Надежда Васильева
«Тайна хохломского золота». Урок по краеведению для детей начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Мы живем в прекрасном городе Семенове – столице золотой хохломы и должны гордиться своей малой родиной. Но хохломские изделия стали привычными и неинтересны нашим детям.
Урок «Тайна хохломского золота» разработан, чтобы развить у учащихся познавательный интерес к этому прекрасному промыслу. На занятие дети узнают много нового о родном крае, а привычные для них предметы декоративно прикладного творчества открываются по новому.
Цель:
Публикация «„Тайна хохломского золота“, Урок по краеведению для детей начальной школы» размещена в разделах
- Краеведение в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Урок ИЗО. Народные промыслы
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Вызвать познавательный интерес к истории родного города и декоративно – прикладному творчеству.
Задачи.
• Усилить эмоциональное восприятие привычных хохломских изделий;
• Усилить познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству.
• Привить уважение к людям, создающим хохломское искусство.
Материально – техническое оснащение:
Мультимедийная установка, компьютер, слайдовая презентация, слайды для стихотворения. Опросники, ручки. Шаблоны не расписанных хохломских ложек, шаблон – образец расписанной ложки,
гуашь красная, гуашь черная, баночки для гуаши, для воды, палитра, тычки для росписи, ветошь, фломастеры.
На учительском столе изделия различных народных промыслов: жостово, гжель, дымка и т. д.
На партах расставлены хохломские изделия. Отдельно стоит стол, покрытый скатертью.
Ложка «белая», ложка грунтованная, ложка луженая, ложка расписанная, ложка лаченая.
Костюм бабы Яги.
Методические рекомендации:
На ложках, которые будут расписывать дети, карандашом нанести контур.
Ход урока.
Педагог:
Здравствуйте! Сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите на изделия, которые лежат у меня на столе. Как можно назвать их все одной фразой?
Правильно, вот этот железный жостовский поднос, это глиняная дымковская игрушка, фарфоровая гжель, деревянные матрешки, хохломские чашки – плошки, все это народные художественные промыслы. Что из них производят в нашем городе? Правильно, матрешки, хохлому. Недалеко от нас стоит город Городец, где тоже производят деревянные изделия, но украшены они Городецкой росписью. Всё потому, что наши края богаты лесами. Сегодня мы с вами поговорим о царице народных промыслов Хохломе.
Конечно, что - то вы знаете, но этого совсем мало, потому что этот промысел касается и нас с вами. Потому, что живем мы в прекрасном городе Семенове, где и производят хохлому. А это уже история нашего города, наших предков, которую мы, обязательно, должны знать.
Входит баба Яга:
Так, меня никогда не подводит мой нюх, да здесь человеческий дух! Попались, голубчики! Эту я закушу соленым огурчиком! Симпапулечку эту возьму на жаркое!
Эй, а кто на шашлык? Становись по двое!
Педагог:
Ну, вот пришла Баба Яга, страху навела! Уходи в свой лес, нечего детей пугать!
Баба Яга:
Не хочу в лес, скучно мне там! И поговорить не с кем. Все частным бизнесом занялись. Кощей металлолом скупает, Леший Ягодную Деревушку открыл, туристов встречает. А мне и заняться то нечем. Тоска тоскотущая! А у вас тут интересно.
Педагог:
Да, у нас, баба Яга, скучно не бывает. Посмотри, какие мы трудолюбивые.
Вот эти изделия дети сделали сами своими руками (показывает на стенд с изделиями детей).
Баба Яга:
Ох, алмазы – бриллианты, какие драгоценные! (увидела на столе хохломские изделия)
Ой, а че это у вас? Посуда деревянная что ли? На дворе 21 век, я уж и ступу на самолет поменяла, а они едят деревяшками.
Педагог:
Это же не просто посуда! Это золотая Хохлома!
Баба Яга:
Какая такая Хохлома?
Педагог:
Ребята, расскажите Бабе Яге стихотворение о Хохломе.
Ученики читают стихотворение «Хохлома» В. Бокова:
Птицы и петли, круженья, разводы.
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы природы,
Сердца влюбленного тайные знаки.
Это придумали русские люди,
Те, что молились пенькам и березе.
На деревянном языческом блюде
Травы, цветы, легендарные розы.
Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские!
К ним у меня постоянное чувство
С детства они мне родные, родные!
Я разложу их и гости довольны,
И никаких замечаний и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
- Щец бы горячих! Борща не мешало б!
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива!
Ты, как и люди служишь Отчизне!
Баба Яга:
Ну, я поняла, что это придумали русские люди! Но как они научились превращать деревяшки в красивые золотые изделия? У них что, волшебная палочка есть?
Педагог:
Да, нет у них никакой волшебной палочки!
Баба Яга:
А что они колдовать умеют?
Педагог:
И, правда, как получается золото из обыкновенного дерева? Эту тайну мы с вами сегодня и разгадаем. Сейчас мы с вами просмотрим презентацию, которая называется «Тайна хохломского золота».
(Просмотр презентации на мультимедиа.)
Педагог:
Ну, баба Яга, поняла, как русские люди чудеса творят? Никакого волшебства, все своими золотыми ручками.
Баба Яга:
А что у них и руки золотые?
Педагог:
Золотые руки – это образное выражение. Так говорят о трудолюбивых, творческих людях. Вот ты бы тоже могла научиться расписывать ложечки, и не было бы тебе скучно в твоем лесу.
Баба Яга:
А где обучают такому мастерству?
Педагог:
Ребята, подскажите бабе Яге, где этому можно научиться? Правильно, у нас есть кружок росписи по дереву. А еще в нашем городе есть художественный лицей №30, где учат точить, вырезать и расписывать из дерева прекрасные изделия.
Баба Яга:
Вот научусь и можно свой бизнес открыть.
Педагог:
Ребята, а сейчас расскажите, что вы узнали нового. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте.
Когда появилось первое такое изделие (Вторая половина 17 века?
Кто может рассказать легенду, придуманную в народе про хохлому?
Кому стоит памятник на территории фабрики «Хохломская роспись» (Семену-ложкарю?
Баба Яга:
Я тоже хочу проверить, какие вы умные!
Вот перед вами деревянная ложка, кто её сделал (её вырезал резчик?
Вот ложечка выглядит глиняной, что с ней сделали (загрунтовали?
А вот уже ложечка сверкает серебром, почему она стала такой
(её залудили?
А вот луженая ложечка покрылась красивыми ягодками и травинками, кто сотворил такое чудо (хохломской художник?
А эта ложечка загорелась золотом, кто над ней поколдовал (лачильщик, печник?
(Невесело) Все то вы знаете!
Педагог:
Что заскучала баба Яга?
Баба Яга:
Поиграть хочу!
Педагог:
Ну, давайте поиграем в игру «Где моя большая ложка»! Вставайте, дети в круг. Баба Яга, а ты будешь водящей, стой в центре круга. Закрой глаза, я даю деткам хохломскую ложку. Они держат её за спиной и, незаметно, передают друг другу. А ты открываешь глаза и пытаешься угадать у кого ложечка. Ваша цель, ребята, как можно дольше не отдавать ложку бабе Яге.
(проводится игра)
Баба Яга:
Заигралась я у вас!
Вы, ребята, просто класс!
Веселы, шустры, красивы!
А таланты - просто диво!
Говорю вам всем пока!
Ваша милая Яга!
(выходя, уже из за двери класса)
Готовьте угощения, могу придти без приглашения!
Педагог:
Ну, а сейчас я вам предлагаю поиграть и закрепить знания, полученные на занятии. Я раздам вам опросники (приложение 1). В каждой строчке написаны слова или словосочетания. Вам нужно догадаться, о чем идет речь, и вычеркнуть лишнее.
А есть желающие самим расписать ложечку?Я раздам вам краски, палитру, самые настоящие тычки, которыми работают хохломские художники и фломастеры.
Вам нужно, глядя на образец, натыкать рябинку на нарисованной ложечке. Все остальное: травку, листочки дорисуйте фломастерами.
Я не предлагаю вам хохломскую кисть, потому что мы знаем, хохломские мастера владеют особыми приемами держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним неразрывным движением штрихи, травку, части листиков, цветов. Таким приемам вас может научить Надежда Борисовна. Она ведет у нас в центре «Роспись по дереву».
Итоговый этап.
Ребята, изменилось ли ваше отношение к нашему городу?
Много нового вы узнали про хохлому?
Что бы вы еще хотели узнать про свой город, про народные промыслы?
Какие еще народные промыслы существуют в нашем городе, области?
Ребята, кому понравилось сегодня занятие, поставьте, пожалуйста, хохломское изделие со своего стола на стол, накрытый скатертью.
Посмотрите, какой богатый получился стол! Не стыдно и гостей позвать к такому столу и удивить своей щедростью и гостеприимством!
Приложение 1.
Опросник
по итогам занятия «Тайна хохломского золота».
Вычеркните лишнее:
1. Красная черная синяя желтая зеленая
2. Хохломская роспись городецкая роспись матрешка гжель
3. Грунтовка лужение морилка лачка роспись закаливание
4. Кисти краски перо тычки
Ключ к опроснику
по итогам занятия «Семенов – столица золотой Хохломы.
Нужно вычеркнуть следущее:
1. синяя.
В хохломе не используется синий цвет, так как он не выдерживает высокой температуры.
2. гжель.
Гжель – это роспись по фарфору, остальное – роспись по дереву.
3. морилка.
Морилка не используется при изготовлении Хохломы.
4. перо.
Перо не используется при росписи Хохломы.
Методический и дидактический материал.
1. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. – Ярославль академия развития. Академия холдинг, 2001. – 195 с. ;
2. Народные художественные промыслы России. Ассоциация «Народные
художественные промыслы России». Каталог – альбом под
ред. Л. К. Молотиловой. - М. : Интербук бизнес. - 1998.245 с. ;
3. Шевчук Л. В. Дети и народное творчество. – М. : Просвещение, 1985.- 128 с. ;
Ресурсно-сопровождающий блок:
https://www.artvek.ru/lit004.html
https://webartplus.narod.ru/folk13.html
https://hohloma.pp.ua/
https://www.rospis.net/hohloma.php
https://www.google.ru/search?
https://artorbita.ru/
https://www.izomir.narod.ru