Технология разработки адаптированной образовательной программы для детей с заиканием

Рамзия Сафиулловна Гайнутдинова
Технология разработки адаптированной образовательной программы для детей с заиканием

Представляю вашему вниманию разработанную мною «Адаптированную образовательную программу для детей с заиканием» с 4 до 7 лет», которая составлена с учётом Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования», «Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях», Устава МДОУ №13 «Буратино» г. Волжска Республики Марий Эл., методических рекомендаций по разработке адаптированных образовательных программ, материально-технической базы нашего детского сада, а также из опыта двадцатилетней работы с заикающимися детьми.

Адаптированная образовательная программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности в группе, имеющей речевой профиль «Заикание» для детей от 4 до 7 лет.

Технология разработки программы основывается на структуре основной образовательной программы ДОУ и имеет такую же структуру.

В основе содержания программы лежит коррекционно-развивающая работа с заикающимися детьми дошкольного возраста сочетаемого с общим недоразвитием речи. Учителю-дефектологу важно знать и уметь определить степень тяжести и форму заикания, уровень общего недоразвития речи, учесть общие и специфические особенности развития детей с данной речевой патологией, вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с заиканием.

Цель программы – устранение заикания и сопутствующего ему общего недоразвития речи, социальная адаптация детей с ОВЗ.

Цель: (слайд 1) построение системы коррекционно–педагогического воздействия, направленной на устранение заикания и сопутствующего ему общего недоразвития речи, всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе, а также предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.

Исходя из этой цели вытекают задачи.

Задачи (слайд 2)

- нормализация общего и речевого поведения детей с учетом возрастных психофизиологических особенностей;

- формирование навыков пользования самостоятельной речью без заикания;

- сохранение и укрепление психофизического здоровья детей;

- обеспечение речевого, интеллектуального и социально-личностного развития;

- формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

- учет возможностей, особенностей гендерного развития и потребностей каждого ребенка;

- преемственность в работе МДОУ и начальной школы, исключающая умственные и физические перегрузки в содержании;

- формирование готовности к обучению в школе;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Структура программы (слайд 3)

Структура программы состоит из трёх разделов: целевой, содержательный, организационный.

Целевой раздел (слайд 4)

Этот раздел включает пункты, рекомендованные при составлении целевого раздела образовательной программы. Все пункты направлены на реализацию коррекционно-развивающей работы.

Цель – устранение заикания и сопутствующего ему общего недоразвития речи, социальная адаптация детей с ОВЗ, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей в условиях группы для детей с заиканием.

В основу легли принципы:

постепенное усложнение программного содержания занятий в каждом разделе программы;

индивидуально - дифференцированный подход;

развивающая деятельность;

связь психолого-педагогического наблюдения и коррекции развития;

принцип интеграции.

Особенности коррекционно-развивающей работы

речевые умения и навыки формируются не по подражанию, а в условиях, стимулирующих пользование самостоятельной связной речью без заикания;

решение "речевых проблем" в контексте с коррекцией личностной структурой заикающегося ребенка;

интеграция образовательных областей,

проведение специалистами различных форм культурно-досуговой деятельности,

внедрение психолого-педагогического наблюдения за реализацией образовательных областей адаптированной образовательной программы.

применение технологий с целью достижения положительных результатов реализации программы: игровая технология, технология интегрированного занятия, информационно-коммуникативные технологии, развивающего обучения

взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на преодоление заикания и общего недоразвития речи.

Условия и организация специального обучения заикающихся дошкольников.

наглядная опора (которая используется не одинаково на разных этапах обучения);

строгое соблюдение системы вопросов, задаваемых детям, разные требования к ответам детей в зависимости от этапа обучения и индивидуальных речевых возможностей.

постепенное и посильное усложнение форм речи за счет сокращения наглядной опоры;

воспитание и поддержание у детей интереса к диалогической и монологической речи в нормальном темпе;

использование специфических форм словарной работы, работы над фразой и рассказом для овладения детьми самостоятельной речи без заикания;

учет объема речевой практики;

воспитание общего и речевого поведения: умение управлять собой, строго выполнять установленные на занятиях правила, сдерживать эмоциональное возбуждение, когда это необходимо, спокойно вести себя в новой обстановке, в присутствии незнакомых или малознакомых людей.

развитие произвольного внимания детей: способности к переключению с одного вида деятельности на другой, своевременности включения в работу, нормального темпа деятельности.

Совместная деятельность с семьёй. (Консультативные встречи, открытые занятия, праздники, развлечения)

Взаимосвязь специалистов.

Комплексное педагогическое воздействие с учётом характерной особенности детей с заиканием предусматривает взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и специалистов детской поликлиники, которая определяет необходимость обследования и последующий выбор методики и лечения (медикаментозное, не медикаментозное, массаж, физиотерапия). Учитель-дефектолог является руководящим и направляющим звеном по направлениям развития в цепочке тесной взаимосвязи специалистов детского сада:

На основе подготовки, проведенной воспитателями, дефектологом, специалистами на своих занятиях формируется общее и речевое поведение детей, умение пользоваться речью без заикания, т. е. осуществляются коррекционные задачи и достигаются целевые ориентиры

Содержательный раздел (слайд 5)

Содержательный раздел раскрывает работу педагогов по освоению детьми образовательных областей на основе интегрированного обучения и игровых форм, совместной деятельности взрослого и ребёнка.

В этом разделе мы рассматриваем задачи и содержание коррекционно-развивающей работы по образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»,«Художественно-эстетическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие»

Учитель-дефектолог в этом разделе программы расписать направления работы, отобрать, совместить образовательные коррекционные, развивающие задачи.

Например: О. О. «Развитие речи».

Направления работы: Коррекция заикания. Развитие словаря. Формирование грамматического строя речи. Развитие фонетико-фонема тической системы языка. Развитие связной речи и коммуникативных навыков.

Рассмотрим первое направление «Коррекция заикания», какие я ставлю задачи в старшей группе

- Закреплять у детей навык внимательно выслушивать любого собеседника (взрослого и ребенка, знакомого и незнакомого человека, близкого родственника и т. д.) на занятиях и вне их.

- Развивать умение спокойно реагировать на замечания, как взрослых, так и товарищей, правильно выполнять любые задания, поручения.

- Учить пользоваться самостоятельной речью без заикания

- Упражнять в умении формулировать без заикания высказывания для выражения одной и той же мысли, события, эмоционального состояния.

Организация предметно-пространственной и развивающей среды, перечень игр, упражнений, художественной литературы – всё подбирается согласно возрасту детей.

Для каждой области характерны формы, способы, методы и средства реализации программы.

Например, О. О «Речевое развитие»:

Формы работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая, совместная игра со сверстниками, совместная деятельность, воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность

Способы: беседа после чтения, рассматривание, игровая ситуация, дидактический, наглядный практический, чтение, беседа, показ, диалог, прослушивание повторение.

Средства: предметы материальной культуры, натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы, наглядный материал, игровые пособия, макеты. альбомы дидактический материал. ТСО

В пункте «Способы и направления поддержки детской инициативы» мы рассматриваем, с одной стороны, условия необходимые для развития детей, с другой – даём эффективные формы поддержки детей.

Например:

условия - Развивающая предметно-пространственная среда разнообразна по своему содержанию,

эффективные формы - совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.

Формы могут быть одинаковые, средства разные.

Организационный раздел (слайд 6)

Организационный раздел содержит 7 пунктов. Я хочу остановиться на пунктах «Организация жизни и воспитания заикающихся детей», «Организация работы учителя-дефектолога»

(слайд 7) Совместная реализация коррекционных и общеобразовательных задач, как на занятиях, так и вне занятий может привести к дополнительной нагрузке на детей. Чтобы избежать этого, соблюдается распорядок дня: правильное чередование игр, занятий, отдыха.

Режимные моменты проводятся так, чтобы оказывать воздействие на укрепление физического и психического состояния здоровья заикающихся дошкольников и устранение дефекта. С этой целью в режиме дня предусмотрены прогулки утром и вечером.

Большое значение в группах заикающихся придается ограничению речи детей. Для этого используются индивидуальные спокойные игры. Ограничение речи детей («режим молчания») поддерживается на протяжении всего первого периода и обязательно для всех детей. Далее ограничение речи применяется по отношению к отдельным детям, имеющим тяжелую степень заикания.

Для ограничения речи детей большое значение имеет правильная организация индивидуальных игр: рассредоточение заикающихся по всей групповой комнате, обеспечение достаточным количеством настольных игр и игрушек, выработка у детей умения играть по одному, молча; в начале обучения детям не рекомендуется задавать вопросы ни воспитателю, ни другим взрослым. Кроме индивидуальных игр, можно проводить хороводные игры с пением. С целью предупреждения рецидивов заикания в феврале — марте вводится режим ограничения речи на 2—3 недели. В этот период по мере необходимости невропатолог назначает лечебные мероприятия.

В связи с тем, что режим ограничения речи иногда сопровождается некоторым снижением двигательной активности, необходимо компенсировать естественную потребность детей в движении за счет подвижных игр.

Занятия по устранению заикания логопед проводит ежедневно в утренние часы. Воспитатель занятия проводит вечером. Индивидуальная работа проводится ежедневно со всеми детьми. Индивидуальные занятия, по устранение заикания у детей с наиболее тяжелой степенью используются как дополнительная работа по увеличению речевой практики. Индивидуальное занятие с одним ребенком или занятие с подгруппой из 2—3 детей длится 10—15 минут.

Во второй половине дня воспитатели проводят индивидуальные занятия с детьми по закреплению правильного произношения звуков и навыков пользования самостоятельной речью без заикания.

Занятия воспитателя строятся с учетом очередной, намеченной к прохождению темы. В детском саду, главным для воспитателя является осуществление задач адаптированной программы.

Большое значение придается речи взрослых. Речь их должна быть спокойной, вопросы — четко сформулированы, с соблюдением пауз между вопросом и ответом ребенка. Следует дать время на обдумывание ответа, говорить в нормальном темпе, не замедляя своей речи. Беседа с детьми организуется по вопросам воспитателя с учетом навыков, приобретенных на соответствующих этапах обучения, и индивидуальных особенностей детей в пользовании доступной самостоятельной речью.

(слайд 8) На основе подготовки, проведенной воспитателями, дефектологом, специалистами на своих занятиях формируется общее и речевое поведение детей, умение пользоваться речью без заикания, т. е. осуществляются коррекционные задачи и достигаются целевые ориентиры

Ребенок хорошо владеет устной речью;

Ребенок любознателен;

Ребенок способен к принятию собственных решений;

Ребенок инициативен, самостоятелен;

У ребенка развита крупная и мелкая моторика;

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства;

Ребенок обладает чувством собственного достоинства;

Ребенок обладает развитым воображением;

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам;

Вам была представлена структура адаптированной образовательной программы для работы с детьми с заиканием. При составлении программы мы должны не забывать и учитывать, что дети с заиканием – это особые лети, знать возрастные. индивидуальные особенности, чтобы образовательный и воспитательные процессы принесли положительные результаты.

Публикации по теме:

Технология «лэпбук» в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации «Технология лэпбук в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации». В связи с внедрением ФГОС ДОУ для того чтобы.

Доклад на родительском собрании «Планируемые результаты освоения образовательной программы в старшей группе детей с ТНР» Наша группа работает по «Примерной адаптированной программе для дошкольников с тяжёлым нарушением речи» под редакцией Лопатиной. Эта программа.

Консультация для педагогов «Проект как технология образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста» ПРОЕКТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Образование – это индустрия, направленная в будущее. С. П. Капица.

Краткая презентация проекта адаптированной образовательной программы Вашему вниманию предлагается адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями.

Методические разработки для работы с родителями дошкольников Анкета для родителей Задача: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской деятельности ребенка. 1. В чем проявляется исследовательская.

Презентация «Модель адаптированной образовательной программы в группе компенсирующей направленности» В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» система дошкольного образования стала.

Презентация на тему «Возможности экологического пространства «Зимний сад» для реализации образовательной программы в ДОУ» Текст презентации: Сдай № 2. В год экологии формирование основ экологической культуры стало более актуальным. Развитие экологических представлений.

Программа «Мир вокруг меня» по формированию социально-адаптированной личности детей дошкольного возраста ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» УТВЕРЖДАЮ Директор ГБУ СО ЕРЦ.

Конспект занятия для детей с заиканием по теме «Грибы» Тема «Грибы». Логопедическое заключение: заикание, ОНР уровня, 2-3 год обучения. Цель: выявить и расширить.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной программой Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я поделюсь с вами опытом о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Технология разработки адаптированной образовательной программы для детей с заиканием
Опубликовано: 7 мая 2018 в 10:09
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Конспект НОД по обрывной аппликации «Золотые березки» в старшей группе
Тема : "Золотые березки" ( обрывная аппликация) Цели : - учить детей создавать образ осеннего дерева ( березы) в технике обрывная аппликация; -...
Фотозарисовки большого авиационного праздника
В минувшую субботу, 19 октября, на аэродроме Чкаловска состоялось празднование юбилея образования 689 гвардейского Сандомирского ордена Александра...
Фотоотчет о проведении осеннего мероприятия для детей младшего возраста
«Между елок, между сосен, Осторожно бродит Осень. Королева Осень – рыжая лиса- Красит в рыжий цвет Зелёные леса! » В. Степанов Сегодня сама...