У Рылеевой Е. В. она удобна тем, что можно включить предоставленные игры в любое звено организованной деятельности. Они помогают раскрыть тему образовательной деятельности, бесконфликтно в игровой форме делить детей на группы при необходимости; создавать доброжелательную и благоприятную атмосферу в группе. У Гришаевой Н. П. технология делится на 9 составляющих технологий, которые лучше всего для эффективных результатов использовать постоянно все вместе, сменяя одну другой, но можно пользоваться и отдельными блоками. Здесь хорошо налажена взаимосвязь воспитанников, родителей и воспитателей. Хотя по технологии Кривцовой С. В. удобно работать с детьми старшего дошкольного возраста от 5 лет, но с ней все же желательно тоже ознакомиться. Данная технология заставляет дошкольников постоянно погружаться в путешествия, приключения, в ходе которых легче всего поддерживать познавательную активность детей. К тому же любая деятельность детей проходит через призму их чувств. Дошкольники учатся выражать свои плохие эмоции приемлемыми для окружающих действиями, не боятся выражать свои желания и мечты, что делает их более уверенными и открытыми в общении.
Представленные мной выше технологии – хорошие помощники для нас, воспитателей, в решении поставленных ФГОС ДО задач по социально-коммуникативному развитию. Кроме того, различные дидактические игры, упражнения на устранение конфликтов между дошкольниками, на улучшение эмоциональной среды группы, игры на устранение отрицательных эмоций всегда помогут в работе над социализацией детей.
В младшем дошкольном возрасте основной деятельностью остается игровая деятельность. На данном этапе работы мы начинаем закладывать основы сюжетно-ролевой игры, где пока основная роль принадлежит воспитателю. Он продумывает роли, атрибуты, игровое пространство, сам начинает игру, обучая на своем примере дошкольников. В ходе процесса игры взрослый оценивает созданные образы героев и их действия, побуждает детей также дать свою оценку. Таким образом, у младших дошкольников формируется умение самооценки и анализа действий других детей, зарождается умение взаимопонимания друг друга, они получают личный опыт сотрудничества и взаимодействия с окружающими. Дети во время построения и обучения сюжетно-ролевой игре вовлекаются в общение со сверстниками и взрослым, что эффективно способствует работе над социализацией.
Игры-инсценировки очень хорошо подходят для развития социально-коммуникативных навыков. Разыгрываются сценки из русских народных сказок, во время которых можно самим превратиться в героев или воспользоваться игрушками в качестве персонажей. После финала игры необходимо проанализировать героев сказки с детьми, выяснить причины их поведения и к чему это все привело. Таким образом, затрагивается понимание младшими дошкольниками добра и зла, что дает им возможность в спорных моментах друг с другом уже проанализировать свое поведение и действовать уже более благоразумно.
Хороводные игры несут с собой речевой и тактильный контакт: взрослого и ребенка, детей друг с другом. Такие игры помогают воспитателям снять напряженность атмосферы в группе, а дошкольникам эмоционально расслабиться, преодолеть свою стеснительность. После подобных забав дети легче идут на дальнейшее взаимодействие с окружающими и на смену организованной деятельности, в которой они могут быть уже более активными и уверенными в себе.
Игры с правилами не только развлекают детей, но и несут в себе самую настоящую коммуникативную функцию. Дошкольники учатся соблюдать правила и действовать в соответствии с ними, спокойно осознавать свой успех или неудачу. В подобных играх им приходится тесно и эмоционально сотрудничать друг с другом; слышать и слушать друг друга; уметь договариваться; соблюдать очередность.
Игровая деятельность помогает воспитателям успешно работать над социализацией младших дошкольников. Они накапливают, благодаря разнообразным видам игр, навыки взаимодействия друг с другом и с взрослым; умение разрешать конфликты, адекватно выражать свои эмоции, сопереживать друг другу. В игровой деятельности младшие дошкольники осваивают основные коммуникационные навыки, которые помогают им пройти социализацию.