Получи документы

Методические рекомендации по знакомству детей со святыми «Святые, в Земле Тамбовской просиявшие» (старшая группа)

Татьяна
Методические рекомендации по знакомству детей со святыми «Святые, в Земле Тамбовской просиявшие» (старшая группа)

«Святые, в Земле Тамбовской просиявшие»

Служение родной земле – каким оно может быть? в чем может заключаться? О родной земле можно слагать песни и поэмы, можно возводить прекрасные здания, писать картины и симфонии, за родину можно сражаться. Но есть и другое служение родине– любовью к ближним, молитвой, кротостью и смирением. Каждый уголок нашей страны хранит память о необыкновенных людях, озаривших духом своим родную землю. Нужно ли знакомить детей со святыми? Если да, то зачем и как? Чем это обогатит детей, что нового привнесет в семьи наших воспитанников?

Публикация «Методические рекомендации по знакомству детей со святыми „Святые, в Земле Тамбовской просиявшие“ (старшая группа)» размещена в разделах

Именно на эти вопросы мы искали ответ, когда решили разработать и реализовать проект о святых Тамбовского края. Итак, наш ответ на вопрос зачем? – расширить и обогатить представления детей о духовном мире человека, неограниченных возможностях его духа, тем самым проложить «тропинку» к зарождающемуся духовному миру самого ребенка. Чем это обогатит детей? В правдивых историях о реальных исторических личностях, которыми являются святые подвижники, ненавязчиво и ярко раскрываются духовные качества столь необходимые, делающие из человека – настоящего человека. Это честность, бескорыстие, забота о других, скромность, чистота помыслов. Что нового привнесет в семьи? Мы изначально, еще на этапе планирования, решили увлечь нашей темой родителей, придумав для этого семейные походы выходного дня.

Ну, и главный вопрос : как это сделать? Мы предлагаем вашему вниманию схему-алгоритм разработки «сценария» знакомства детей со святыми.

Первый этап - «мотивационная завязка», где происходит моделирование яркой, необычной ситуации, которая послужит механизмом возникновения первоначального спонтанного интереса, желания узнать больше.

Второй этап - «святой – историческая личность». На данном этапе мы занимаемся изучением исторических фактов, отбором и адаптацией информации доступной и понятной детям. Здесь важно показать, что этот человек – реальная историческая личность.

Третий этап - «святой – необыкновенный человек, причисленный к лику святых». Здесь мы делаем акцент на уникальных духовных качествах, разъяснение, примеры из жизни, проблемные диалоги, знакомство с иконографией.

Четвёртый этап - «Святые, в Земле Тамбовской просиявшие». На данном этапе мы пытаемся проследить связь с Тамбовской землей, для этого мы изготовили карту Тамбовской области, она сопровождала нас весь проект, также мы изготовили маленькие иконы святых и наклеивали на карту в соответствии с «географией» святого – место, где он родился, основал обитель.

Пятый этап - «поэтическое обобщение». С большим удивлением мы узнали, что в социальных сетях есть творческие люди, которые занимаются изучением родного края и пишут о нем стихи, возможно, эти стихи не являются высокой поэзией, но они написаны нашими современниками, земляками, написаны от души. Так, по каждому святому мы делали поэтическое обобщение.

Шестой этап, заключительный - «вместе с семьей». Каждый раз мы пытались придумать что-то, что продолжит нашу тематику в семьях: мы приглашали всех желающих в походы выходного дня, сами разрабатывали маршрут, остановки, писали программу экскурсии, чтобы по-новому закрепить материал, заинтересовать темой родителей.

Каких же святых мы включили в изучение по теме проекта? Нашему краю повезло, он всегда был богат людьми духовными. Мы выбрали 5 известнейших святых подвижников, чья жизнь так или иначе связана с Тамбовом. И начали мы со святого Питирима- Тамбовского Чудотворца.

Нас заинтересовал памятник на Спасо-Преображенской площади, мы рассмотрели его. Читающие дети прочитали немного сложное непривычное современному уху имя - Питирим - Тамбовский Чудотворец. Сколько непривычных слов! Мы решили узнать об этом человеке побольше.

Поэтическое обобщение – нам повезло, в социальных сетях мы нашли житие святителя Питирима в стихах автора Александра Медведева.

С большим волнением мы готовили наш первый поход выходного дня. Мы рассказали о нашей теме родителям, многие загорелись желанием. И та группа, которая пришла, пришли по большому желанию, что и было нам нужно. Мы заранее наметили программу похода: памятник святителю Питириму Тамбовскому Чудотворцу, колокольня Спасо-Преображенского кафедрального собора, Спасо-Преображенский кафедральный собор, памятник святому императору Николаю II, часовня Питирима Тамбовского и панорама Тамбова с площадки часовни.

К изучению следующего святого мы подошли через анализ пословиц и поговорок, автор которых был Амвросий Оптинский. Дети очень заинтересовались человеком, который придумал эти высказывания, предположили, что он был очень веселым, добрым человеком, любил детей. Конечно, все захотели увидеть его портрет.

Личность святого Амвросия была необыкновенно интересна для изучения, в его биографии было много фактов понятных и доступных для понимания детьми. Как всегда прекрасно прошло поэтическое обобщение – мы читали и анализировали стихи Юлии Марковской и Татьяны Мирчук

Чтобы привлечь внимание родителей к этой теме, мы придумали издать рукописную книгу семейных мудростей-девизов от Амвросия Оптинского.

Каждый раз, разрабатывая очередной сценарий, мы искали понятные детям образы, факты, детали. Когда мы начали работать над образом святой Марфы Тамбовской, мы испытали большие затруднения – так как главным подвигом Марфы был подвиг молитвы и любви к ближним. Поэтому мы решили начать с проблемного диалога и спросили у детей, что же такое подвиг? Как понимают они это слово? Кто же может совершить подвиг?В качестве поэтического обобщения прозвучали трогательные строки Натальи Тарасовой, сегодня вы услышите эти стихи.

Планируя следующий семейный поход выходного дня, мы объяснили детям, кто такой паломник и что такое паломничество – что это поход, желательно пешком, по святым местам. Так как имя Марфы неразрывно связано с Вознесенским женским монастырем, завершая тему, мы решили отправиться именно туда.

Через яркие образы циркового выступления дрессировщика с медведем мы подошли к знакомству с великим русским святым - Серафимом Саровским. Может ли человек, который не является дрессировщиком или укротителем, дружить с диким медведем, кормить его хлебом? Дети очень засомневались, но об этом человеке захотелось узнать больше. Узнав историю Серафима Саровского, дети пришли к выводу, что этот человек обладал такой необыкновенной добротой и любовью ко всему живому, что эту любовь чувствовали даже дикие звери. Этот образ оказался очень понятным для детей. Проникновенные стихи Светланы Колесниковой помогли завершить изучение данной темы.

Для семейного включения в эту тему мы предложили для просмотра российский полнометражный мультипликационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы» 2015 года, где перед нами в мультипликационном образе предстает святой Серафим Саровский.

Однажды в нашей группе появляется подлинная медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Мы с детьми прочитали, что на ней написано, оценили ее «тяжесть» - и в прямом и в переносном смысле. Кто получал такие медали? Что делали эти люди? Когда это было? И точно такую же медаль за доблестный труд получил человек, ставший святым -Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Человек, оставивший живой добрый след на Тамбовской земле, запечатленный в памяти и памятниках. Очень ярко это выражено в стихах Марты Журавлевой «Креста со скальпелем сближенье…»

Итог проекта лучше всего выражается строчкой из «Маленького принца» Экзюпери «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Наверное, многие факты забудутся детьми со временем, но тот духовный путь, который мы прошли за учебный год, изменил не только детей, их внутреннее состояние, он изменил и нас, и родителей.

Публикации по теме:

Методические рекомендации для работников дополнительного образования «Патриотическое воспитание детей 4 лет»Методические рекомендации для работников дополнительного образования «Патриотическое воспитание детей 4 лет» Работая с детьми 4ех лет в рамках школы раннего развития, хочу поделиться с вами наиболее эффективными формами работы по патриотическому.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Методические рекомендации по подготовке танца «Матрешки» для детей второй группы раннего возраста Всегда приятно порадовать родителей хорошим музыкальным поздравлением. Хочу поделиться, как это можно сделать с воспитанниками 2 группы.

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить.

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Рекомендации для родителей «Грибы» (старшая группа)Рекомендации для родителей «Грибы» (старшая группа) Рекомендации для родителей по теме: «Грибы» (старшая группа) Уважаемые родители! На этой неделе тема наших занятий - «Грибы». Словарь.

Тематическая неделя «Мы живем на Земле» (старшая группа)Тематическая неделя «Мы живем на Земле» (старшая группа) Цель: - формировать представления о Земле и жизни людей на Земле - воспитывать интерес и уважение к людям разных национальностей - воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по знакомству детей со святыми «Святые, в Земле Тамбовской просиявшие» (старшая группа)
Опубликовано: 31 января 2022 в 22:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД