Наталья Пестерева
«Составление короткого рассказа совместно с воспитателем» Конспект НОД. Средняя группа.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Дата проведения: 13.04.2015
Группа : Средняя группа
Вид занятия: речевое развитие
Воспитатель : Антропова Наталья Владимировна
Тема занятия: «Составление короткого рассказа совместно с воспитателем»
Публикация «„Составление короткого рассказа совместно с воспитателем“ Конспект НОД, Средняя группа,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
Тип занятия: углубленный - познавательный;
Цель занятия: упражнение в составлении короткого рассказа совместно с воспитателем;
Задачи:
Образовательные:
• Связная речь: учить детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем;
• Грамматика: учить правильно называть отдельные предметы посуды, знать их назначение; знакомить с продуктивной словообразовательной моделью сахар – сахарница, салфетки – салфетница, конфеты - конфетница; закреплять умения отвечать полным ответом;
• Словарь: обогащать словарь детей названиями предметов посуды;
• Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука «с»;
Развивающие:
• развивать зрительное и пространственное восприятие, процессы памяти (запоминание);
Воспитательные :
• воспитывать доброжелательность к окружающим, желание помочь в чем-либо;
Принципы воспитания и обучения :
• доступности;
• наглядности;
• научности;
• диалогизации;
• создание положительного эмоционального фона;
Принципы развития речи:
• обеспечения активной речевой практики;
• обогащения мотивации речевой деятельности;
• взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
• взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развитие речи как целостного образования;
Методы воспитания и обучения :
• беседа;
• эмоциональное стимулирование;
• объяснительно – иллюстративный;
• демонстрация;
• поощрение;
• игра;
Методы развития речи:
• словесные (беседа);
• наглядные (непосредственные – рассматривание натуральных предметов; опосредованные – рассказывание по игрушкам);
Оборудование:
Демонстрационное: 2 куклы – мальчик, девочка; столик, скатерть, посуда для чаепития, изображения различных предметов посуды.
План занятия:
1 Орг. момент;
2 Мотивационно – целевой этап;
3 Основная часть:
3.1 Беседа;
3.2 Физ. минутка;
3.3 Составление короткого рассказа совместно с воспитателем;
4 Подведение итогов занятия;
Список литературы:
• «Развитие речи детей 4-5 лет», Ушакова О. С. Струнина Е. М., Москва, 2007, «Вентана – Граф».
• Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
1 Орг. момент
Игра - «Посуда»
- собрать внимание детей; повторить названия посуды, встречающейся в быту; обогащать словарь детей названиями предметов посуды.
Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Подойдите ко мне, пожалуйста. Давайте встанем в большой красивый круг. Покажите мне свои глазки. Ребята, я с вами хочу поиграть в игру, которая называется «Посуда».
Дети: Подходят, встают в круг. Слушают.
Воспитатель : Я буду показывать вам изображения посуды, которую вы видите очень часто у мамы на кухне, а вы, как только узнаете, как она называется, поднимите руку и назовете ее. Будьте внимательными.
Показываю изображения разной посуды, слушаю ответы детей, помогаю, если затрудняются.
Дети: Узнав посуду, поднимают руку, говорят название предмета.
2 Мотивационно – целевой этап
- сообщить тему и цель занятия; смотивировать детей на предстоящую деятельность; воспитывать доброжелательность к окружающим, желание помочь в чем-либо.
Воспитатель : - Молодцы, ребята, вижу, посуду вы знаете хорошо! А где у вас в группе есть посуда?
Дети: В домике
Воспитатель : Давайте подойдем и посмотрим в домик. Здесь у вас и куклы сидят, наверное, в гости кого – то ждут. Ой, ребята, вы слышите, кто – то плачет. Слышите? Это же кукла плачет. Давайте спросим у нее, как ее зовут и что у нее случилось. Слава, спроси, пожалуйста.
Если ребенок не может задать вопрос, то помогаю ему. Спрашиваем у куклы, она как будто шепчет мне на ухо.
Дети: Прислушиваются
- Да, Нет
- Давайте
- Куколка, как тебя зовут, почему ты плачешь?
Воспитатель : Ребята, она мне только что прошептала на ухо, что ее зовут – Света. А еще Света мне сказала, что сегодня к ней придет ее друг Саша, и они вместе будут пить чай, но Света совсем не знает как накрыть на стол. Ну что, ребята, поможем ей?
- Хорошо! Итак, сегодня на занятии мы с вами поучимся составлять короткий рассказ вместе со мной.
3 Основная часть:
3.1 Беседа
- учить правильно называть отдельные предметы посуды, знать их назначение, знакомить с продуктивной словообразовательной моделью сахар – сахарница, салфетки – салфетница, конфеты – конфетница; закреплять умения отвечать полным ответом; обогащать словарь детей названиями предметов посуды; развивать зрительное и пространственное восприятие, процессы памяти (запоминание).
Воспитатель : Итак, давайте разберемся, что нам будет необходимо для того, чтобы накрыть на стол. Свету посадим, пусть она учится!
- Что это (показываю на стол? А это что (показываю на скатерть?
- Правильно, на столе скатерть. А что нужно поставить на стол, чтобы пить чай?
Дети: Чашечки с блюдцами, чайник, чайные ложечки, мелкие тарелки.
Воспитатель : - Верно, посуду.
Достаю необходимые предметы посуды, дети с моей помощью называют их.
- Итак, нам понадобятся…
- Молодцы, верно назвали. Ребята, а для чего нужны чашечки с блюдцами? А чайник для чего нужен? А маленькие тарелки зачем нужны? Зачем нам понадобятся чайные ложки? А откуда мы будем брать сахар чайными ложками, где он лежит?
- Верно, сахар лежит в сахарнице. Еще нужны… (показываю на салфетки). Зачем нужны салфетки? А куда мы их положим?
Дети: Чтобы в них наливать чай; для того, чтобы заваривать чай; класть на них печенье, пирожные, вафли; чтобы класть и размешивать сахар; в сахарнице; салфетки; чтобы вытирать рот, руки; в салфетницу.
Воспитатель : Молодцы, правильно ответили, салфетки мы положим в салфетницу. А с чем ребята будут пить чай, скажите, какие сладости вы знаете?
Дети: Конфеты, мороженое, пирожное.
Воспитатель : Хорошо, а Света с Сашей будут пить чай с конфетами. Ребята, куда мы положим конфеты? Сахар лежит в сахарнице, салфетки лежат в салфетнице, а конфеты лежат … .
Дети: В конфетнице.
Воспитатель : Молодцы, все правильно назвали. Ну что Света, теперь ты знаешь, как нужно правильно накрыть на стол?
- Ребята, а Света мне только что сказала, что благодарит вас за то, что вы ей помогли, а еще, что пока мы разбирались, что нам понадобится для того, чтобы накрыть на стол, она очень устала и хочет отдохнуть. Да и вы наверное тоже устали, давайте немного отдохнем.
3.2 Физ. минутка
- снять мышечное и эмоциональное напряжение; подготовить артикуляционный аппарат к составлению рассказов; закреплять правильное произношение звука «с»; обогащать словарь детей названиями предметов посуды.
Воспитатель : Ребята, давайте встанем в круг на ковер. Давайте спросим у Светы, как нам поиграть.
Кукла «говорит» мне на ухо, как нам поиграть.
- Света мне подсказала один стишок, повторяйте за мной:
«Поднимает кукла руки,
Вверх-вниз, вверх-вниз!
А потом она танцует,
Покружись, покружись!
После танца всем ребятам
Поклонись, поклонись!»
- Давайте еще раз станцуем.
Таким образом, провожу физ. минутку 2 раза.
Ребята, а давайте сейчас представим, что мы с вами в гостях на чаепитии и нам попалась твердая ириска, так, жуем твердую конфетку. На нашем столе стоят кувшины с узким и широким горлышком, давайте вытягивать губки сначала узкой, а потом широкой трубочкой, словно мы кувшины.
Дети: Имитация жевания, производят медленные и быстрые движения челюстями.
Вытягивают губы то узкой, то широкой «трубочкой».
Воспитатель : Так, молодцы, а еще у нас есть большой красивый чайник, в котором мы будем кипятить воду, покажите большой красивый чайник, надуйте свои щечки.
Дети: Надувают обе щеки одновременно.
Воспитатель : Чайник то наш закипел вот так – «сссссс». Давайте покажем, как кипит наш самовар.
Дети: ссссс
Воспитатель : А теперь, чтобы нам попить чай, мы подготовим чашечки для чая, покажите мне, чья чашечка глубже.
Молодцы, красивые чашечки получились. А чтобы нам нарезать что-нибудь, понадобится ножик, покажите острый ножик.
- Ой, какой не послушный язычок у ребят, давайте его накажем и покусаем.
- Молодцы, наказали свой язычок. Давайте сейчас попьем чай через трубочку, вытягиваем губы узкой воронкой и, словно через трубочку вдыхаем. Ой, а чай то у нас горячий, давайте подуем на него, носиком вдыхаем и дуем.
3.3 Составление короткого рассказа совместно с воспитателем
- учить детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем; закреплять умения отвечать полным ответом.
Воспитатель : Ну вот, ребята, мы с вами немного отдохнули и Света отдохнула. Посмотрите, к Свете в гости пришел Саша. А мы уже успели накрыть на стол. Давайте посадим ребят за стол, пусть они пьют чай с конфетами. Давайте сядем на стульчики и попробуем рассказать, как Саша был в гостях у Светы: «Саша пришел в гости …
Дети: К Свете.
Воспитатель :. Ребята пили … с …. Чай был …. Ребята попили чай, вытерли рот … и пошли … .».
Дети: Чай; конфетами, Салфеткой; играть.
Воспитатель : Ребята, кто хочет рассказать о том, как Саша был в гостях у Светы( 2-3 ребенка составляют короткий рассказ вместе с воспитателем)
Воспитатель : Молодцы, хорошие рассказы составили.
4 Подведение итогов занятия
подвести итог занятия; похвалить детей за работу.
Воспитатель : Ребята, а сейчас я вам дам изображения ложечек. А в спальне на полу разложены изображения чашечек с блюдцами, вам нужно быстро найти свою пару, свою чашечку с блюдцем, посмотрим, всем ли хватит пары.
Даю детям изображения ложечек, а в спальне они находят изображения чашек с блюдцами, которые выложены по кругу, таким образом, строю детей в круг.
Всем хватило пары?
Дети: Да
Воспитатель : Хорошо! Итак, ребята, сегодня мы с вами помогли Свете накрыть на стол к приходу Саши. Затем мы с вами поучились составлять короткие рассказы.
Сегодня на занятии был очень активным …. Красиво отвечал на вопросы … Хороший рассказ составил …. Очень старался …. Был внимательным … .
Таким образом, произвожу оценочную деятельность.
И Света вам говорит большое спасибо, за то, что вы ей помогли. Давайте проводим ее до столика в ее домик.