МААМ-картинки

Программа «Мир вокруг меня» по формированию социально-адаптированной личности детей дошкольного возраста

Ольга Николаевна Гетманчук
Программа «Мир вокруг меня» по формированию социально-адаптированной личности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБУ СО ЕРЦ

___ /Осипова И. А. /

Адаптационная программа «Мир вокруг меня» по формированию социально-адаптированной личности детей младшего возраста и среднего школьного возраста с ограниченными возможностями.

Составитель: воспитатель

стационарного отделения

Гетманчук О. Н.

г. Ершов

2017г.

Вид программы : информационно-познавательная.

Публикация «Программа „Мир вокруг меня“ по формированию социально-адаптированной личности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Продолжительность программы : (01.06.2017-31.12.2017г.)

Периодичность проводимых занятий: 4 занятия в заезд (курс реабелитации-21день)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

«Все яснее вижу, что ключ ко

всему - в воспитании. Там развязка всего.

Это самый длинный, но верный путь.»

Л. Н. Толстой

Воспитание является целенаправленным процессом управления развитием личности, а значит, и воспитательная система должна иметь целенаправленный характер, иметь сложную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптируясь к условиям этой внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления. В ГБУ СО ЕРЦ главным фактором является создание гуманной среды, выполняющей, прежде всего, коррекционно- развивающую функцию, способствующую становлению социального опыта, становлению личности ребенка с ОВЗ.

Воспитательная работа строится на основе общих и специальных задач, которые соответствуют основным направлениям воспитательного и коррекционного процессов, и находится в тесной связи с образовательным процессом. Основным объектом педагогического воздействия является формирование у учащихся и воспитанников сознания, которое в дальнейшем будет определять его социальное поведение.

Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку с ОВЗ успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество.

Для того, чтобы воспитать полноценного гражданина своей Родины, требуется постоянно обращать внимание на его личностные качества. Существует психологическая закономерность: если у ребёнка нет внутреннего стимула к саморазвитию, то нет и воспитания – целенаправленного процесса формирования и развития личности. Надо воспитывать, развивать положительные качества этой личности. Задача центра реабилитации: помочь детям стать достойными гражданами своей страны.

Одной из основных функций педагогической поддержки является помощь ребенку в становлении его как личности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации.

Для успешной социализации воспитанников уделяется много внимания воспитательной работе, основными задачами которой являются — выработка положительных качеств личности, формирование правильной оценки окружающих и самих себя. Специфической задачей воспитательной работы является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении детей с ОВЗ в разных ситуациях и в процессе разнообразных видов деятельности.

Программа предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 6 до 15 лет с умственной отсталостью.

Цель программы : формирование социально адаптированной личности посредством создания условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.

Задачи программы :

- укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

- формирование негативного отношения к вредным привычкам;

- формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, воспитание правовой культуры;

- формирование и развитие трудовых умений и навыков; профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению.

- формирование разносторонних интересов воспитанников через участие в кружках

- развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия;

- привитие культуры внешнего вида, поведения вне школы, обращая особое внимание на формирование культуры чувств : уважения, дружбы, товарищества, сострадания, доброты.

- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям; формирование экологической культуры;

- осуществление связи с окружающим миром для дальнейшей успешной социализации детей с нарушением интеллекта.

Принципы программы :

• Включение детей с ОВЗ в активную деятельность.

• Доступность и наглядность.

• Связь теории с практикой.

• Учёт возрастных, физических и психологических особенностей.

• Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

• Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Направлениями воспитания: является система работы по формированию определённых качеств личности в соответствующей деятельности. Реализация основных направлений воспитательной работы осуществляется одновременно с учётом особенностей детей (возрастных, физических, психологических и т. д.) и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив обучающихся, так и на отдельно взятую личность. В систему воспитательных мероприятий включаются разнообразные виды деятельности, направленные на выполнение общественных задач, способствующие успешной социальной адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Для реализации данных задач взяты главные направления коррекционно-воспитательной работы, которые отвечают требованиям, предъявляемым к данному типу адаптационных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья:

Общие задачи воспитания и социализации воспитанников классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.

Каждое из направлений воспитания и социализации детей основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их воспитанниками.

Организация воспитания и социализации детей осуществляется по следующим направлениям:

1. Познавательная деятельность

2. Игровая деятельность

3. Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)

4. Художественно – эстетическая деятельность

5. Социальное творчество (социально – преобразующая добровольческая деятельность)

6. Гражданско – патриотическое воспитание

7. Трудовая (производственная) деятельность

8. Спортивно – оздоровительная деятельность

9. Туристско-краеведческая деятельность.

Познавательная деятельность.

Цели и задачи:

1. Изучение особенностей каждого воспитанника с последующей коррекцией на основании диагностики интеллектуальных знаний и умений.

2. Обогащение знаний детей на основе развития познавательной деятельности.

3. Формирование у воспитанников потребности расширения кругозора, развития логического и творческого мышления, рационального взгляда на окружающий мир.

4. Формирование у детей знаний о природе, человеке, обществе.

5. Создание условий для становления, развития и совершенствования познавательных интересов, детей средствами воспитательной работы.

6. Развитие у воспитанников познавательной активности, устойчивого интереса, внимания, различных видов памяти.

7. Формирование мыслительной деятельности.

8. Обогащение сознания воспитанников знаниями о Родине, природе, обществе, человеке, технике.

9. Повышение уровня воспитанности.

10. Развитие свободной, жизнелюбивой, созидательной личности.

Воспитанники должны знать и уметь:

Дети должны сопоставлять свои знания с окружающей действительностью. Знать народный фольклор, сказки, рассказы о природе. У детей должно быть сформировано правильное поведение в экстренных ситуациях. Знать свои права и обязанности, правила поведения в школе и общественных местах; уметь правильно себя вести в общении со сверстниками, обращаться с просьбой, выражать слова благодарности.

Игровая деятельность.

Цели и задачи:

1. Насыщение детского досуга серьёзным творческим содержанием через игровые формы.

2. Способствовать дальнейшему развитию самостоятельности в игре, развивать игровое творчество детей.

3. Формировать эмоциональную память, навыки общительности.

4. Подводить детей к пониманию роли в игре, формировать навыки ролевого поведения, учить связывать сюжетные действия с ролью.

5. Развитие коммуникативных качеств у детей в игре.

6. Развитие воображения как основы творческой деятельности.

7. Развитие у детей образной памяти, внимания, речи.

8. Формирование в процессе игр нестандартного мышления.

9. Развитие координации и мелкой моторики.

10. Организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий.

Воспитанники должны знать и уметь:

Дети должны принимать активное участие во всех праздниках и мероприятиях; уметь с пользой проводить своё свободное время, правильно вести себя в играх, свободном общении.

Досугово – развлекательная деятельность.

Цели и задачи:

1. Насыщение детского досуга серьёзным творческим содержанием через систему массовых мероприятий.

2. Формирование у детей контактности, толерантности и способности к совместному творческому труду на основе общепринятых нравственных, этических норм общения.

3. Привлечение детей к участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках.

4. Вовлечение обучающихся в разностороннюю досугово-развлекательную деятельность, развитие личности ребенка, его творческих способностей.

5. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

6. Развитие волевой и эмоциональной регуляции поведения и деятельности.

7. Воспитание духовно–нравственных качеств личности.

8. Развитие навыков рефлексивных действий.

Воспитанники должны знать и уметь:

У детей должно быть сформировано чувство коллективизма, активное отношение к окружающей действительности, духовные качества личности. Ценностное отношение к своему здоровью, уметь рационально и разумно использовать свой досуг.

Художественно-эстетическое творчество.

Цели и задачи:

1. Формирование у воспитанников художественного вкуса и потребностей в эстетической и творческой деятельности.

2. Привитие у детей любви к искусству.

3. Обучение умению видеть прекрасное в окружающем мире.

4. Воспитание у детей чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных способностей;

5. Воспитание умения видеть прекрасное в природе, искусстве, труде, общении;

6. Развитие инициативы и творчества.

Воспитанники должны знать и уметь:

У детей должно быть сформировано уважительное отношение к народным традициям, участвовать в экскурсиях, выставках детских рисунков, поделок и творческих работ воспитанников. Уметь переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование. Воспитанники должны быть знакомы с устным народным творчеством (пословицы, поговорки, русские народные сказки)

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

Цели и задачи:

1. Углубление представления детей об общечеловеческих ценностях.

2. Формирование у воспитанников способности и готовности к социально-преобразующей деятельности, культуры отношений к себе и окружающим людям.

3. Знакомство с современными социальными акциями города и развитие положительной мотивации для участия в них.

4. Формирование потребности делать добрые дела.

5. Воспитание доброжелательного отношения детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (взрослых и сверстников, добрые чувства к животным и растениям.

Воспитанники должны знать и уметь:

Уметь соблюдать дисциплинарные дистанции в общении с взрослыми, принимать решения в ситуациях нравственного выбора. Уметь вливаться в общественную жизнь центра, принимать систему и правовые требования; участвовать в жизни центра и решать проблемные ситуации, возникшие в процессе общения.

Гражданско-патриотическое воспитание.

Цели и задачи:

1. Формирование у детей гордости за отечественную историю, народных героев.

2. Формирование у детей таких понятий, как долг, честь, гражданская нравственность.

3. Пробуждение интереса к прошлому своего народа.

4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа.

5. Воспитание у детей любви к своей Родине, гражданского самосознания, патриотизма, уважения к Отчизне, её истории, традициям.

Воспитанники должны знать и уметь:

Дети должны иметь ценностное отношение к своему народу, своему краю; знать основные права и обязанности гражданина РФ; уважать права другого человека, знать, кто защищает права ребёнка.

Трудовая (производственная) деятельность.

Цели и задачи:

1. Формирование у воспитанников навыков самообслуживания в самостоятельной жизни.

2. Воспитание у детей положительных личностных качеств : привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости.

3. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе. Оказывать помощь друг другу. Доброжелательно оценивать работу сверстников. В корректной форме делать замечания и давать советы.

Воспитанники должны знать и уметь:

Иметь первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками; знать роль трудовой деятельности в жизни человека, различные виды профессий, уважать и ценить труд людей. Воспитанники должны уметь выполнять элементарную уборку помещения, выполнять мелкий ремонт одежды, ухаживать за комнатными растениями

Спортивно – оздоровительная деятельность.

Цели и задачи:

1. Продолжение работы по укреплению здоровья детей : закаливать детский организм, совершенствовать основные виды движений, следить за осанкой во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические навыки и привычки культурного поведения.

2. Формирование у детей позиции значимости здоровья в дальнейшей жизни; формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.

3. Содействие всестороннему развитию личности, приобщение детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

4. Воспитание у детей смелости, дисциплинированности, дружелюбия; удовлетворение потребности детей в движении.

Воспитанники должны знать и уметь:

Дети должны владеть основами знаний о здоровом образе жизни, заботится о своём здоровье, ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, принимать активное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях. Должны знать причины, сохраняющие и разрушающие здоровье; способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня.

Туристско-краеведческая деятельность.

Цели и задачи:

1. Формирование у детей представлений, знаний о туризме, осознанного правильного отношения к природе и понимания целостности природы через развитие познавательной активности в изучении родного края.

2. Знакомство воспитанников с достопримечательностями и интересными людьми г. Ершова.

3. Способствовать физическому развитию детей, их оздоровлению.

Воспитанники должны знать и уметь:

У детей должны быть сформированы нравственные навыки : трудолюбие, чувство товарищества, ответственности за своё поведение в общественных местах. Уметь этично себя вести в природе, библиотеке, музее и т. д.

Прогнозируемые результаты.

Реализация программы позволит :

1. Создать максимально комфортные условия для развития, воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способного полноценно жить и трудиться в современном обществе.

2. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, привитию навыков здорового образа жизни.

3. Усилить ориентацию воспитанников на общечеловеческие ценности, гражданскую ответственность, ценностное отношение к семье, своему городу, стране.

4. Удовлетворить интересы и потребности, детей с ОВЗ в дополнительном образовании.

Перечень литературы:

1. Воронкова В. В. «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

2. Выготский Л. С. «Педагогическая психология»

3. Дмитриев Ю. «Календарь зелёных чисел»

4. Жиренко О. Е. «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию»

5. Каиров И. А., Богданова О. С. «Азбука нравственного воспитания»

6. Климентовская З. В. «Стихи и сказки в начальной школе»

7. Минскин Е. В. «Игры и развлечения в группе продлённого дня»

8. Осипенко И. Л. «Классные праздники, или как научить школьника жить весело»

9. Худенко Е. Д., Гавриличева Г. Ф. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате

10. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения»

11. Яровая Л. Н. «Внеклассные мероприятия»

12. Журналы «Дефектология», «Педсовет», «Начальная школа», «Воспитание школьников»

Публикации по теме:

Авторизованная программа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста 1. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «Мир вокруг нас»Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «Мир вокруг нас» Конспект по формирование целостной культуры мира в средней группе «Мир вокруг нас». цель: Уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые»,.

Конспект занятия по формированию толерантности «Я и люди вокруг меня». Социально-коммуникативное развитие детей СПб ГБУ СО социальный приют для детей «Транзит» Конспект занятия "Я и люди вокруг меня" Разработала: И. П. Герасимова Должность:.

КВН для родителей и детей «Мир вокруг нас. Животный и растительный мир» КВН «Мир вокруг нас» Цель: актуализировать знания родителей и детей о животном и растительном мире Ведущая: — Здравствуйте, дети! Здравствуйте,.

Конспект занятия по формированию нравственных качеств личности «Доброта спасет мир» Данное занятие поможет воспитанникам осмыслить общечеловеческие ценности, выработать личное отношение к ним. На этом мероприятии формируются.

Мини-проект по формированию социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста «Давайте поиграем!» Цель проекта: создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Образовательные задачи проекта:.

Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Воздух вокруг нас» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь.

Программа «Мир вокруг нас» «Шарбаты ауданыны №2 жалпы негізгі білім беру мектебі» ММ ГУ «Основная общеобразовательная школа №2 Щербактинского.

Программа по формированию ценностного (позитивно значимого) «образа семьи» у детей старшего дошкольного возраста. Программа по формированию ценностного (позитивно значимого) «образа семьи» у детей старшего дошкольного возраста. Программа состоит из подробно.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Самое дорогое, что есть у меня — это моя семья» Цель: формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, воспитывать любовь и уважение к своим родным. Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Мир вокруг меня» по формированию социально-адаптированной личности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 января 2018 в 13:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Мир вокруг меня» по формированию социально-адаптированной личности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Николаевна Гетманчук (УИ 531279) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД