Папки-передвижки

Театрализованная деятельность в социализации дошкольников c ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)

Людмила Семенова
Театрализованная деятельность в социализации дошкольников c ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)

Семенова Людмила Ивановна,

учитель – дефектолог Муниципального

дошкольного образовательного учреждения,

«Детский сад№91 компенсирующего вида»,

г. о. Саранск

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ C ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ)».

Аннотация: в статье рассматривается современный подход к рассмотрению и использованию театрализованной деятельности для социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: социализация, игра, театрализованные игры.

Публикация «Театрализованная деятельность в социализации дошкольников c ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)» размещена в разделах

Дети с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) испытывают большие трудности в определении своего отношения к другому человеку. Им сложно понять и познать состояние другого человека, будь то сверстник или взрослый, выбрать адекватные ситуации, способы общения.

Накопление ребенком с ОВЗ самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка с интеллектуальной недостаточностью, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Через игру происходят главнейшие изменения в психике дошкольника с интеллектуальной недостаточностью. Развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В качестве оптимизирующего средства социального развития дошкольников с нарушением интеллекта театрализованные игры помогают процессу усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Присутствующие в театрализованной игре правила организуют эмоции и волю ребенка, развивают его личность.

В театрализованных играх дети упражняются в общении, входят в образ персонажа. Для этого они используют мимику, жесты, слова героя произведения. Действуя через образ, ребёнок чувствует себя раскованно, что развивает у него способность общаться. Театрализованные игры носят и воспитательный характер – дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Общаясь со сверстниками и взрослыми в ходе театрализованных игр, дети узнают о правилах поведения, о культуре общения, об отношении друг к другу.

Таким образом, для успешных процессов адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации в центре работы по социализации дошкольников была поставлена театрализованная деятельность.

Занятия в себя включали разнообразные театрализованные игры : разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театров (настольный, театр игрушки и би-ба-бо, пальчиковый, драматизация и подвижные театрализованные игры.

Работа в рамках проекта была направлена на решение текущих задач:

1. Формирование навыков культуры общения и коммуникативных умений.

2. Формирование организационных умений детей в совместной деятельности.

3. Формирование отношений дошкольников к взрослым и сверстникам.

Основной формой проведения театрализованной игры стали индивидуальные ( взаимодействие: взрослый – ребёнок, подгрупповые ( взаимодействие: ребёнок – взрослый – ребёнок) и фронтальные ( взаимодействие: ребёнок – ребёнок) игры-занятия.

В ходе работы были использованы театрализованные игры, которые по своему содержанию сочетались с определённой формой организации занятия. Развивающим материалом индивидуальных игр – занятий стали стихи, песенки, потешки.

Сценарий индивидуальных занятий был выстроен так, чтобы выполнялись поставленные задачи:

• формировать произвольное внимание, мышление, наблюдательность;

• стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр;

• развивать мелкую моторику пальцев рук и умение ориентироваться в пространстве;

• воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться.

Индивидуальная работа с детьми дала, прежде всего, возможность помочь в приобретении ими навыков культуры общения. Занятия помогли понять детям, как идти на контакт с взрослыми, с детьми. Ребята также обучались вербальным и невербальным видам общения.

Индивидуальные упражнения помогали детям раскрепоститься, придавали уверенность в правильном выполнении действий, способствовали раскрытию их творческого потенциала. Что в свою очередь благотворно влияло на формирование эстетического вкуса и нравственных качеств ребят.

На подгрупповых занятиях происходило взаимодействие «ребёнок – взрослый – ребёнок». Темы игр – занятий были подобраны для решения следующих задач: формирование навыков культуры общения, организационных умений в совместной деятельности, умений организовывать свою деятельность, навыков взаимодействия в детском коллективе и с взрослыми.

Видом театрализованной деятельности на подгрупповых играх – занятиях стало разыгрывание мини-сценок, мини-сказок. Дети стремились подражать, имитировать персонажам игры, старались выражать свои эмоции. У ребят развивались исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу. На этих занятиях у них формировались психические процессы, речь, внимание, память, творческие способности, желание брать на себя роль. Театрализованные игры использовались ещё и вне занятий, на прогулке, в свободной игровой деятельности и других видах деятельности.

На фронтальных занятиях раскрывались возможности адаптировать детей в социальной среде. Решались такие задачи, как:

• формирование навыков культуры общения;

• формирование организационных умений детей в совместной деятельности;

• формирование отношений дошкольников к взрослым и сверстникам.

Фронтальные игры – занятия проводились как итоговый показ сказки, как проведение подвижных театрализованных игр. Фронтальные театрализованные игры создавали положительный эмоциональный настрой, снимали напряжённость, решались конфликтные ситуации через игру.

На фронтальных театрализованных играх, с использованием разных видов театров и подвижных игр, дети выполняли свои роли. У одних это получалось, у других – нет. Если у ребят что-то не получалось они слышали слова поддержки: «У тебя получится, мы ещё раз потренируемся». После индивидуальных занятий ребята снова пробовали. Для детей важна поддержка и вселение творческого духа. Также большое количество театрализованных игр находили своё применение на других занятиях и мероприятиях.

Работа по проекту выявила положительную динамику в социальном развитии дошкольников. На театрализованных играх – занятиях дети упражнялись в общении, старались входить в образ персонажа. Для этого они использовали мимику, жесты, слова героя произведения. Действуя через образ сказки, учились свободному общению. Театрализованные игры научили дошкольников с интеллектуальной недостаточностью решать спорные вопросы через разыгрывание мини-сценок и мини-сказок. Во время беседы после просмотра сказки дети обращали внимание на поступки героев. Дети задумывались, анализировали, делали выводы. Такие размышления ребёнка несомненно определяли полюса его зарождающейся шкалы ценностей. В том числе, общаясь со сверстниками и взрослыми в ходе театрализованных игр, дети узнавали о правилах поведения, о культуре общения, об отношениях со сверстниками, о взаимодействии с ними в игре.

В театрализованной игре в эмоционально комфортных условиях моделировались социальные отношения, возможные ситуации (в том числе и проблемные, отражающие культуру общения со сверстниками и взрослыми, практиковались умения консолидироваться, кооперироваться, объединяться в игру, взаимоотношения в диалоге, игре, на занятиях и др. В результате проведённой работы дети получили представления о социальных отношениях, которые потом закрепились в реальной жизни.

Литература:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 1968. С. 464.

2. Бондаревская Е. В. Педагогика. М. : Ростов-на-Дону, ТЦ Учитель, 1999. С. 375.

3. Выготский JI. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-70.

4. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. М. : Знание, 1984. С. 73.

5. Дьюи Д. Педагогика и психология мышления. Берлин, 1922. С. 196.

6. Ильин Е. Н. Путь к ученику. М. : Педагогика, 1988. С. 64 .

7. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. М. : Педагогика, 1985. С. 103 с.

8. Мудрик А. В. Социализация и смутное время. М. : Знание, 1991. С. 80

9. Петрова В. И., Трофимова Н. М., Хомякова И. С., Стульник Т. Д Азбука нравственного взросления. СПб. : Питер, 2007. – С. 304 .

10. Ушинский К. Д. О воспитании нравственности. Собрание сочинений. М., 1947. С. 338.

11. Шмаков, С. А., Безбородова, Н. Я. От игры к самовоспитанию М. : Новая школа, 1993. С. 76 .

12. Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. М. : Новая школа, 1994 С. 87.

13. Эльконин, Д. Б. Психология игры. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С. 360 .

14. Яновская, М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М. : Просвещение, 1974. С. 214.

Публикации по теме:

«Осенняя сказка». Театрализованная деятельность старших дошкольников«Осенняя сказка». Театрализованная деятельность старших дошкольников Ярко и интересно прошел в нашей группе осенний праздник. Пришедшая в гости «Осень», принесла с собой, всем знакомую с детства, сказку.

Театрализованная деятельность как средство социализации личности дошкольника «Театрализованная деятельность как средство социализации личности дошкольника» Кострова Л. Ю., преподаватель Костанайского педагогического.

Формирование навыка выразительного чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при работе над произведениями УНТ Формирование навыка выразительного чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при работе над произведениями устного народного.

Использование пластичных материалов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с интеллектуальной недостаточностью Развитие изобразительных умений и навыков на занятиях по изобразительной деятельности с помощью пластичных материалов – одно из важнейших.

Конспект НОД для детей с интеллектуальной недостаточностью. Тематическая прогулка «Спасаем лето» Конспект НОД для детей с интеллектуальной недостаточностью Тематическая прогулка «Спасаем лето» Цель: развивать умственные и практические.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью «Осень золотая» Цель: обобщить знания детей об осени. Задачи: Коррекционно-образовательные: -развитие наблюдательности, внимания, памяти, эмоциональной.

Сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по изобразительной деятельности 1. Особенности сенсорно-перцептивной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью Основным признаком состояния этих детей является недоразвитие.

Специальная индивидуальная программа развития для работы с обучающимся с умеренной интеллектуальной недостаточностью Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся.

Театрализованная деятельность как средство развития воображения у детей с ОВЗ Воображение- это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение может.

Этапы формирования театрализованной игры у детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) Этапы формирования театрализованной игры у дошкольников с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью). В современном понимании игра – это «форма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность в социализации дошкольников c ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 13:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД