Получи документы

Составление описательных рассказов детьми дошкольного возраста

Юлия Витальевна Левина
Составление описательных рассказов детьми дошкольного возраста

1 слайд - Составление описательного рассказа

2 слайд - Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста.

При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значение самостоятельного оформления сюжета и подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка.

Публикация «Составление описательных рассказов детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Составление рассказов требует более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствование всех познавательных процессов, а также усиленной и углубленной предварительной работы

3 слайд - По характеру литературного жанра рассказы бывают :

Описательные

• Повествовательные

Рассказы – рассуждения

4 слайд - Особенности описательного рассказа

В описательном рассказе отсутствует временная последовательность ;

Речь более образная, с большим количеством прилагательных и наречий;

Описательный рассказ труднее для составления.

Речь более образная, с большим количеством прилагательных и наречий;

5 слайд - Структура описательного рассказа

Название предмета или явления;

Характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние);

Внешний вид (форма, цвет, размер, материал);

Назначение (где используется, как с ним взаимодействовать);

Какую пользу приносит; отношение к предмету или явлению

6 слайд – Обучение дошкольников составлению описательного рассказа

Учить детей дошкольного возраста составлять описательный рассказ – важный аспект их развития.

Умение точно, лаконично и образно описывать предмет способствует развитию речи детей и их мышления и внимания.

Один из приёмов, который облегчает ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем.

Опорные схемы выступают в роли плана –подсказки.

7 слайд – Элементы модели описательного рассказа – символы – заместители качественных характеристик объекта:

• Принадлежность к родовому понятию;

• Среда обитания или роста (для живых объектов) ;

• Размер ;

• Цвет ;

• Форма ;

• Строение или составные части;

• Качество поверхности ;

• Материал (для неживых предметов) ;

• Способ использования ;

• Субъективная оценка.

8 слайд – При составлении описательного рассказа по опорным схемам следует обратить внимание на:

• Полноту характеристики внешних признаков и свойств описания;

• Логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);

• Связность текста (правильность согласование слов в предложении);

• Образность (использование лексической выразительности).

9 слайд – Этапы работ по формированию у детей умения составлять описательный рассказ с использованием опорных схем

• Первый этап работы - необходимо продемонстрировать детям схему по определённой лексической теме и объяснить содержание условных обозначений.

• На втором этапе – необходимо дать детям образец описательного рассказа по определённой лексической теме.

• Третий этап – это самостоятельное составление ребёнком описательного рассказа по опорной схеме.

10 слайд – Особенности построения описательного рассказа в разных возрастных группах :

• В младшей группе работа ведётся от «обратного» – дети пытаются доказать свою правоту, отвечая на вопросы и давая развёрнутые ответы.

• В средней группе описательные рассказы строятся по опорным схемам.

• В старшей группе описательные рассказы строятся по плану, который сами составляют.

• В подготовительной группе сами составляют рассказы по плану, проводят анализ рассказа друзей и самоанализ.

11 слайд – Общие моменты в работе по обучению составления описательного рассказа :

• Систематические речевые тренинги – тесно связанные с темой рассказа (сказки, басни, стихи, рассказы).

• Лексические упражнения (подбор признаков и действий, синонимов и антонимов, родственных слов).

• Грамматические упражнения (словообразование, составление предложений).

• Фонетический контроль.

• Совершенствование диалогической речи.

• Обучение составлению плана, его запоминание.

• Объединение предложений в связное, последовательное, законченное высказывание.

• Использование зрительных опор – схем.

12 слайд – Лексическая тема: «Овощи»

План и схема рассказа.

13 слайд – Образец описательного рассказа по лексической теме : «Овощи. Помидор»

План рассказа :

Название овоща.

Цвет.

Форма (круглая, овальная, треугольная).

Размер.

Где растёт?

Каким является на ощупь и на вкус?

Способ употребления.

Описательный рассказ по теме : «Помидор» :

Это – помидор.

Помидор красного цвета.

Помидор круглой формы.

Этот помидор большой.

Помидор растёт на грядке, в огороде.

На ощупь помидор мягкий, гладкий. На вкус – сладкий и сочный.

Помидор едят сырым. Из него готовят салаты, соки. Его заготавливают на зиму – солят.

14 слайд – Лексическая тема: «Дикие животные»

План и схема рассказа.

15 слайд – Лексическая тема: «Животные»

План и схема рассказа.

16 слайд – Лексическая тема: «Игрушки»

План и схема рассказа

17 слайд – Лексическая тема: «Одежда»

План и схема рассказа.

18 слайд – Лексическая тема: «Посуда»

План и схема рассказа.

19 слайд – Лексическая тема: «Зима»

План и схема рассказа.

20 слайд - Особое внимание заслуживает чёткое предварительное планирование занятий, продуманное формулирование и оттачивание каждого вопроса воспитателем с учётом содержания составляемого описательного рассказа, законов и норм литературного языка и ожидаемых, предполагаемых, смоделированных воспитателем ответов детей на его вопросы.

21 слайд - Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам»Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам» Цель: учить составлять по предметным и сюжетным картинкам с использованием предлогов; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;.

Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем Задачи. 1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Конспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗКонспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей составлять описательный рассказ.

Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Открытое занятие по развитию речи «Моя семья» для старшего дошкольного возраста. Составление генеалогического древаОткрытое занятие по развитию речи «Моя семья» для старшего дошкольного возраста. Составление генеалогического древа Цель: расширение представления о семье и формирование любви и уважения к родным и близким. Задачи: Образовательные: -активизировать словарный.

Сенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказовСенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказов Проблемы в речи детей : неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; недостаточный.

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч»Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч» Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине ''Спасаем мяч'' Используемая литература: Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх '' Составление.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Осень» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Лобачева М. В. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание.

Составление рассказов по раскраскам.Составление рассказов по раскраскам. Детские раскраски – хороший материал для развития мелкой моторики руки, воспитания усидчивости, умения доводить дело до конца, развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составление описательных рассказов детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 25 мая 2020 в 21:52
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД