Людмила Семенова
Театрализованная деятельность в социализации дошкольников c ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)
▼ Скачать + Заказать документы
Семенова Людмила Ивановна,
учитель – дефектолог Муниципального
дошкольного образовательного учреждения,
«Детский сад№91 компенсирующего вида»,
г. о. Саранск
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ C ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ)».
Аннотация: в статье рассматривается современный подход к рассмотрению и использованию театрализованной деятельности для социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: социализация, игра, театрализованные игры.
Публикация «Театрализованная деятельность в социализации дошкольников c ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Дети с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) испытывают большие трудности в определении своего отношения к другому человеку. Им сложно понять и познать состояние другого человека, будь то сверстник или взрослый, выбрать адекватные ситуации, способы общения.
Накопление ребенком с ОВЗ самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка с интеллектуальной недостаточностью, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Через игру происходят главнейшие изменения в психике дошкольника с интеллектуальной недостаточностью. Развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В качестве оптимизирующего средства социального развития дошкольников с нарушением интеллекта театрализованные игры помогают процессу усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Присутствующие в театрализованной игре правила организуют эмоции и волю ребенка, развивают его личность.
В театрализованных играх дети упражняются в общении, входят в образ персонажа. Для этого они используют мимику, жесты, слова героя произведения. Действуя через образ, ребёнок чувствует себя раскованно, что развивает у него способность общаться. Театрализованные игры носят и воспитательный характер – дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Общаясь со сверстниками и взрослыми в ходе театрализованных игр, дети узнают о правилах поведения, о культуре общения, об отношении друг к другу.
Таким образом, для успешных процессов адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации в центре работы по социализации дошкольников была поставлена театрализованная деятельность.
Занятия в себя включали разнообразные театрализованные игры : разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театров (настольный, театр игрушки и би-ба-бо, пальчиковый, драматизация и подвижные театрализованные игры.
Работа в рамках проекта была направлена на решение текущих задач:
1. Формирование навыков культуры общения и коммуникативных умений.
2. Формирование организационных умений детей в совместной деятельности.
3. Формирование отношений дошкольников к взрослым и сверстникам.
Основной формой проведения театрализованной игры стали индивидуальные ( взаимодействие: взрослый – ребёнок, подгрупповые ( взаимодействие: ребёнок – взрослый – ребёнок) и фронтальные ( взаимодействие: ребёнок – ребёнок) игры-занятия.
В ходе работы были использованы театрализованные игры, которые по своему содержанию сочетались с определённой формой организации занятия. Развивающим материалом индивидуальных игр – занятий стали стихи, песенки, потешки.
Сценарий индивидуальных занятий был выстроен так, чтобы выполнялись поставленные задачи:
• формировать произвольное внимание, мышление, наблюдательность;
• стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр;
• развивать мелкую моторику пальцев рук и умение ориентироваться в пространстве;
• воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться.
Индивидуальная работа с детьми дала, прежде всего, возможность помочь в приобретении ими навыков культуры общения. Занятия помогли понять детям, как идти на контакт с взрослыми, с детьми. Ребята также обучались вербальным и невербальным видам общения.
Индивидуальные упражнения помогали детям раскрепоститься, придавали уверенность в правильном выполнении действий, способствовали раскрытию их творческого потенциала. Что в свою очередь благотворно влияло на формирование эстетического вкуса и нравственных качеств ребят.
На подгрупповых занятиях происходило взаимодействие «ребёнок – взрослый – ребёнок». Темы игр – занятий были подобраны для решения следующих задач: формирование навыков культуры общения, организационных умений в совместной деятельности, умений организовывать свою деятельность, навыков взаимодействия в детском коллективе и с взрослыми.
Видом театрализованной деятельности на подгрупповых играх – занятиях стало разыгрывание мини-сценок, мини-сказок. Дети стремились подражать, имитировать персонажам игры, старались выражать свои эмоции. У ребят развивались исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу. На этих занятиях у них формировались психические процессы, речь, внимание, память, творческие способности, желание брать на себя роль. Театрализованные игры использовались ещё и вне занятий, на прогулке, в свободной игровой деятельности и других видах деятельности.
На фронтальных занятиях раскрывались возможности адаптировать детей в социальной среде. Решались такие задачи, как:
• формирование навыков культуры общения;
• формирование организационных умений детей в совместной деятельности;
• формирование отношений дошкольников к взрослым и сверстникам.
Фронтальные игры – занятия проводились как итоговый показ сказки, как проведение подвижных театрализованных игр. Фронтальные театрализованные игры создавали положительный эмоциональный настрой, снимали напряжённость, решались конфликтные ситуации через игру.
На фронтальных театрализованных играх, с использованием разных видов театров и подвижных игр, дети выполняли свои роли. У одних это получалось, у других – нет. Если у ребят что-то не получалось они слышали слова поддержки: «У тебя получится, мы ещё раз потренируемся». После индивидуальных занятий ребята снова пробовали. Для детей важна поддержка и вселение творческого духа. Также большое количество театрализованных игр находили своё применение на других занятиях и мероприятиях.
Работа по проекту выявила положительную динамику в социальном развитии дошкольников. На театрализованных играх – занятиях дети упражнялись в общении, старались входить в образ персонажа. Для этого они использовали мимику, жесты, слова героя произведения. Действуя через образ сказки, учились свободному общению. Театрализованные игры научили дошкольников с интеллектуальной недостаточностью решать спорные вопросы через разыгрывание мини-сценок и мини-сказок. Во время беседы после просмотра сказки дети обращали внимание на поступки героев. Дети задумывались, анализировали, делали выводы. Такие размышления ребёнка несомненно определяли полюса его зарождающейся шкалы ценностей. В том числе, общаясь со сверстниками и взрослыми в ходе театрализованных игр, дети узнавали о правилах поведения, о культуре общения, об отношениях со сверстниками, о взаимодействии с ними в игре.
В театрализованной игре в эмоционально комфортных условиях моделировались социальные отношения, возможные ситуации (в том числе и проблемные, отражающие культуру общения со сверстниками и взрослыми, практиковались умения консолидироваться, кооперироваться, объединяться в игру, взаимоотношения в диалоге, игре, на занятиях и др. В результате проведённой работы дети получили представления о социальных отношениях, которые потом закрепились в реальной жизни.
Литература:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 1968. С. 464.
2. Бондаревская Е. В. Педагогика. М. : Ростов-на-Дону, ТЦ Учитель, 1999. С. 375.
3. Выготский JI. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-70.
4. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. М. : Знание, 1984. С. 73.
5. Дьюи Д. Педагогика и психология мышления. Берлин, 1922. С. 196.
6. Ильин Е. Н. Путь к ученику. М. : Педагогика, 1988. С. 64 .
7. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. М. : Педагогика, 1985. С. 103 с.
8. Мудрик А. В. Социализация и смутное время. М. : Знание, 1991. С. 80
9. Петрова В. И., Трофимова Н. М., Хомякова И. С., Стульник Т. Д Азбука нравственного взросления. СПб. : Питер, 2007. – С. 304 .
10. Ушинский К. Д. О воспитании нравственности. Собрание сочинений. М., 1947. С. 338.
11. Шмаков, С. А., Безбородова, Н. Я. От игры к самовоспитанию М. : Новая школа, 1993. С. 76 .
12. Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. М. : Новая школа, 1994 С. 87.
13. Эльконин, Д. Б. Психология игры. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С. 360 .
14. Яновская, М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М. : Просвещение, 1974. С. 214.