Папки-передвижки

Опыт работы музыкального руководителя «Создание детских музыкальных спектаклей в детском саду»

Анна Кузяева
Опыт работы музыкального руководителя «Создание детских музыкальных спектаклей в детском саду»

Описание опыта работы музыкального руководителя Кузяевой А. А.

Тема: «Создание детских музыкальных спектаклей в детском саду».

Краснодар 2022

Добрый день, уважаемые коллеги!

Меня зовут Кузяева Анна Александровна, работаю музыкальным руководителем в детском саду № 98 с 2001года.

Публикация «Опыт работы музыкального руководителя „Создание детских музыкальных спектаклей в детском саду“» размещена в разделах

Я хочу поделиться опытом своей работы с детьми. Каждый день встречаю ребятишек в детском саду и проживаю вместе с ними эту маленькую очень важную часть их жизни - дошкольное детство. В детский сад приходят разные дети: озорные и тихие, контактные и замкнутые. Но все они похожи на маленькие зернышки. Мне так хочется, чтобы все эти зерна превратились в прекрасные растения! Я стараюсь помочь каждому ребенку самореализоваться, дать ощутить его, пусть маленький, но успех, чтобы он почувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Одним из направлений моей работы является создание детских музыкальных спектаклей в детском саду.

Хочу поделиться своим опытом работы по созданию детских музыкальных спектаклей-мюзиклов. Для чего нужна театрализованная деятельность в детском саду?.

Театрализованная деятельность прежде всего развивает:

-художественно-творческие способности детей;

-развивает выразительность и чистоту речи;

-является эффектным средством социализации дошкольников;

-позволяет повысить самооценку;

Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.

Театрализованная деятельность занимает главенствующую роль не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни группы. При подготовке спектакля я тесно сотрудничаю с родителями, воспитателями и специалистами. В этот момент мы все объединены атмосферой творчества.

Подготовка к спектаклю начинается с выбора интересного сценария, который я редактирую для определенной группы детей, учитывая возраст и степень подготовленности.

Далее подбирается музыка для характкристики того или иного героя, весь песенный и танцевальный репертуар, который разучивается со всеми детьми для возможной замены, в случае отсутствия исполнителя. Вместе с воспитателями и родителями находим наиболее удобные костюмы, продумываем декорации и необходимый реквизиты.

Как подготовить с дошкольниками музыкальный спектакль.

Современные подходы к воспитанию и развитию ребенка-дошкольника на музыкальных занятиях разнообразны и предполагают, прежде всего, его активную практическую деятельность. Рекомендаций по постановке спектаклей существует в методической литературе достаточно, однако в данной работе речь пойдет не о праздничных, красивых, отточенных «нарядных» спектаклях, а о тех, которые являются частью постоянной работы музыкального руководителя и охватывают всех детей.

Постановка музыкального спектакля с детьми — дело непростое и требует хорошей подготовки самого педагога. Это гораздо сложнее, чем подготовка какого-либо праздника или досуга. Однако полученные результаты с лихвой оправдывают все трудности подготовки, так как в отличие от других форм, музыкальный спектакль дает и детям и педагогу возможность получать удовольствие и радость не только в результате работы, но и в процессе подготовки. Во многом это связано с тем, что для постановки спектакля мы выбираем какую-либо сказку.

Музыкальная сказка — это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, содержание и смысл которых усиливаются музыкальным сопровождением. Первые представления о мире, о его обитателях, о взаимоотношениях людей, о Добре и Зле — всё это из сказок. Слушая сказки, дети воображают себя Героями, Победителями, Принцессами. Они мечтают о том, какими умными, справедливыми, удачливыми, красивыми и счастливыми они будут, когда вырастут. Для ребенка-дошкольника исполнение роли в музыкальной сказке — это Чудо, сделанное своими руками.

Этапы работы над постановкой сказки:

В подготовке постановки все этапы и виды деятельности играют важную роль, так как в процессе этой работы мы развиваем речь ребенка, его познавательную активность, обогащаем опыт коммуникативных навыков. В процессе репетиций и постановки происходит интенсивное эмоциональное развитие ребенка, так как яркая образная сказочная форма заставляет ребенка сопереживать, волноваться и радоваться. Сказка помогает ребенку научиться воспринимать музыку.

Из опыта постановки музыкальных спектаклей-сказок (я ставлю сказку-спектакль каждый год) можно предложить следующую последовательность этапов подготовки.

I. Предварительный этап:

1. Выбор музыкальной сказки.

2. Знакомство детей со сказкой.

3. Распределение ролей.

II. Подготовительный этап:

1. Разучивание сказки.

2. Подбор и создание костюмов и декораций.

3. Подготовка фонограммы (если есть необходимость).

III. Заключительный этап:

1. Спектакли для детей и педагогов.

2. Спектакли для родителей.

3. Спектакли для детей младшего возраста.

Выбор музыкальной сказки :

В специальных изданиях, в периодике можно найти немало детских музыкальных произведений. Чтобы выбрать сказку для детского исполнения необходимо учитывать следующие факторы:

1. Выбор сюжета — простая, понятная для детей, интересная история, знакомая народная сказка или литературное произведение (например, «Муха-Цокотуха» муз. М. Красева, «Гуси-лебеди» муз. С. Бодренкова).

2. Выбор музыки — мелодичная, выразительная, яркая. Вокальные партии и хоры в удобном для детей регистре, имеющие не слишком широкий диапазон, технически доступные для исполнения, легко запоминающиеся (например, в опере М. Красева «Теремок» все вокальные партии положительных героев построены на одной и той же мелодии).

3. Выбор текста сказки — как в стихах, так и в прозе. Особенно внимательно следует отнестись к стихотворным текстам. Важно, чтобы это были литературно грамотные, образные, легкие для произношения и запоминания стихи. Хорошо, если это будут стихи известных детских поэтов (например, «Кошкин дом» С. Маршака, «Муха-Цокотуха» К. Чуковского, а не монотонные, тусклые «складушки», сочиненные безвестными старателями.

4. И, наконец, самое главное — уровень сложности музыкальной сказки должен соответствовать уровню музыкального и речевого развития детей.

Знакомство со сказкой

Это очень важный и интересный этап: можно заранее заинтриговать детей, пообещав скорую встречу со сказкой. Они с нетерпением будут ждать этого занятия.

Знакомить детей с выбранной сказкой можно следующим образом:

-исполнить всю сказку целиком выразительно и ярко, если она не очень длинная (например, сказка «Ваня и Маша» муз. Н. Френкель);

-увлекательно пересказать всю сказочную историю своими словами, проиллюстрировать её музыкальными номерами, передающими содержание сказки и характеры героев,

Предваряя знакомство со сказкой, можно предложить детям подумать, какой персонаж им ближе, «по душе», чтобы во время прослушивания они могли «примерить на себя» несколько ролей, выбрать наиболее привлекательную. Задача педагога — сделать исполнение настолько ярким, интересным, чтобы у детей появилось желание в этом участвовать, поиграть в это.

Распределение ролей:

Роли в спектакле получают все дети и каждый получает возможность свою роль сыграть на зрителях.

Как правило, роли главных героев — самые объемные по содержанию, сложные в вокальном отношении, разнообразные по эмоциональной окрашенности. Эти роли желательно предлагать детям, обладающим развитыми музыкальным слухом и чувством ритма, достаточным певческим диапазоном, хорошей памятью, выразительной речью, артистическими способностями и желанием выступать. Главные действующие лица играют с начала до конца сказки, что нелегко, даже при наличии всех талантов.

Необходимо принимать во внимание желание ребёнка сыграть главную роль. Если у него есть хоть малейший шанс справиться с этой задачей, нужно пойти ему навстречу и приступить к работе над понравившейся ролью. Случается, что в процессе подготовки сказки дети сами понимают, что переоценили свои силы. В этой ситуации они иногда легко, а иногда и с сожалением, расстаются с мечтой. Но, к счастью, бывает и обратное: для того, чтобы стать «артистом», выступать, ребенок включает все свои внутренние резервы, прилагает очень большое старание, делает над собой усилие и не только овладевает ролью, но и с помощью этого решает многие личностные проблемы.

Из опыта работы можно порекомендовать педагогу каждую главную роль разучивать с несколькими детьми. Герои второго плана обычно появляются в какой-то части спектакля и действуют непродолжительное время. Эти роли дети выбирают себе сами. Если ребенок сомневается, педагог может помочь ему с выбором, принимая во внимание характер, темперамент ребенка, его способности и особенности.

В процессе работы над сказкой у некоторых детей появляется желание сыграть еще какого-то персонажа. В таком случае ребенок может освоить еще одну роль.

Особого внимания требует подготовка отрицательных персонажей. Дошкольникам бывает сложно отделить роль от личности: «Раз играешь злодея, значит сам такой». Не всем хочется «превращаться» в Жабу, Паука или жадного Медведя. Предлагая эти роли, важно дать понять детям, что данные персонажи имеют очень большое значение, что без этих героев сказка не состоится. В некоторых сказках дети могут учить сразу две роли (например, в сказке-мюзикле «Муха-Цокотуха» роли героя-Комара и злодея-Паука) и играть их по очереди.

В массовых сценах, хорах участвуют все дети — и главные герои, и герои второго плана.

В результате такой подготовки формируется 3-5 составов участников сказки. «Артисты», не занятые в своей роли на данном (сегодняшнем) представлении, могут участвовать в массовых сценах.

Подобный подход позволяет каждому ребенку участвовать в спектакле в том или ином качестве несколько раз. За счет этого успешно решается и проблема взаимозаменяемости.

Работа над сказкой :

Работа над сказкой (разучивание сказки) происходит на индивидуальных, фронтальных и тематических занятиях.

На индивидуальных занятиях дети разучивают сольные партии, дуэты. Все диалоги на начальном этапе каждый ребенок разучивает с педагогом, исполняющим роль партнера. Когда ребёнок в основном запомнил свою роль, он начинает взаимодействовать с другим персонажем-ребенком.

В этот же период на групповых фронтальных занятиях часть времени отдается для разучивания хоров, танцев, массовых сцен.

Таким образом, музыкальная сказка готовится фрагментарно с нескольких точек.

Когда выучены все главные партии, дуэты, монологи, хоры, танцы, вокальные номера, диалоги, и дети уверенно владеют музыкальными партиями и текстом, наступает пора построения сцен.

На этом этапе самой удобной формой работы являются тематические занятия, полностью посвященные созданию сказки.

Занятия проходят в группах по 6-8 человек. Группы формируются из детей, играющих главные роли, участвующих в какой-то одной или двух сценах и т. д. Фрагменты сказки постепенно укрупняются.

На занятиях ребенок учится взаимодействовать не с другим ребенком, а с персонажем. Если отсутствует постоянный исполнитель роли, его может заменить ребенок-доброволец или педагог.

На данных занятиях с целью развития ассоциативного мышления, развития фантазии, воображения можно использовать различные игры. Например, Радынова О. П. рекомендует в процессе подготовки спектакля использовать такие игры как: «Найди пару», «Волшебный платок», «Маска, я тебя знаю» и др. [1]

Целиком сказка складывается, когда дети чувствуют себя уверенно во всех сценах. Проиграть ее на занятии от начала до конца очень важно для каждого артиста. Детям это необходимо для того, чтобы знать, где и в какой момент нужно что-то делать, рассчитать свои силы — физические и эмоциональные.

Длится детский спектакль до 40 минут.

Показ сказки:

В практике постановки спектаклей в нашем детском саду первое выступление носит характер генеральной репетиции. В роли зрителей на первом показе выступают педагоги и дети.

В последующих спектаклях зрители — родители, дети других возрастных групп.

Во время выступления кто-то преодолевает свой страх, кто-то волнуется, кто-то просто не верит в то, что у него всё получится и относится к свершившемуся, как к Чуду. А для кого-то участие в спектакле — возможность выделиться, отличиться.

Оформление спектакля :

Костюмы

Учитывая, что в спектакле участвуют все дети, при создании костюмов важно придерживаться следующих принципов: простота, лёгкость, удобство, соответствие образу. В практике нашей работы предпочтение отдается атрибутам и дополнениям к обычной одежде ребенка. Очень редко используется полный костюм. Чаще всего используются: фартуки, передники, пелеринки, платочки, косынки, шляпки, нагрудники, хвостики, ушки, рожки и т. п.

Декорации:

Декорации задают общую атмосферу спектакля, «превращают» привычный зал в «сказочное пространство».

Основные принципы при выборе: безопасность, мобильность, условность, выразительность. При замене отдельных элементов декорации могут использоваться в разных музыкальных сказках. Например, Пряничный домик легко превращается в Муравейник, Теремок, Кошкин дом.

Музыкальное оформление :

Фонограмма—это очень важное дополнение к оформлению спектакля. Использование пения птиц, шума ветра и дождя, журчания ручья и других звуков природы, а также классической и народной музыки делают спектакль более ярким и выразительным.

Таковы основные этапы работы педагога по подготовке и постановке музыкального спектакля с детьми-дошкольниками. Если эту работу педагог планирует проводить постоянно, а не от случая к случаю, следует определить и закрепить этот вид деятельности в образовательной программе. Из нашего опыта работы можно сделать вывод, что постановка спектакля — главное «музыкальное событие» года. Очередной спектакль ждут с нетерпением и педагоги, и родители, и дети.

Мониторинг результатов усвоения образовательной программы показывают, что музыкальные занятия, музыкальные развлечения и праздники, постановка музыкальных спектаклей оказывают положительное воздействие на общее и художественное развитие детей, формирование их музыкальных и творческих способностей. А мир музыкальной сказки является прекрасным средством развития эмоциональной сферы дошкольников, формирования основ музыкальной культуры.

Публикации по теме:

Фотоотчет музыкального развлечения «Страна музыкальных игр» в детском садуФотоотчет музыкального развлечения «Страна музыкальных игр» в детском саду Лето дарит нам возможность искупаться в речке, загорать, построить замок из песка или налепить куличики, покататься на велосипеде или роликах.

Игра на детских музыкальных инструментах в детском саду Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей.

Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Консультация для музыкальных руководителей «Роль музыкального руководителя ДОУ в сплочении коллектива» Любой руководитель заботится о микроклимате в своей организации. Никому не нужны склоки и раздоры, мешающие эффективной деятельности коллектива.

Консультация музыкального руководителя «Системно — деятельностный подход на музыкальных занятиях» Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Опыт работы «Кукольный театр в детском саду»Опыт работы «Кукольный театр в детском саду» Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на моей страничке, спасибо,что нашли минутку,чтобы зайти ко мне в гости!Сегодня я хочу вам.

Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду»Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду» .

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском садуОпыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация тяжелое время для ребенка. Это не только процесс привыкания к новым отношениям, к новой обстановке, к новому режиму, но и выработка.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы музыкального руководителя «Создание детских музыкальных спектаклей в детском саду»
Опубликовано: 28 июня 2022 в 13:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД