МААМ-картинки

«Тайна хохломского золота». Урок по краеведению для детей начальной школы (19 фото)

Надежда Васильева
«Тайна хохломского золота». Урок по краеведению для детей начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Мы живем в прекрасном городе Семенове – столице золотой хохломы и должны гордиться своей малой родиной. Но хохломские изделия стали привычными и неинтересны нашим детям.

Урок «Тайна хохломского золота» разработан, чтобы развить у учащихся познавательный интерес к этому прекрасному промыслу. На занятие дети узнают много нового о родном крае, а привычные для них предметы декоративно прикладного творчества открываются по новому.

Цель:

Публикация «„Тайна хохломского золота“, Урок по краеведению для детей начальной школы» размещена в разделах

Вызвать познавательный интерес к истории родного города и декоративно – прикладному творчеству.

Задачи.

• Усилить эмоциональное восприятие привычных хохломских изделий;

• Усилить познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству.

• Привить уважение к людям, создающим хохломское искусство.

Материально – техническое оснащение:

Мультимедийная установка, компьютер, слайдовая презентация, слайды для стихотворения. Опросники, ручки. Шаблоны не расписанных хохломских ложек, шаблон – образец расписанной ложки,

«Тайна хохломского золота». Урок по краеведению для детей начальной школы

гуашь красная, гуашь черная, баночки для гуаши, для воды, палитра, тычки для росписи, ветошь, фломастеры.

Фото «Тайна хохломского золота»

На учительском столе изделия различных народных промыслов: жостово, гжель, дымка и т. д.

На партах расставлены хохломские изделия. Отдельно стоит стол, покрытый скатертью.

Ложка «белая», ложка грунтованная, ложка луженая, ложка расписанная, ложка лаченая.

Костюм бабы Яги.

Методические рекомендации:

На ложках, которые будут расписывать дети, карандашом нанести контур.

Ход урока.

Педагог:

Здравствуйте! Сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите на изделия, которые лежат у меня на столе. Как можно назвать их все одной фразой?

. Урок по краеведению для детей начальной школы - фото

Правильно, вот этот железный жостовский поднос, это глиняная дымковская игрушка, фарфоровая гжель, деревянные матрешки, хохломские чашки – плошки, все это народные художественные промыслы. Что из них производят в нашем городе? Правильно, матрешки, хохлому. Недалеко от нас стоит город Городец, где тоже производят деревянные изделия, но украшены они Городецкой росписью. Всё потому, что наши края богаты лесами. Сегодня мы с вами поговорим о царице народных промыслов Хохломе.

Фото №1 Пояснительная записка

Конечно, что - то вы знаете, но этого совсем мало, потому что этот промысел касается и нас с вами. Потому, что живем мы в прекрасном городе Семенове, где и производят хохлому. А это уже история нашего города, наших предков, которую мы, обязательно, должны знать.

Фото №2 Мы живем в прекрасном городе Семенове столице золотой хохломы и должны гордиться своей малой родиной

Входит баба Яга:

Так, меня никогда не подводит мой нюх, да здесь человеческий дух! Попались, голубчики! Эту я закушу соленым огурчиком! Симпапулечку эту возьму на жаркое!

Фото №3 Но хохломские изделия стали привычными и неинтересны нашим детям

Эй, а кто на шашлык? Становись по двое!

Педагог:

Ну, вот пришла Баба Яга, страху навела! Уходи в свой лес, нечего детей пугать!

Баба Яга:

Не хочу в лес, скучно мне там! И поговорить не с кем. Все частным бизнесом занялись. Кощей металлолом скупает, Леший Ягодную Деревушку открыл, туристов встречает. А мне и заняться то нечем. Тоска тоскотущая! А у вас тут интересно.

Педагог:

Да, у нас, баба Яга, скучно не бывает. Посмотри, какие мы трудолюбивые.

Фото №4 Знакомимся с хохломской росписью хохломского золота разработан чтобы развить у учащихся познавательный интерес к этому прекрасному промыслу

Вот эти изделия дети сделали сами своими руками (показывает на стенд с изделиями детей).

Баба Яга:

Ох, алмазы – бриллианты, какие драгоценные! (увидела на столе хохломские изделия)

Ой, а че это у вас? Посуда деревянная что ли? На дворе 21 век, я уж и ступу на самолет поменяла, а они едят деревяшками.

Фото №5 На занятие дети узнают много нового о родном крае а привычные для них предметы декоративно прикладного творчества открываются по новому

Педагог:

Это же не просто посуда! Это золотая Хохлома!

Баба Яга:

Какая такая Хохлома?

Педагог:

Ребята, расскажите Бабе Яге стихотворение о Хохломе.

Ученики читают стихотворение «Хохлома» В. Бокова:

Птицы и петли, круженья, разводы.

Листья и стебли, колосья и злаки,

Редкие, мудрые формы природы,

Сердца влюбленного тайные знаки.

Это придумали русские люди,

Те, что молились пенькам и березе.

На деревянном языческом блюде

Травы, цветы, легендарные розы.

Как я люблю хохломское искусство!

Ложки и те у меня хохломские!

К ним у меня постоянное чувство

С детства они мне родные, родные!

Я разложу их и гости довольны,

И никаких замечаний и жалоб.

Слышно одно в разговоре застольном:

- Щец бы горячих! Борща не мешало б!

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни.

Ты, как душа у народа красива!

Ты, как и люди служишь Отчизне!

Баба Яга:

Ну, я поняла, что это придумали русские люди! Но как они научились превращать деревяшки в красивые золотые изделия? У них что, волшебная палочка есть?

Педагог:

Да, нет у них никакой волшебной палочки!

Баба Яга:

А что они колдовать умеют?

Педагог:

И, правда, как получается золото из обыкновенного дерева? Эту тайну мы с вами сегодня и разгадаем. Сейчас мы с вами просмотрим презентацию, которая называется «Тайна хохломского золота».

Фото №6 Цель Публикация Тайна хохломского золота Урок по краеведению для детей начальной школы размещена в разделах Краеведение в школе Начальная школа

(Просмотр презентации на мультимедиа.)

Педагог:

Ну, баба Яга, поняла, как русские люди чудеса творят? Никакого волшебства, все своими золотыми ручками.

Баба Яга:

А что у них и руки золотые?

Педагог:

Золотые руки – это образное выражение. Так говорят о трудолюбивых, творческих людях. Вот ты бы тоже могла научиться расписывать ложечки, и не было бы тебе скучно в твоем лесу.

Баба Яга:

А где обучают такому мастерству?

Педагог:

Ребята, подскажите бабе Яге, где этому можно научиться? Правильно, у нас есть кружок росписи по дереву. А еще в нашем городе есть художественный лицей №30, где учат точить, вырезать и расписывать из дерева прекрасные изделия.

Баба Яга:

Вот научусь и можно свой бизнес открыть.

Педагог:

Ребята, а сейчас расскажите, что вы узнали нового. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

Фото №7 классы Урок ИЗО

Когда появилось первое такое изделие (Вторая половина 17 века?

Кто может рассказать легенду, придуманную в народе про хохлому?

Кому стоит памятник на территории фабрики «Хохломская роспись» (Семену-ложкарю?

Баба Яга:

Я тоже хочу проверить, какие вы умные!

Фото №8 Народные промыслы Хохлома

Вот перед вами деревянная ложка, кто её сделал (её вырезал резчик?

Фото №9 Знакомимся с хохломской росписью Школа

Вот ложечка выглядит глиняной, что с ней сделали (загрунтовали?

А вот уже ложечка сверкает серебром, почему она стала такой

(её залудили?

А вот луженая ложечка покрылась красивыми ягодками и травинками, кто сотворил такое чудо (хохломской художник?

А эта ложечка загорелась золотом, кто над ней поколдовал (лачильщик, печник?

(Невесело) Все то вы знаете!

Педагог:

Что заскучала баба Яга?

Баба Яга:

Поиграть хочу!

Педагог:

Ну, давайте поиграем в игру «Где моя большая ложка»! Вставайте, дети в круг. Баба Яга, а ты будешь водящей, стой в центре круга. Закрой глаза, я даю деткам хохломскую ложку. Они держат её за спиной и, незаметно, передают друг другу. А ты открываешь глаза и пытаешься угадать у кого ложечка. Ваша цель, ребята, как можно дольше не отдавать ложку бабе Яге.

Фото №10 Усилить эмоциональное восприятие привычных хохломских изделий Усилить познавательный интерес к декоративно прикладному творчеству

(проводится игра)

Баба Яга:

Заигралась я у вас!

Вы, ребята, просто класс!

Веселы, шустры, красивы!

А таланты - просто диво!

Говорю вам всем пока!

Ваша милая Яга!

Фото №11 Привить уважение к людям создающим хохломское искусство

(выходя, уже из за двери класса)

Готовьте угощения, могу придти без приглашения!

Педагог:

Ну, а сейчас я вам предлагаю поиграть и закрепить знания, полученные на занятии. Я раздам вам опросники (приложение 1). В каждой строчке написаны слова или словосочетания. Вам нужно догадаться, о чем идет речь, и вычеркнуть лишнее.

Фото №12 Материально техническое оснащение Мультимедийная установка компьютер слайдовая презентация слайды для стихотворения

А есть желающие самим расписать ложечку?Я раздам вам краски, палитру, самые настоящие тычки, которыми работают хохломские художники и фломастеры.

Фото №13 Опросники ручки

Вам нужно, глядя на образец, натыкать рябинку на нарисованной ложечке. Все остальное: травку, листочки дорисуйте фломастерами.

Фото №14 Шаблоны не расписанных хохломских ложек шаблон образец расписанной ложки

Я не предлагаю вам хохломскую кисть, потому что мы знаем, хохломские мастера владеют особыми приемами держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним неразрывным движением штрихи, травку, части листиков, цветов. Таким приемам вас может научить Надежда Борисовна. Она ведет у нас в центре «Роспись по дереву».

Итоговый этап.

Ребята, изменилось ли ваше отношение к нашему городу?

Много нового вы узнали про хохлому?

Что бы вы еще хотели узнать про свой город, про народные промыслы?

Какие еще народные промыслы существуют в нашем городе, области?

Ребята, кому понравилось сегодня занятие, поставьте, пожалуйста, хохломское изделие со своего стола на стол, накрытый скатертью.

Фото №15 гуашь красная гуашь черная баночки для гуаши для воды палитра тычки для росписи ветошь фломастеры

Посмотрите, какой богатый получился стол! Не стыдно и гостей позвать к такому столу и удивить своей щедростью и гостеприимством!

Фото №16 На учительском столе изделия различных народных промыслов жостово гжель дымка и т

Приложение 1.

Опросник

по итогам занятия «Тайна хохломского золота».

Вычеркните лишнее:

1. Красная черная синяя желтая зеленая

2. Хохломская роспись городецкая роспись матрешка гжель

3. Грунтовка лужение морилка лачка роспись закаливание

4. Кисти краски перо тычки

Ключ к опроснику

по итогам занятия «Семенов – столица золотой Хохломы.

Нужно вычеркнуть следущее:

1. синяя.

В хохломе не используется синий цвет, так как он не выдерживает высокой температуры.

2. гжель.

Гжель – это роспись по фарфору, остальное – роспись по дереву.

3. морилка.

Морилка не используется при изготовлении Хохломы.

4. перо.

Перо не используется при росписи Хохломы.

Методический и дидактический материал.

1. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. – Ярославль академия развития. Академия холдинг, 2001. – 195 с. ;

2. Народные художественные промыслы России. Ассоциация «Народные

художественные промыслы России». Каталог – альбом под

ред. Л. К. Молотиловой. - М. : Интербук бизнес. - 1998.245 с. ;

3. Шевчук Л. В. Дети и народное творчество. – М. : Просвещение, 1985.- 128 с. ;

Ресурсно-сопровождающий блок:

https://www.artvek.ru/lit004.html

https://webartplus.narod.ru/folk13.html

https://hohloma.pp.ua/

https://www.rospis.net/hohloma.php

https://www.google.ru/search?

https://artorbita.ru/

https://www.izomir.narod.ru

Публикации по теме:

Хохломские ложечкиХохломские ложечки Свое название роспись получила от села Хохлома в Горьковской области. В настоящее время хохломские изделия ценятся не столько за их утилитарность,.

Мы стали краеведамиМы стали краеведами Совсем недавно мои маленькие почемучки стали краеведами. Это четвертое поколение детей - краеведов. Наш клуб дети любят. Здесь мы знакомим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Тайна хохломского золота». Урок по краеведению для детей начальной школы
Опубликовано: 31 декабря 2013 в 22:36
+83Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Тайна хохломского золота». Урок по краеведению для детей начальной школы» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Васильева (УИ 165518) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 92.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД