Папки-передвижки

Современные технологии в развитии детей младшего дошкольного возраста

Алексеева Юлия
Современные технологии в развитии детей младшего дошкольного возраста

Система сенсорного воспитания на современном этапе – это интенсивно развивающаяся система, в рамках которой просто невозможно оставаться в стороне от тех инновационных процессов, которые в нее внедряются.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Публикация «Современные технологии в развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Необходимо строго обеспечивать комплексную безопасность дошкольников (витальную, социальную, экологическую, информационную и др.).

Современному ребенку требуется современная предметно-развивающая среда, инновационные технологии и методы обучения, которые позволяют решать задачи сенсорного воспитания в разных образовательных областях. В современном мире создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии, которые приобретают системный характер.

Сенсорное воспитание в раннем и младшем дошкольном возрасте очень важено для совершенствования деятельности органов чувств ребёнка, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Давно известно, что движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.

Поскольку жизнь не стоит на месте и постоянно развивается, то непременным условием является использование как традиционных, так и нетрадиционно-инновационных приемов, методов и технологий сенсорного развития.

К числу современных образовательных технологий относятся :

Технология информационного обучения;

Технология проблемного обучения;

Технология проектного обучения;

Технология игрового обучения;

• Здоровьесберегающие образовательные технологии;

Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач;

• Личностно-ориентированные технологии.

Вот лишь некоторые инновационные методы и приемы работы с детьми по сенсорному воспитанию и развитию детейраннего и младшего дошкольного возраста :

• Су-Джок терапия;

• Хеппенинг;

• Сенсорные коробки;

• Сенсорная комната;

• Ковролинография;

• Бусоград ;

• Куклотерапия;

• Sеndplaiтерапия.

Су - Джок терапия - это здоровьесберегающая технология в формировании физического и психического здоровья детей раннего и младшего дошкольного возраста, а так же эффективная методика для сенсорного развития мелкой моторики рук и речевого развития детей. Су-Джок стимулятор-массажёр, представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами, разделённый на две половинки, в которых находятся два колечка. Кольца, сделанные из эластичной, металлической проволоки очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками массажируем пальчики, при этом по всему организму ощущаются приятные покалывания. Использование такой формы работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, помогает так же развитию внимания, памяти, мышления и речи. Чтобы занятия были более разнообразными, интересными и процесс массажа не показался детям скучным, использую стихи, потешки, песенки.

Хеппенинг - форма современного искусства, которая представляет действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг усиливает интерес детей к изобразительной деятельности, включая в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. Неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату. Такой способ нетрадиционного изображения можно отнести к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции. На занятиях по изодеятельности я использую такой вид хэппенинга, как рисование пальчиками, кулачком, ладошками, окрашенной мыльной пеной. Для получения нужного художественного эффекта пользуемся смятой бумагой, «пучком» ватных палочек, кусочком губки, зубной щеткой, используем пластиковые трубочки, гладкие вощеные шнурки, различные формы для оставления оттиска на бумаге и многое другое.

Сенсорные коробки - это дидактическое пособие для сенсорного развития детей, ёмкость, которого наполнена всякого рода тактильным материалом. Наполнителями являются разные крупы, макароны, мука, природный материал: камешки, ракушки, шишки, плоды каштана, мелкие игрушки и многое другое. Такие сенсорные коробки легко использовать в Хромотерапии. Тогда и коробку и наполнитель подбираем одного определённого цвета. Часто используются сенсорные коробки, наполненные разными предметами из одного и того же материала (например,- из резины или пластика, или объединёнными другими общими свойствами (например, - все круглые, все прозрачные, или все притягиваются к магниту). Главное назначение таких игр - возможность трогать, пересыпать, переливать, исследовать и изучать то, что находится внутри сенсорной коробки, обучая и развивая ребёнка. Такие игры стимулируют развитие познавательных процессов, обогащают сенсорный опыт ребёнка и способствуют развитию мелкой моторики.

Сенсорная комната – оказывает самое сильное воздействие на процесс сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Это специально организованная среда, где с помощью специального оборудования и предметов происходит воздействие на органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обаняние. Именно здесь врачи педагоги, психологи проводят развивающие и лечебно-коррекционные занятия. Работа в сенсорной комнате проводится как с группой детей, так и индивидуально.

Часто такая комната условно делится на 2 зоны: тёмную и светлую. Тёмная зона сенсорной комнаты помогает расслабиться и снять напряжение и способствуют релаксации (упражнения в сухом бассейне, звуки воды, отражения зеркального шара, приятная музыка). В активной светлой зоне можно выполнять упражнения. Часто именно здесь специалисты используют пузырьковую колонну, сенсорные дорожки, столы для рисования песком или фиброоптические светящиеся волокна.

Оснавная цель такой комнаты - развитие познавательной деятельности, произвольного внимания, эмоций, речевого и невербального общения.

Весёлые игровые задания развивают у дошкольников : память, речь, способствуют сенсорному развитию, развитию творческих способностей, наблюдательности, концентрации внимания. Занятия в Сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координации.

Методика работы в Сенсорной комнате основана на постепенном включении сенсорных ощущений, индивидуальности подбора упражнений для развития каждого ребёнка.

Ковролинография – это современный занимательный комплекс, который представляет собой полотно из ковролина и крепится к стене. Если можно так сказать, - это современный потомок фланелеграфа. Ковролинограф позволяет сделать наглядным почти любое занятие или игру и создаёт условия для проявления творчества педагога и комфортного проведения, как в организованной образовательной деятельности, так и в свободное от занятий время, а так же в ходе режимных моментов. Работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с использованием ковролинографа помогает в развитии творческих способностей детей, развивает координацию движений общей и мелкой моторики, зрительное, тактильное и слуховое восприятие, а так же создаёт положительный эмоциональный настрой в группе.

Бусоград - авторская необычная методика педагога Майи Ивановны Родиной, которая позволяет развивать речь ребёнка простым способом и открывает творческие способности детей. Методическое пособие «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки» просто уникально! Педагог вместе с детьми создаёт оригинальные картины, придумывает свои игры при помощи бус. В использование данной методики есть особая магическая сила для детей – это «Бусинки», каждый, кто к ней притронется, тоже станет добрым Волшебником! Благодаря применению в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста техники «Бусоград», у малышей быстрее развиваются речевые способности.

Куклотерапия – это симбиоз арт-терапии и игротерапии.

Какую роль играет метод куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста?

Во-первых, помогает установить эмоциональный контакт с малышами, особенно в период адаптации, во-вторых, снять эмоциональное напряжение у детей, в-третьих, способствует развитию психических процессов и, в-четвертых, обогащает информацией воспитанников об окружающем мире.

Всем известно, что куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей раннего возраста. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который всё понимает. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей.

Используются разнообразные виды кукол: куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные, куклы-гармошки, куклы на гапите, куклы-костюмы и многие другие.

Куклотерапия выполняет такие функции как:

развивающая – развивает психические процессы (мышление, память, внимание, восприятие);

• коммуникативная – устанавливает эмоциональный контакт, объединяет детей в коллективе;

• релаксационная – снижает эмоциональное напряжение детей;

• обучающая – помогает познавать окружающий мир, побуждает выполнять предложенные задания, экспериментировать, искать решение проблемной ситуации.

Работа с куклой происходит, как в рамках организованной образованной деятельности, так и в совместной деятельности и в индивидуальной работе. Куклу всегда хочется взять в руки, рассмотреть, прижать, играть и манипулировать ею. Кукла является своеобразным посредником между ребёнком и педагогом, позволяет «подобрать ключик» к любому ребёнку.

Sеndplai терапия–сегодня этот вид терапии становится всё более популярным во всём мире. Метод был разработан Дорой Клафф в 1940 году, как диагностический инструмент в детской психиатрии. «Игра с песком» - так переводится с английского его название. Сэндплей технологию используют педагоги, психологи и врачи для помощи детям и взрослым в индивидуальной и групповой работе. Для работы с дошкольниками используется довольно большой пластиковый или деревянный лоток, выкрашенный преимущественно в голубой цвет. В игре может использоваться вода. Её можно подливать к песку, чтобы замесить песочное тесто и лепить из него (самостоятельно или при помощи формочек). Кроме того, используются различные камешки, шишки, ракушки, ветки, длинные пластиковые бусы, разноцветные шнурки и ленты, плоскостные геометрические фигурки, а так же крошечные фигурки людей, животных и сказочных существ из различных материалов. Можно использовать так же миниатюрные дома, мебель, посуду или транспорт.

Сэндплей технология помогает ребёнку унять слишком сильное волнение, утомление, печаль, скуку. Можно рисовать на песке или рисовать песком, выкладывать рисунки на песке с помощью цветных камешков по образцу, схеме или по замыслу. Закапывать что-то в песок, или искать в песке запрятанный «клады». Лепить торты из песка и украшать их. В конце концов, - можно создавать свой собственный игровой мир.

Песочная терапия Сэндплей развивает мелкую моторику, улучшает память, воображение, координацию движений. Песок даёт уникальную возможность исследовать внутренний мир ребёнка. Он поглощает негативную энергию, стабилизирует эмоциональное состояние.

Таким образом, использование современных технологий содействует сенсорному воспитанию и развитию дошкольников и способствует повышению эффективности развивающих процессов.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем и младшем дошкольном возрасте ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Дидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста Дидактическое пособие "Рыбки" - это многофункциональное пособие, позволяющее развивать речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста» Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста». Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные технологии в развитии детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 марта 2021 в 19:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД