Папки-передвижки

Традиции проведения православных праздников в ДОУ как способ духовно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Першина Татьяна Васильевна
Традиции проведения православных праздников в ДОУ как способ духовно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на районных Рождественских чтениях

«Традиции проведения православных праздников в ДОУ как способ духовно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель

Першина Татьяна Васильевна

Публикация «Традиции проведения православных праздников в ДОУ как способ духовно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольное детство- это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Поэтому в нашем детском саду одним из направлений работы является духовно- нравственное, патриотическое воспитание.

Суть этого воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа.

Главным средством духовно-нравственного и патриотического развития личности ребенка является введение его в народную и православную культурную традицию.

Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это православные праздники. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания. По мнению русского педагога ХІХ века К. Д. Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни».

Хотелось бы, чтобы и у современных детей тоже остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости и плодовом изобилии на Спас.

Православные праздники в детском саду положительно влияют на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события. Благодаря этим праздникам дети накапливают знания о различных церковных праздниках, вошедших в календарь как государственные, о народных традициях. Многое узнают о христианском к ним отношении. Педагоги и родители стараются правильно ответить на интересующие детей вопросы, подбираются для чтения и рассказывания произведения православных авторов, рисуют героев сказки и рассказов, рассказывают в семье о своих впечатлениях и пытаются быть похожими на положительных героев. Заканчивается праздник угощением, традиционным праздничным блюдом : на Пасху – расписным яичком и куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами. Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее.

Детям приносит огромную радость не только сам праздник, но и подготовка к нему. В основу предварительной работы положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, музыкальном материале, устном народном творчестве, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения.

Презентация

2 слайд

О важности духовно- нравственного воспитания говорит и лидер нашей страны В. В. Путин.

3 и 4 слайд

При организации православных праздников ставлю перед собой следующие цель и задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания :

Цель: Формировать у детей первоначальные представления о православных праздниках, истории и жизни православных людей.

Задачи:

1. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.

2. Формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного театральным и праздничным представлением, художественным произведением, нравственной беседой.

3. Знакомить детей с художественной литературой духовно-нравственного и патриотического содержания.

4. Воспитывать любовь и уважение, чувства патриотизма к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, традициям народа, защитникам.

5. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.

6. Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.

5 слайд

Формы работы с детьми

Беседы, беседы-обсуждения

Чтение художественных произведений, заучивание стихов, песен

Игры духовно-нравственного содержания

Экскурсии, целевые прогулки (по селу, району)

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)

Продуктивная деятельность, например, открытки к празднику, оформление фотоальбома «Наши праздники»

Проведение праздников, развлечений с последующим анализом

6-7 слайд

День Народного Единства и иконы Казанской Божией Матери

Этот праздник призван напомнить о том, что знание истории своей Родины, а также ее духовных корней очень важно для сохранения духовно сознания русского народа. Только у такой страны есть будущее, народ которой помнит и уважает свое историческое прошлое. У детей в процессе подготовки к празднику воспитываются патриотические чувства, чувства гордости за свою Родину, свой народ. Они осознают, что нам надо держаться вместе, уметь прощать, забывать обиды и мы так же горячо любим свою Родину, как и наши предки, и готовы постоять за нее.

8-9 слайд

Рождество Христово

Любим и незабываем для детей самый долгожданный праздник-Рождество Христово. Елка к этому празднику украшается по-особому: на ней и угощения, и подарки, и различные сюрпризы. Детские сердечки наполняются радостью в этот день, тем более, что под елкой каждого ждет чудесный подарок, которым хочется поделиться со своими близкими.

10-11 слайд

Пасха Красная

Праздник всех праздников — «Святая Пасха». При подготовке проводится серия бесед о том, как православные люди готовятся к нему, рассказывается, что такое Великий пост, о страданиях Иисуса Христа, о великой радости людей в День Воскресения. Праздник производит яркое впечатление, как на детей, так и на взрослых, так как полон общей радости и ощущения чуда. Дети христосуются, дарят друг другу крашеные яички, маленькие сувениры, сделанные накануне вместе с воспитателями своими руками.

12-13 слайд

Хотя следующие праздники не являются православными, но они играют важную роль в духовно- нравственном воспитании детей.

Посиделки и Масленица

Эти два праздники я объединила вместе не случайно ведь в их основе лежит русский фольклор. Праздники обладают особой привлекательностью- яркие костюмы, веселые песни и хороводы, стихи, прибаутки, небылицы, рассказ об историческом прошлом вызывают у ребят восторг и интерес, и вместе в тем, способствуют обогащению представлений детей. Дети получают знания о народных костюмах, традициях и обычаях русского народа.

14-15 слайд

День Защитника Отечества

Особое значение имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

16-17 слайд

День Победы

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме я раскрываю детям о величие подвига советского солдата, знакомлю их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятнику погибших воинов. Традиционным стало у нас возложение цветов к памятнику погибшим воинам. Атмосфера этого праздника является важнейшим фактором в формировании морального облика ребенка и его духовного воспитания

18 слайд

Робота с родителями

Одним из направлений моей работы является тесная связь с родителями. Ведь чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Прикосновение к истории своей семьи, своего народа вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого.

19 слайд.

Духовно – нравственный портрет ребенка

Очень хочется, чтобы наши воспитанники были именно такими :

Милосердны, трудолюбивы, добры, активный, самостоятельны эмоционально отзывчивы, любящие близких, свою Родину, свой народ, почитающие его традиции и культуру.

20 слайд.

Вывод

Под влиянием праздничной атмосферы православного праздника в нашем дошкольном учреждении, дети стали более дружелюбными, менее раздражительными, они лучше общаются друг с другом, свободно чувствуют себя во время беседы перед выступлением, не боятся выражать свои мысли, чувства, потому что уверенны, что их любят и заботятся о них. И постепенно вырастая ребёнок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, класса, школы, а затем и все нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтоб у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Детство - период расцвета в жизни человека. Дети.

Мини-музей «Юрта» в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаМини-музей «Юрта» в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Я слышу - и забываю. Я вижу - и вспоминаю. Я делаю - и постигаю. Это приписываемое Конфуцию изречение может служить своеобразным эпиграфом.

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем.

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем.

Предметная среда ДОУ как компонент патриотического воспитания детей В настоящее время патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально. И в качестве эпиграфа, хочется привести слова педагога – новатора.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека,.

Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДО. Читайте детям сказки господа. В них спрятана людская доброта, Которая, чем больше разбирается, Тем шире и быстрее разрастается. Заложат.

Создание музея малой Родины как инновационного ресурса духовно-нравственного, патриотического воспитания детей ДО и НОО ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА Тема проекта: Создание музея малой Родины как инновационного ресурса духовно - нравственного, патриотического.

Русская тряпичная кукла как способ духовно-нравственного воспитания детей «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой.

Создание мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возрастаСоздание мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста В настоящее время все большее значение в дошкольных учреждениях уделяют нравственно-патриотическому воспитанию. Будущее нашей страны во многом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиции проведения православных праздников в ДОУ как способ духовно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 февраля 2018 в 20:04
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Традиции проведения православных праздников в ДОУ как способ духовно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Першина Татьяна Васильевна (УИ 1446162) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД