Гулмира Конева
Конспект занятия с применением ТРИЗ «Составление рассказа по картине «Деревенский двор»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №3 «РАДУГА»
Мастер – класс с элементами ТРИЗ
«Составление рассказа по картине
«Деревенский двор»
Подготовила:
Воспитатель: Конева Гулмира Хамидовна
г. БАЛАКОВО
Мастер – класс с элементами ТРИЗ.
«Составление рассказа по картине «Деревенский двор»
Публикация «Конспект занятия с применением ТРИЗ „Составление рассказа по картине „Деревенский двор“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
Цель: Обеспечить развитие умения детей составлять творческие рассказы по картине.
Задачи:
- формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;
- формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием;
- упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия;
- упражнять в составлении фантазийных рассказов от 1-го лица; развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;
- расширять и активизировать словарь детей;
- активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;
- продолжать воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
Оборудование: картина «Деревенский двор», магнитная доска, смайлики, бумага формат А4 для «подзорной трубы», фломастеры черного цвета, бумага для зарисовки схемы.
Методические приё мы:
Игровая мотивация «Волшебная картина»;
Игра «Подзорная труба»;
Игра «Фотографирование;
Игра «Вхождение в картину»;
Физминутка;
Игра «Живые картинки»;
Игра «Превращение в объект на картине».
Ход НОД:
Организационный часть:
Воспитатель: - Сегодня я хочу вам показать очень необычную, даже волшебную картину. Почему она необычная? А потому, что она умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Но рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим ни одной мелочи детям.
- Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека, а для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?
Основная часть:
Игра «Подзорная труба»
Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
( навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его: девочка, колодец, дом, солнце, земля, небо, деревья, двор, дрова, цветы и т. д.)
Игра «Фотографирование»
Воспитатель: - Молодцы, сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, схематично зарисуем все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске, а вы у себя на листах.
-Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?
(Дети называют как можно большее число объектов, изображённых на картине, а я схематично фиксирую их на доске, дети у себя на листах повторяют схему за мной).
Воспитатель: - Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы их изобразили? Проверьте своей подзорной трубой.
-Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного)
Воспитатель: – Ребята, что мы сейчас делали? (называли объекты на картине). Правильно, запомните правило: «Смотрю на картину и называю объекты».
- Ребята, все объекты на картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем: Чем или как они связаны? Кто кому друг? Кто кому недруг? - соединяю стрелками два предмета на доске, а дети на своих схемах, затем дают объяснение взаимосвязям объектов.
-Молодцы! Все справились с заданием.
-А, что мы сейчас делали? (ответы детей). Правильно, мы говорили о том, как объекты на картине, связаны между собой. А вот второе правило нашей игры: «Один предмет связан с другим, потому что).
Игра «Вхождение в картину»
Воспитатель: -Вам нравится эта картина? А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Тогда, закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину.
-Откройте глаза, ребята, вот мы и в картине, как ласково светит весеннее солнышко, давайте погреемся под его лучами.
Физминутка
Солнечный мой лучик руки вверх
Прыгни на ладошку ладони вверх
Солнечный мой лучик кружатся
Маленький, как крошка
Прыг на носик, на плечо Руки на нос, на плечи,
Ой, как стало горячо! Прыжки
Прыг на лобик и опять Руки на лоб, на плечи,
На плече давай скакать прыжки
Вот закрыли мы глаза, закрыли глаза
А солнышко играет
Щечки теплым лучиком гладят щечки
Нежно согревает.
Воспитатель: -Молодцы, как хорошо погрелись под лучами весеннего солнца, почувствовали его тепло.
-Ребята, мы с вами находимся в картине, а какие звуки вы слышите? (я слышу звуки.
-Какие запахи ощущаете? (пахнет блинчиками, чувствую запах летних цветов ….).
-Молодцы, вот сколько звуков мы услышали и какие запахи почувствовали.
-А, вот и следующее правило: «Я слышу, как…», «Здесь пахнет…»
Игра «Живые картинки»
Воспитатель: -Ребята, картина ещё, хочет вам что-то рассказать о себе. Сейчас, я каждому из вас предложу карточку, на которой схематично изображён тот или иной объект с картины. Вы должны определить: кто из вас, кто и найти своё место на картине (каждый ребёнок по схеме определяет, кто он и где ему встать).
-Ребята, давайте мы с вами «нарисуем живую картинку» : «Вокруг себя мы покружились и в картину превратились».
-Молодцы, давайте проверим, все на своих местах? Замечательная картина.
-А вот, и следующее правило: «У каждого объекта есть своё место на картине».
Игра «Превращение в объект на картине»
Воспитатель: -Ребята, а теперь подумайте и расскажите нам каждый о себе : Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине? (Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа).
-Молодцы вы так интересно о себе рассказывали. Запомним правило игры: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня….»
«Вокруг себя мы покружились и в ребят мы превратились».
Заключительная часть:
Итог:
Воспитатель: - Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об объектах. А всему этому нас научила «волшебная» картина.
- А вы хотите, чтобы она ещё погостила у нас? (ответы детей). Картине тоже очень понравилось с вами играть, и она решила ещё погостить у нас. А в следующий раз для нашей картины, мы постараемся составить большой интересный рассказ.
Рефлексия
Воспитатель: - На нашей волшебной картине есть два персонажа – девочка, которая улыбается и собака, которой грустно. Так вот, ребята, если вы считаете, что занятие проходило весело, возьмите улыбчивый смайлик и прикрепите его рядом с девочкой, а если – грустно было – грустный смайлик прикрепите рядом с собачкой.