Папки-передвижки

Современные направления художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Юлия Балдина
Современные направления художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Художественно- эстетическое развитие происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков и откладывает в его душе отпечаток на всю жизнь. Привлечение к такой деятельности всесторонне и гармонично развивают личность дошкольников, включая изобразительную, музыкальную, театрализованную, художественно-речевую деятельность. Они выполняют функцию положительно-эмоционального обогащения, вызывают эмоции восторга, радости, вдохновения, вытесняют тревожность, напряжение, чувство беспомощности.

Публикация «Современные направления художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО» размещена в разделах

Уже в раннем возрасте ребенок способен к восприятию цвета, звука, формы. Музыка способна развивать эмоциональную сферу ребенка, а красивые изображения вызывают у него радость. Младший дошкольник многогранно воспринимает окружающий мир. Он учится ценить и понимать красоту, у него формируется эмоциональная отзывчивость на произведения искусства. У старшего дошкольника эстетическое отношение к миру более активно и осознанно. Владея различными видами продуктивно-художественной деятельности, ребенок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ, в оформлении интерьера группы. У него формируется «чувство материала» - умение сочетать и подбирать различные художественные материалы в продуктивной творческой деятельности. Дети с интересом посещают музеи, рассматривают экспонаты и эмоционально рассказывают о своих впечатлениях.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования задачами художественно-эстетического развития являются :

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

• Становление эстетического отношения к окружающему миру;

• Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

• Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

• Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Психологи выделяют в художественно-эстетической деятельности ряд компонентов, тесно связанных между собой: целевой, операциональный, мотивационный.

Художественно-эстетическая деятельность требует наличия у детей четких образных представлений об объектах и предметах, которые они хотят изобразить. Эти представления формируются на основе восприятия. При этом оно должно быть эмоционально и эстетически окрашенным. Исследования и практика показывают, что такое восприятие надо развивать в ребенке с раннего возраста, сам он не может овладеть им без направленного руководства взрослого.

Важным компонентом такой деятельности являются их средства осуществления. Не владея ими, изображение невозможно создать. Дети приобретают опыт изображения чего-либо, но, как правило, не стихийно, а в процессе систематического обучения под руководством взрослого. Усвоение основных средств осуществления деятельности предоставляет ребенку возможность действовать самостоятельно и свободно. Осознание малышом того, что он может изобразить различные предметы, воспроизвести сюжет сказки и др. вдохновляет его, вызывает желание рисовать, петь, лепить, создает хорошее настроение и наоборот, неумение вызывает негативные эмоции, подавляет стремление к художественной деятельности. Ребенок отказывается от таких занятий, а воспитатели теряют важное средство всестороннего воспитания ребенка, развития его творческого потенциала.

Одной из главных задач воспитания детей в художественно-эстетической деятельности является развитие у них элементов творчества. Детское творчество - первое звено развития творческой деятельности, в которой ребенок проявляет свое отношение к окружающему миру, свое понимание его. Это помогает детям раскрыть свой внутренний мир, особенности восприятия и представления, способности и интересы.

Организация художественной деятельности дошкольников является одним из средств развития индивидуальных потенциальных возможностей каждого ребенка, формирование его творческих способностей. От того, насколько благоприятными являются условия для проявления детьми наклонности к тому или иному виду художественной деятельности, зависит возможность своевременного выявления и развития детских способностей, формирование элементов творчества.

Сам процесс художественно-эстетического воспитания включает в себя несколько этапов: осуществление накопления знаний и художественных впечатлений, приобретение умений и навыков, которые необходимы для самостоятельной художественной деятельности. И только на дальнейшем этапе становится возможным возникновение творческого замысла, поиска художественных средств.

В развитии творческой активности большую роль играет ознакомление детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни - большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего.

Особое место в оформлении группы должно принадлежать изобразительному искусству: эстампам, картинам, предметам прикладного искусства. Это расширяет эстетические представления детей, доставляет художественное наслаждение, создает основу понимания произведений искусства, вызывает желание самому нарисовать узор, цветок, сделать красивую игрушку.

Для того, чтобы у детей появилось желание заниматься художественной деятельностью, необходимо создать творческое настроение. Это достигается соответствующим расположением мебели и стимулирующих материалов. Создавая нужную атмосферу для художественной деятельности, следует исходить из основной цели ее организации - развития индивидуальных способностей и склонностей ребенка.

Склонность и интерес детей к художественной деятельности воспитатель поддерживает своим собственным отношением к ней, умением видеть красоту, мастерством и увлеченностью.

Среди принципов индивидуального подхода к ребенку место занимает применение поощрений. Для формирования у детей самоуважения, уверенности в своих возможностях необходимо проявлять внимание и доброжелательность.

Решению основной задачи - развитие художественно-творческих способностей - помогает правильная оценка воспитателем результатов детской деятельности. В отличие от оценки, которая дается на занятиях, основной акцент здесь делается не на опрятности, правильности использования технических приемов, а на наличии в работе элементов нового, творческого начала. Например, качество узоров, украшающих игрушки из глины, у одних детей отличается умением варьировать знакомые элементы в новых сочетаниях, чувствительностью к цветовой гамме, способностью находить самостоятельные композиционные решения. Другие же дети остаются копировщиками знакомых образцов. Поэтому, при оценке детских работ очень важно выделить такие, которые отличаются оригинальностью, пусть даже незначительной. Как уже было отмечено, этим работам необходимо найти практическое применение. Однако нельзя забывать о других детях - всех следует похвалить, в каждой работе найти положительное.

Итак, перед воспитателем стоит задача выявлять, поддерживать и развивать наклонности и способности детей, создавать необходимые условия для удовлетворения индивидуальных интересов. При этом он должен умело и тактично управлять выбором и содержанием художественной деятельности дошкольников, чутко относиться к проявлениям детского творчества.

Важным моментом развития индивидуальных художественных способностей детей являются условия, при которых задается общее направление, согласованность в действиях воспитателя и родителей. Родители, прежде всего, должны осуществлять индивидуальный подход к ребенку, чтобы он стремился воплотить свои художественные наклонности и интересы. Поэтому важно, чтобы педагог акцентировал внимание семей на необходимость обогащения эстетических впечатлений детей, организации сообщества родителей и ребенка, а также создание дома атмосферы, стимулирующей его к творческой деятельности.

Стремление дошкольников к художественной деятельности формируется двумя путями: во-первых, когда родители сознательно влияют на возникновение интереса к прекрасному, на формирование у ребенка соответствующих умений и навыков, и, во-вторых, когда взрослые своим примером вдохновляют малыша, побуждают участвовать в совместной деятельности.

Для активизации у детей интереса к художественной деятельности педагог может предложить родителям посетить с детьми ботанический сад, лес, художественный музей, устроить встречу с художниками мастерами на выставках декоративно-прикладного искусства, чтобы дети могли задавать вопросы. Наряду с такими культурными мероприятиями целесообразно организовать на базе дошкольного учреждения практикум для родителей из современных форм декоративных работ: макраме, аппликация из природного материала, аранжировки летних и зимних букетов и тому подобное. На таких практикумах участники не только приобретут определенные навыки, но и ознакомятся с материалами, необходимыми для определенного вида работы, методами обучения художественными умениями. В таких семьях взрослые и дети выступают активными участниками совместного художественного творчества.

Большую радость и богатство впечатлений способны принести дошкольникам творческие выставки работ, выполненных совместными усилиями родителей и детей. Роль гидов на таких выставках могут выполнять сами дети. На просмотр желательно пригласить родителей и детей, которые не принимали участия в оформлении выставки. Это поможет привлечь их к художественной деятельности.

Предложенные формы работы с детьми способствуют тесному сотрудничеству родителей с дошкольным учреждением в развитии индивидуальных художественно-творческих способностей детей, а также приносят детям положительные эмоции, как в детском саду, так и в семье.

Публикации по теме:

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Дидактическое пособие для художественно-эстетического развития детей «Разноцветные улитки» своими рукамиДидактическое пособие для художественно-эстетического развития детей «Разноцветные улитки» своими руками Данное дидактическое пособие «Разноцветные улитки» направлено на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Изобразительная.

Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей»Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей.План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Попова Валентина Традиционно художественно-эстетическое развитие детей рассматривается как средство формирования выразительности речи дошкольников,.

Уголок художественно-эстетического развития в старшей группеУголок художественно-эстетического развития в старшей группе Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные направления художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 11:48
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД