«Социокультурные истоки» в системе образования ДОУ

Трегубова Дарья
«Социокультурные истоки» в системе образования ДОУ

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из актуальных задач отечественного образования. Современная социокультурная ситуация в России характеризуется как ситуация глобального духовно – нравственного кризиса. В Концепции государственной политики в области духовно – нравственного воспитания детей и защиты их нравственности в Российской Федерации подчеркивается, что «масштабы духовно – нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно – нравственной и физической деградации российского народа. Ситуация в сфере духовно- нравственного здоровья и культуры общества представляет серьезную угрозу национальной безопасности и будущему России».

Духовно- нравственное развитие личности осуществляется под влиянием многих факторов. В наше не простое время, время глобальных перемен, когда мир диктует свои правила, и мы следуем этим правилам, совсем забывая о духовности и нравственности. Как же быть, нам педагогам, чтобы возрождать и развивать духовно-нравственное развитие нашего подрастающего поколения?

Как говорил К. Д. Ушинский: «Небесные семена веры чудесным образом проникают в душу детей, вера врождена человеку. Это важно для педагога. Он должен дать пищу сердцу, уму и вере, чтобы не окорнать человека».

Немаловажную роль играют окружающая среда и, прежде всего, семья, где воспитывается ребенок, а также образовательное учреждение, которое он посещает. Важным фактором, влияющим на духовно- нравственное развитие ребенка, являются учебные программы, реализующиеся в образовательных учреждениях.

Одной из таких программ является программа духовно – нравственного воспитания «Социокультурные истоки», направленная на приобщение детей и их родителей к базовым духовно- нравственным и социокультурным ценностям России. Авторами программы являются И. А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, главный редактор Издательского дома «Истоки», и А. В. Камкин, профессор Волгоградского государственного педагогического университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук. В программе одной из важнейших задач являться задача соединения интеллектуального и духовно - нравственного начала в процессе обучения и воспитания дошкольников.

Программа существенно наполняет образовательные области «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» социокультурным и духовно- нравственным содержанием. Она позволяет сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются; подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; стимулирует мотивацию к совершенствованию формирующейся личности ребенка. Программа позволяет комплексно, системно, интегративно, опираясь на отечественные традиции, в тесном сотрудничестве с семьей решать задачи духовно- нравственного развития дошкольников.

Содержание программы составляют ценности культуры: русские народные сказки, былины, сказы, фрагменты произведений классической литературы, песенки, поговорки, пословицы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.

В течение месяца по тематическому плану согласно программе проводятся мероприятия, через разные виды детской деятельности, и в конце темы проводим итоговое мероприятие.

В нашей группе с детьми было проведено мероприятие, которое выпало на «День открытых дверей». По теме: «Верность родной земле».

Мероприятие «Богатыри земли русской»

Данное мероприятие проходило в виде интегративного занятия. Дети помогали богатырям собраться в поход, искали (картинки) доспехи, оружие, и закрепляли картинки на мольберте. Рассказывали о подвигах богатырей и кого они победили. А также, стихотворения о богатырях. Собирали из пазлов картину - былину, называя ее.

На занятии, мы с детьми закрепили ранее полученные знания и познакомили педагогов не только нашего учреждения, но и всего Анивского городского округа с данной программой.

В рамках «Социального партнерства», запланирована экскурсия в храм Преподобного Серафима Саровского. Также отец Димитрий (настоятель Анивского храма, приглашен для беседы с родителями.

Наше дошкольное учреждение работает по данной программе с сентября 2019 года. Это только самое начало нашего пути. Мы надеемся, что через определенное время мы увидим «плоды» нашей работы. Также мы считаем, что если программа «Социокультурные истоки» войдет в обязательную программу и будет реализовываться во всех дошкольных образовательных учреждениях Сахалинской области, тогда мы сможем увидеть поколение с «фундаментом» знаний о ценностях и духовно – нравственном поведении в обществе и в жизни.

Литература:

1. Истоковедение. Том 15.-М.: Издательский дом «Истоки», 2018.-160с.

2. Истоковедение. Том 11.-М.: Издательский дом «Истоки», 2017.-320с.

3. Истоковедение. Том 5 Издание 5-е, дополненное. -М.: Издательский дом «Истоки», 2018.-224с.

4. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. -М.: Издательский дом «Истоки», 2018.-216с.

Публикации по теме:

«Любимое имя». НОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки» «Любимое имя». НОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки» Цели: - первоначальное прочувствованное восприятие.

Макет «Русская печь». Программа «Социокультурные истоки»Макет «Русская печь». Программа «Социокультурные истоки» Емеля, Баба-яга, Илья Муромец… Что объединяет этих сказочных персонажей? Печка! Емеля использовал её как оригинальное средство передвижения,.

Конспект занятия «Любимая книга» по программе «Социокультурные истоки»Конспект занятия «Любимая книга» по программе «Социокультурные истоки» Конспект НОД Истоки Тема: «Любимая книга» Программное содержание: - дальнейшее наполнение содержанием социокультурной категории «КНИГА»:.

Опыт работы по реализации программы «Социокультурные истоки» Доклад по теме: Опыт работы по реализации программы «Социокультурные истоки». Автор: воспитатель МБДОУ детский сад «Красная шапочка» Семушина.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Космос
  • Космос
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Социокультурные истоки» в системе образования ДОУ
Опубликовано: 17 октября 2019 в 12:05
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 декабря. День зимовья зверей на МААМ

Весёлая русская народная сказка «Зимовье зверей» известна всем и каждому. Смысл её в том, что важные дела надо заранее делать, чтобы потом локти не кусать и не мёрзнуть. А также в том, что с крупными...

13 декабря. Выставка новогодних открыток на МААМ

Первая новогодняя открытка была напечатана к Рождеству 1843 года в Англии. Картинку для нее нарисовал двадцатишестилетний художник Джон Хорсли. На открытке были изображены три поколения празднующей семьи...

Открытки — поздравления с Новым 2020 годом от детей средней группы
СКОРО НОВЫЙ ГОД. Скоро, скоро Новый год! Он торопится, идет! Постучится в двери к нам: Дети, здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Елку...
Мастер-класс «Снеговик, вязаный крючком»
Наши предки считали снеговика сыном Деда Мороза и Метелицы. 18 января отмечали его день рождения. Снеговиков считали оберегами домов, и их старались лепить...
Фотоотчет о проведении спортивного праздника «Олимпийские надежды»
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию фотоотчет о проведении в нашем дошкольном учреждении Первенства по дворовым играм "Олимпийские надежды". К...