Оксана Григорьева
«Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС доо»
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС ДОО»
Слайд 1
Тема:
«Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС ДОО»
Слайд 2
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.
Публикация «„Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС доо“» размещена в разделах
Важный аспект в решении вопроса сохранения природы – экологическое воспитание всего населения, начиная с подрастающего поколения.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности.
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором пребывает сейчас.
Экологическое воспитание дошкольников непрерывный процесс воспитания и развития ребенка, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Цель:
(нашего ДОУ состоит в следующем) Воспитание с первых лет жизни гуманной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней.
Задачи:
1. Развитие познавательного интереса к миру природы.
2. Формирование представления о взаимосвязи компонентов живой и неживой пророды.
3. Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
Слайд 3
Система работы по экологическому воспитанию детей в нашем ДОУ состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации образования
Повышение профессиональной квалификации педагогов
Является одним из важных факторов, влияющих на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка, является профессиональная подготовка педагогов.
В нашем ДОУ внедрены в работу разнообразные формы повышения квалификации сотрудников: курсы повышения квалификации, РМО,педагогические советы, семинары, мастер – классы, выставки, конкурсы.
Конкурсы: «Огород на окне», «Наша планета», «Дары природы», конкурс на лучший дизайн групповых участков, клумб, конкурс экологических проектов, конкурс на лучшую кормушку для птиц и другие.
Через консультации, семинары, практикумы воспитатели получают экологические знания, знакомятся с программами, методиками экологического воспитания дошкольников.
Слайд 4-5
Формы работы с детьми: НОД (простые и комплексные, игровая деятельность, прогулки, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, праздники, развлечения, досуги, викторины, кроссворды, экспериментальная деятельность, работа с родителями.
Систематически проводится НОД непосредственная образовательная деятельность по областям в соответствии с ФГОС. В своей работе воспитатели постоянно используют дидактические игры, театрализованные представления, сюжетно – ролевые игры с экологическим содержанием.
Слайд 6
Предметно – развивающая среда
Одно из важных условий воспитательно - образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды в дошкольном учреждении.
Среда в нашем дошкольном учреждении способствует:
• познавательному развитию ребенка
• эколого-эстетическому развитию
• оздоровлению ребенка
• формированию нравственных качеств
• формированию экологически грамотного поведения.
Развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.
В каждой возрастной группе имеется миницентр по экологии в соответствии с программой ДОУ и возрастом детей.
Зона коллекций - предназначена для знакомства детей с объектами природы, для обучения классификации по различным признакам.
Познавательные пирамиды: «Природа и мы», «Животные». Изготавливаются совместно с детьми, помогают закрепить знания о природных объектах и явлениях.
Центр воды и песка. Предназначен для экспериментирования с водой и песком, для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук.
Огород на окне - создается в каждой возрастной группе для наблюдений за ростом растений.
Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека, - вот главные аспекты работы педагога с детьми.
Поэтому мы стремимся к экологизации всего образовательного процесса, а для этого необходимо тесное сотрудничество всего коллектива.
Например, музыкальный руководитель разрабатывает сценарии экологических праздников, подбирает музыкальное оформление для образовательной деятельности по экологии, инструктор по физической культуре включает в занятия упражнения-имитации повадок различных животных, растений, организует походы в природу, участвует в организации спортивно - экологических праздников.
Большое внимание уделяется общению с природой, организации различных форм работы во время прогулок, экскурсий. В ДОУ есть экологическая тропа, птичий столб, находящейся на территории детского сада, мини – метеостанция, огород, прогулочные площадки с цветниками, по всей территории ДОУ растут деревья и кустарники.
Слайд 7-8
Работа с родителями
Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись.
Главные задачи, которые мы поставили перед родителями нашего ДОУ:
• поддерживать интерес детей к природе,
• поощрять их экологически грамотные поступки,
• проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду,
• и, конечно же, быть во всем примером.
Кроме просветительной работы с родителями (консультации, родительские собрания на экологическую тему, буклеты, памятки и др., большое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Нами были проведены совместные акции: «Сделаем свой участок чистым» (уборка мусора, снега на участках ДОУ, «Игрушки – фантазии из бросового материала» (поделки из бросового материала, «Мы – друзья природы» (конкурс экологического плаката, «Акция – посади дерево!», «Птицы – наши друзья» (изготовление кормушек, скворечников, обеспечение кормом) и др. Родители охотно участвуют в жизни нашего детского сада. Большой популярностью и у детей, и у родителей пользуются тематические выставки фотографий: «Мой домашний питомец», «Семья и природа» и другие.
Родители оказывают помощь в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, в оформлении участков дошкольного учреждения, также были сделаны метеостанции, птичий столб.
Слайд 9
Наше творчество
Регулярно оформляются выставки детского творчества на экологические темы согласно временным изменениям в природе.
Слайд 10
Центр наблюдения за природой
В детском саду имеется, зона релаксации предназначена для отдыха детей и уходом за комнатными растениями, и обитателями аквариума.
Слайд 11
Наблюдение за ростом зеленого лука, семян бобовых.
Слайд 12
Кружок «Флорик»
Экологический кружок «Флорик» работает по программе экологического воспитания детей дошкольного возраста Николаевой С. Н. «Юный эколог».
Слайд 13
Уход за цветами
Дети в старших группах помогают воспитателю ухаживать за растениями.
Слайд 14
Наш огород
Слайд 15
Слова Сухомлинского В. А.
Хочется верить, что сложившаяся система работы в ДОУ не остановится на достигнутом, впереди - внедрение новых эколого-образовательных технологий, разработки методических пособий, совершенствование предметной среды, создание экспериментальной площадки по экологическому воспитанию. Пусть любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.
2. М. Г. Агавелян Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями». - М. ,2009г.
3. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова,И. К. Белова «Здравствуй мир». Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М: Баласс, 2006г.
4. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанов, «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ ТЦ «Учитель», Воронеж, 2004г.
5. Т. Н. Доронова Т. Н. и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей/ - М. : Просвещение, 2005.
воспитателей и методистов ДОУ ТЦ «Учитель», Воронеж, 2004г.
6. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 352 с.
7. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн. : «Асар» - 1996. – 128 с.
8. Т. А. Шорыгина. «Какие звери в лесу!». Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва, 2000г.
9. Т. А. Шорыгина». «Птицы какие они?». Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи». Москва, 2007г.
10. Интернет ресурсы.