МААМ-картинки

Технология создания ситуации успеха в образовательной деятельности (4 фото)

Вера Партина
Технология создания ситуации успеха в образовательной деятельности

За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в образовательной (учебной) деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает того факта, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в образовательной деятельности. Но в педагогике, как, впрочем, и в медицине, не существует единой панацеи на все случаи жизни. Поэтому и образовательную ситуацию успеха нужно применять продуманно, с учетом многих факторов.

Публикация «Технология создания ситуации успеха в образовательной деятельности» размещена в разделах

На первый взгляд кажется, что педагогу достаточно пару раз организовать ситуацию, при которой ребёнок испытает успех, удовлетворение, и высокий уровень мотивации, интереса, познавательной активности ему обеспечен. Но такое отношение к ситуации успеха чревато противоположным результатом: постоянное обеспечение успешности учения может сформировать не столько активное, сколько привычное и даже индифферентное отношение к обучению. Кроме того, постоянное ожидание только лишь положительного результата пагубно сказывается на развитии волевых качеств личности: уклонение от преодоления трудностей, отказ от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях, преобладание мотива «избегания неудач» и пр.

В связи с этим, обращаясь к ситуации успеха в образовательной деятельности, необходимо понимать те психолого-педагогические механизмы, которые лежат в ее основе.

Прежде всего, следует разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Успех связан с чувствами радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной работы. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную деятельность. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно мотивировать его на будущую деятельность. Ситуация же – «это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать учитель.» [Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: В 2ч. Ч. 1 /Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1992. С. 30.]

Чем привлекают психологов и педагогов исследования в области влияний переживания успеха/ неуспеха на различную деятельность человека?

Как, несомненно, позитивные моменты можно отметить следующее:

­ переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;

­ появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;

­ положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Однако опытные психологи и педагоги предупреждают нас о возможных негативных состояниях, стрессовых ситуациях, последовавших после пережитого успеха. Почему возможен такой парадокс?

Во-первых, успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей.

Во-вторых, за сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует релаксация: если же в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая.

В-третьих, переживание успеха может быть омрачено для субъекта деятельности, если результат, важный и значимый для него самого, не будет адекватно оценен другими людьми.

Так, достигнутый успех «в главных» и «неглавных» занятиях ребенком переживается одинаково интенсивно, особенно в начале образования. Но часто отношение взрослых снижает эту радость: «Ты хорошо справился с заданием по математике? Лучше бы по обучению грамоте.». Через снижение значимости переживаемого успеха мы, взрослые, влияем на формирование у ребенка отношения ко всему образовательному процессу.

Успех как мотивационный регулятор отношения к учебной деятельности необходим в учении. Однако переживания по поводу результатов могут быть вызваны различными обстоятельствами. И здесь возникает необходимость в соотнесении таких понятий как «успех в учении» и «успешность учения».

Если успех – это эмоциональное переживание, то успешность – это качественная характеристика результатов учебной деятельности конкретного ребенка. Успех может переживаться как разово, так и многократно, а успешность всегда имеет протяженность во времени. Успешность той или иной деятельности зависит от многих обстоятельств: благоприятных условий, готовности самого субъекта, общественных ожиданий и установок. В итоге, успех может быть специально организован для кого-то, но может быть создан субъектом для самого себя. Успех сугубо индивидуален. Значимость его часто определяется нормами, заданными извне, и ребёнок каждый раз сверяет свои достижения с предложенным уровнем. Однако стоит помнить о том, что одинаковое по трудности задание, успешно выполненное «сильным» в обучении ребёнком и неуспевающим, потребовало от последнего более напряженной мыслительной деятельности, большей интеллектуальной активности, следовательно, его достижения должны быть оценены как более значимые. Есть и такие дети, которые, разуверившись в себе, заранее отказываются от возможности достигнуть успеха, не прилагают особых усилий в учебной деятельности, предпочитая пассивную позицию в образовании.

Ситуация успеха создается педагогом в образовательной деятельности. Но, как и любую деятельность, обучение можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи:

- установка на деятельность (эмоциональная подготовка ребёнка на решение учебной задачи);

- обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного решения);

- сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).

Следовательно, и ситуация успеха как вариант педагогической поддержки должна учитывать все перечисленные компоненты.

Рассмотрим психолого-педагогическую ситуацию успеха поэтапно.

1. Мотивационно-целевой этап. Педагог ставит задачу сформировать у дошкольника установку на успешное выполнение учебного задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут появиться в ходе работы, другими словами, формирует мотив достижения.

Но здесь педагог встречается с различной реакцией детей: кто-то уже выполнял подобное задание, результаты его оказались неудачными и у этой категории учащихся уже сформировано отрицательное отношение к предлагаемому заданию. Вторая группа дошкольников не сталкивалась с такой работой, поэтому не знает, чего можно ожидать от будущей деятельности. Третья группа, уже выполнявшая сходные задания и успешно справившаяся с ними, находится в состоянии мобилизованности, готовности приступить к выполнению учебной задачи.

Опираясь на эмоциональную память эмоций успеха/ неуспеха, на данном этапе педагогу проще всего будет работать с третьей группой, в которой необходимо только актуализировать положительные эмоции, пережитые детьми ранее. У второй группы детей нужно предвосхитить эмоциональную реакцию, нарисовать перспективу удачного выполнения задания, связав ее с теми или иными условиями деятельности, которые в прошлом обеспечивали радость, успех. Наиболее трудоемкой окажется работа с первой группой. Прежде всего, необходимо нейтрализовать память от эмоции неуспеха в предыдущей деятельности, а затем создать перспективу для новой, более успешной деятельности.

Сделать это можно, например, с помощью сильного эмоционального подкрепления («Уверена, что у тебя сегодня все получится», но лучше, если эмоции буду иметь и деятельное основание. Можно напомнить, что дошкольник уже поработал над своими ошибками и результат будет лучше, чем в прошлый раз, или что задание носит иной характер по сравнению с предыдущим и пр.

Формируя мотив достижения (успеха, результата, педагог может предложить различные мотивационные варианты:

­ стремление самостоятельно решить интересные задачи;

­ попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым;

­ рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей;

­ установить новые контакты в ходе выполнения деятельности и т. д.

Другими словами, педагог, опираясь на эмоциональную память дошкольников, организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности. Здесь ситуация успеха в большей степени определяется психологическими аспектами.

2. Организационный этап. Задача воспитателя: обеспечить ребёнка условиями для успешного выполнения задания (с учетом индивидуальных способностей и личностных качеств, заинтересовать его самим познавательным процессом.

На этом этапе у некоторых детей наступает такой период, когда непосредственный интерес к работе приходит состояние конфликта: с одной стороны, необходимость выполнить работу, а с другой – недостаток условий для реализации задачи. Психологи и педагоги к таким условиям относят четыре аспекта: недостаток способностей, трудность задания, отсутствие везения, слабость волевых усилий. Первые два условия могут быть учтены педагогом заранее, стоит лишь подобрать задачи в соответствии с индивидуальными способностями ученика. Везение зависит от внешних условий, в то время как волевые усилия являются фактором подконтрольным (прежде всего для самого субъекта деятельности) в отличие от способностей, везения и трудности задания.

Следовательно, волевое усилие, или самоорганизация, становится важным фактором в стремлении улучшить результат деятельности. Здесь особо нужна помощь воспитателя, а точнее, методически продуманная тактика, которая поможет ребенку правильно включиться в работу, преодолеть утомление, усталость, сомнения.

Конкретные обстоятельства обусловливают использование тех или иных приемов создания ситуации успеха. К ним, в частности, относятся: эмоциональная разгрузка, смена задания по желанию ребёнка, «помощь клуба» (группы, «скорая помощь» (обращение к воспитателю, к более «сильному» ребёнку и пр., «подсказка» (работа с тетрадью) и т. п.

Не стоит забывать и о таких «простых» педагогических приемах, как контроль времени: педагог без нажима напоминает учащимся (особенно тем, кто с трудом включается в работу, часто отвлекается от нее, что до конца работы осталось 7, 5, 2 минуты; подходит к отдельным дошкольникам, уточняет все ли в порядке, нет ли затруднений и т. д. Для тех, кто так и не выполнил задание, можно время от времени использовать прием «даю шанс» : ребёнку объясняют, что сейчас нужно сдать работу, даже если она не окончена, но после занятий можно закончить (однако, дошкольники должны быть готовы к тому, что педагог может заменить или предложить дополнительное задание, поскольку возникает возможность уточнить нужные решения у других детей из группы).

3. Итоговый этап. Ориентируясь на поддерживающее обучение, педагог должен организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания.

Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Итог образовательной работы обычно сводится к оценке. Известно, что мнения воспитателя и ребёнка в данном вопросе чаще всего расходятся. Почему? Дело в том, что педагог оценивает итог деятельности : грамотность, аккуратность, правильность и пр., а учащийся помнит об эмоциональном напряжении, концентрации внимания, переживаниях в процессе выполнения и т. д. Другими словами, дошкольник ждет, что оценят не только результаты, но и его усилия в течение деятельности.

Существуют два общих варианта соотнесения усилий, затраченных дошкольником, и результата его учебной деятельности :

– когда затраченные дошкольником на выполнение учебной задачи, соответствуют полученной оценке (У = Р);

– когда оценка учителя и усилия ученика неравнозначны (У Р) :

У = Р

У Р

1) У = Р =! 2) У = Р = 3) У < Р 4) У > Р

1) Первый, наиболее оптимальный для обеих сторон – степень затраченных усилий соответствует итогу работы, а значит, и оценке. В этом случае педагогу достаточно похвалить ребёнка, подчеркнуть его достижения, тем самым стимулируя его к дальнейшей деятельности.

2) Второй вариант напоминает первый – количество затраченных усилий соответствует итогу деятельности, но результат – неудовлетворительный. Данный вариант является свидетельством того, что организация условий деятельности на предыдущих этапах строилась без учета индивидуальных способностей конкретного ребёнка. Теперь педагогу придется начинать все сначала.

3) Вариант третий: при минимальных затраченных усилиях со стороны дошкольника итог его работы удовлетворяет основным требованиям: возможно, дошкольник сумел списать или задание оказалось для него простым… Такую ситуацию А. С. Белкин классифицирует как «мнимый», или «опасный успех». В данном случае педагог должен знать индивидуальные особенности ребёнка, уметь анализировать ситуацию. Прежде всего, необходимо продумать систему индивидуальных заданий с повышенным уровнем сложности для конкретного ребёнка; предложить такую форму работы, когда налицо вклад каждого ребёнка в общее дело, и оценивание производится всей группой, а не одним педагогом. Кроме того, возможны личные беседы, где педагог прямо, но без свидетелей говорит ребё нку о его недостатках: равнодушии, лени, попытке списать и пр.

На первый взгляд возникает парадокс: педагог намеренно ставит дошкольника в ситуацию неуспеха. Но цель подобной тактики состоит в том, чтобы в сознании ребенка родилась радость не столько от отметки, сколько от самого процесса открытия истины. Произойдет же это только в том случае, если дошкольник приложит усилия, преодолеет определенные трудности учебного, нравственного, коммуникативного характера.

4) И наконец, четвертый вариант, наиболее болезненный для обеих сторон – ребёнок уверен, что «выложился», но оценка педагога не соответствует ожиданиям дошкольника. Здесь возможны серьезные конфликты с педагогом, которые могут, в свою очередь, наложить негативный отпечаток на отношение дошкольника ко всему образовательному процессу в целом. В данном случае требуется глубокая индивидуальная работа со стороны педагога. Следует предложить ребёнку попытаться найти свои ошибки, а затем с помощью воспитателя, распределить их по видам: механические, на внимание, на логику вычисления, грамматические, орфографические и т. п. Не стоит стремиться исправить все ошибки сразу. Сначала можно предложить дошкольнику поработать над определенным видом.

Конечно, потребуется некоторое время, чтобы у ребёнка пропала боязнь ошибиться. Педагог должен подчеркнуть, что он уверен в улучшении знаний. И только после ряда тренировочных работ и при эмоциональной поддержке воспитателя проводится контрольный срез, результаты которого должны убедить дошкольника в преодолении им данного рода трудностей. Очень важно в качестве педагогической поддержки отметить достижения ребёнка, показать свое уважительное отношение к его труду, чтобы у него появилось желание проявить себя в образовательной деятельности.

Не менее значимым фактором для формирования осознанного отношения не только к оценке, сколько к процессу и результатам образовательной деятельности является рефлексия : отражение, размышления о себе, своей работе, динамике познания. Здесь не стоит торопиться: неоднократные примеры показывают, что сначала дошкольники высказывают самые поверхностные мнения: «мы сегодня изучали…», «было что-то новенькое…» и пр. Но если этот прием становится неотъемлемой стороной образовательного процесса, рано или поздно эти реплики приобретают характер размышлений, обобщений: «сравнивая свой ответ и ответ Игоря…», «оказывается, мы так много об этом знали, но сегодня все уложилось в систему…» и т. д. Такая открытая позиция в учебном процессе приводит к тому, что становится все больше дошкольников, которые осознанно, с пониманием относятся к результатам своего труда.

Таким образом, результативный этап деятельности педагога является диагностирующим в работе, определяющим проектирование его педагогической деятельности. Дошкольник также корректирует свою деятельность с помощью педагога : его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности.

Итоговый этап, синтезируя черты первых двух, носит психолого-педагогический характер, поскольку логически следует из результатов организационного этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности. Особого внимания требуют к себе слабоуспевающие дети, к которым можно применить завышенную, или авансированную, оценку, позитивное рецензирование и т. п., соблюдая при этом чувство меры, чтобы ребёнок не переоценил свои способности.

В итоге стоит подчеркнуть, что ситуация успеха только тогда становится действенным средством педагогической поддержки, когда она:

организуется на всех этапах учебного процесса;

усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе;

реализуется с учетом индивидуальных особенностей детей, что находит

свое отражение в подборе приемов и средств в работе с конкретным дош-

кольником;

формирует у субъекта деятельности : положительные эмоции в деятельности чувство успеха, вызванное преодолением трудностей, предложенных учителем эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим учащимся осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления трудностей формирование устойчивой потребности в самообразовании.

Как показала практика, в силу индивидуальных различий дошкольники по-разному реагируют на предложенные педагогом ситуации. Для некоторых групп детей ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор пока не реализуется основная задача: ребёнок испытывает чувство удовлетворения не только от итога деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями.

Ситуация успеха, реализуя учебные и воспитательные задачи, на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предс

Технология создания ситуации успеха в образовательной деятельности

оящей деятельности, на организационном – обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося, на результативном – усиливает активное отношение к обучению, обращая его в мотив к новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение.

Ситуация успеха «перерастает» из приема в фактор педагогической поддержки в том случае, если происходит смена позиции учащегося в учебном процессе: из пассивного объекта он должен стать субъектом, творцом учебной деятельности, ощутить в себе уверенность, осознать себя как развивающуюся личность. Пережив заслуженное чувство успеха, дошкольник желает его повторить, упрочить. Он начинает самостоятельно искать пути для достижения успехов в образовании, так как это придает ему уверенность в собственных силах, позитивно влияет на взаимоотношения с окружающими. Эффективность ситуации успеха в образовательной деятельности проверяется не только наличием активного отношения к деятельности, но и умением самого дошкольника создавать себе условия для успешной деятельности.

Это составляет еще одну особенность ситуации успеха в учебной деятельности : формируется активность дошкольника как субъекта, выражающаяся в стойкой потребности в самообразовании. Педагог не столько «учит», сколько раскрывает возможности, помогает найти сферы, необходимые для развития личности ученика.

Фото №1 За последние полтора десятка лет словосочетание ситуация успеха в образовательной учебной деятельности стало привычным в педагогической практике Фото №2 Никто не оспаривает того факта что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в образовательной деятельности Фото №3 Но в педагогике как впрочем и в медицине не существует единой панацеи на все случаи жизни
Публикации по теме:

Конспект игровой образовательной ситуации по познавательно-исследовательской деятельности с песком Конспект игровой образовательной ситуации по познавательно – исследовательской деятельности с песком Тема: «Сыпется, не сыпется» Возраст.

Мастер-класс «Технология создания исследовательского проекта» Добрый день, уважаемые коллеги! Главной ценностью каждой семьи является ребенок – его развитие, образование, воспитание, социальная защита.

Методы и приемы организации ситуации успеха у воспитанников реабилитационного центра для несовершеннолетних «Методы и приемы организации ситуации успеха, как одно из направлений повышения эффективности социализации воспитанников» (деловая игра).

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения качества образования Аннотация. Статья посвящена серьёзной проблеме - создание ситуации успеха в обучении и воспитании учащихся школ, студентов. Представлены.

Обеспечение эмоционального благополучия как необходимого условия для создания социальной ситуации развития детей 2. Эмоции играют важную роль в жизни людей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами.

Проблемно-игровая технология: технология организации деятельности со специальными полифункциональными материалами МАДОУ Каскаринский детский сад «Золотой петушок» Проблемно-игровая технология: технология организации деятельности со специальными.

Сценарий образовательной ситуации в средней группе. Тип образовательной ситуации-конструирование из природного материала Сценарий образовательной ситуации в средней группе. Тип образовательной ситуации-конструирование из природного материала Тема: Петушок,.

Технология создания математического Лэпбука (часть 1) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка ­ детский сад № 35» Технология создания математического.

Технология создания математического Лэпбука с развивающими играми (часть 2)Технология создания математического Лэпбука с развивающими играми (часть 2) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка ­ детский сад № 35» Технология создания математического.

Технология создания развивающей предметно-пространственной среды Прежде чем начать работу по изменению развивающей предметно - пространственной среды нужно изучить документы, содержащие нормативные требования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология создания ситуации успеха в образовательной деятельности
Опубликовано: 7 декабря 2016 в 09:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД