Екатерина Паначёва
Мастер-класс «Технология создания исследовательского проекта»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Главной ценностью каждой семьи является ребенок – его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего и взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.
В ФГОС ДО уделяется большое внимание вопросам образования ребенка посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Публикация «Мастер-класс „Технология создания исследовательского проекта“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Сегодня на мастер - классе я бы хотела познакомить с одной из форм работы с родителями – создание исследовательских проектов совместно с семьей.
Исследовательский проект, как правило, носит индивидуальный характер. Реализация занимает около месяца и включает в себя четыре этапа.
Прежде чем приступить к созданию исследовательского проекта, педагог должен научить этому родителей (второму этапу). На родительском собрании в доступной форме рассказать о технологии создания проекта, провести мастер – класс, раздать памятки.
При помощи презентации сейчас мы рассмотрим основные этапы исследовательского проекта, познакомимся с технологией его создания.
Включить презентацию.
1слайд. Как следует из названия, исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
2 слайд. 1этап. Создание проблемной ситуации, возможны несколько вариантов:
1). Педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос.
2). Педагог внимательно наблюдает за деятельностью детей и выявляет сферы интересов каждого ребенка. Затем создает особую ситуацию, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу.
3). Педагог привлекает родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта.
3 слайд. 2 этап. Оформление проекта с родителями. Включает в себя следующие компоненты:
4 слайд. На первой странице формулируется основной вопрос исследования.
5,6,7,8 слайд. Эти несколько страниц отражают важность поставленного вопроса, с точки зрения ребенка, сверстников, родителей и знакомых.
9 слайд. Следующая страница отражает выбор наиболее правильного ответа, с точки зрения ребенка.
10 слайд. Далее отображаются возможные способы проверки предложенного ребенком ответа.
11 слайд. На этой странице изображается результат проверки правильности ответа.
12 слайд. На следующей странице отражаются возможные сферы применения проекта.
13 слайд. Третий этап – это защита проекта. Ребенок вместе с родителями должен подать заявку на защиту проекта, то есть подойти к воспитателю и выбрать время защиты. Перед началом своего выступления ребенок вывешивает на стенде страницы своего проекта. Воспитатель помогает ему закрепить листы и расположить их в правильной последовательности. Затем ребенок рассказывает о проделанной работе, показывая указкой на соответствующие изображения, записи.
14 слайд. Выставка проектов в группе – это четвертый этап. Педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах.
15, 16, 17 слайд.
Наибольшие трудности у педагогов вызывает первый этап – создание проблемной ситуации, поэтому хотелось бы остановиться именно на нем. Для того, чтобы создать проблемную ситуацию педагог, отталкиваясь от задач, придумывает проблемную ситуацию. Возможно и наоборот, но опыт показывает, что эффективнее сформулировать сначала задачу, а затем проблемную ситуацию.
Например, возьмем из программы задачу по старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие», раздела «Приобщение к социокультурным ценностям». Задача: расширять представление детей о профессиях. Тема исследовательского проекта : зачем повару колпак и фартук? Проблемная ситуация: пуговица попала в хлеб. Предварительная работа: экскурсия на кухню, наблюдение за работой повара, беседа о профессии повара, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, занятие «Откуда берется хлеб?», сюжетно – ролевая игра и пр.
А сейчас давайте поупражняемся в придумывании тем. Я раздам вам листы бумаги с разными задачами, а вы попробуете придумать темы проектов (даю 3 минуты, затем опрашиваю сидящих, тем кто не справился помогаем всем залом). Далее выбирайте одну тему и для нее придумайте проблемную ситуацию (снова даю несколько минут на размышления, а затем выслушиваю результат).
Есть ли ко мне вопросы по выше сказанному?
Вывод по теме: сегодня мы вместе разобрали технологию создания исследовательского проекта, и отталкиваясь от программной задачи, придумали возможные темы проектов, а затем проблемные ситуации.
Спасибо за внимание и участие!