МААМ-картинки

Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Наталья Степанова
Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего

дошкольного возраста.

Детство - период расцвета в жизни человека. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброта, чувство товарищества и благородство, чувство любви к Родине и родным истокам.

Публикация «Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Патриотическое воспитание сегодня – один из важных аспектов воспитательной работы в дошкольном учреждении.

Что такое патриотизм? Так С. И. Ожегов определял патриотизм как

«…. преданность и любовь к своему отечеству и своему народу».

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Методы патриотического воспитания

• Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д.

• Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города

• Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду

• Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций

• Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации

• Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми

• Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью

• Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников

• Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация

• Участие в праздниках

• Участие в посильных общественно-полезных работах.

К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.

Фольклор – устное народное творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.

Фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники, ярмарки, сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Мамы, бабушки, нянюшки с помощью прибауток знакомили ребёнка с окружающими предметами, бытом. Забавлять и веселить малыша надо тоже со смыслом: отвечать на его многочисленные вопросы и одновременно развивая речь малыша, его память и внимание.

Прибаутки — это смешные коротенькие рассказы для детей. Они очень похожи на небольшие сказки в стихах. Поэтому в прибаутках, как и в сказках, часто используются различные фольклорные персонажи.

Скок-поскок,

Молодой дроздок

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Молодниченку — Невеличенька,

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Они сели рядком,

Посидели ладком.

Настала ночь

— Улетели прочь.

Здесь приводится положительный пример семьи. Ласково называется молодой человек - «дроздок», девушка – «молодичка».

Ты пирог съел?

— Нет, не я!

— А ещё хочешь

— Хочу!

В этой прибаутке высмеивается человеческая ложь.

Наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. В той или иной форме агрессивность присуща большинству детей дошкольного возраста. Но по мере усвоения правил, дети постепенно усваивают нормы поведения. Вместе с тем есть некоторое количество детей, у которых агрессия остается в качестве устойчивой формы поведения, кроме того, она развивается и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате у ребенка снижается возможность полноценного общения, личностное развитие деформируется. Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать патриотические ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего.

А какое мощное действие оказывает на ребенка сказка! В ней существуют такие нравственные категории: добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.

Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей).

Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. («Волк и семеро козлят»).

Что зло наказуемо. («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

Для девочек – это красная девица (умница и рукодельница).

Для мальчиков - Иван Царевич, Богатыри (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый).

Идеал для ребёнка является далёкой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его, как личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди» ,

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка».

Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль», «Емеля».

Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Ховрошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка».

Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь», «Лиса и козёл».

Забота о ближнем поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко».

В любом случае задача нравственно-патриотического воспитания, так или иначе, решается в каждой сказке. Этот удивительный жанр всегда воспитывает позитивные, нравственные качества, такие как доброта, сочувствие и способность к состраданию, благородство и отвага, честь и совесть, единение и солидарность, потребность в труде.

Публикации по теме:

Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Творческий проект Актуальность: ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА. ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА, НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

Фольклор как средство воспитания младшего дошкольника Консультация для родителей. Фольклор - как средство воспитания младшего дошкольника. Мы все родом из детства. Каждый из нас, услышав знакомые.

Методы и приёмы для формирования патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста Методы и приёмы, используемые для формирования патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста. Сегодня все чаще и серьезнее.

Мини-музеи как средство патриотического воспитания дошкольниковМини-музеи как средство патриотического воспитания дошкольников Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники,.

Мини-музей «Юрта» в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаМини-музей «Юрта» в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Я слышу - и забываю. Я вижу - и вспоминаю. Я делаю - и постигаю. Это приписываемое Конфуцию изречение может служить своеобразным эпиграфом.

Основы хореографии как средство воспитания детей дошкольного возрастаОсновы хореографии как средство воспитания детей дошкольного возраста ПДО по хореографии МБДОУ детский сад № 95 «Зоренька» Иванова Лилия Ефимовна. Танец – один из древнейших видом искусства, выделившийся из.

Подвижная игра как средство физического воспитания детей дошкольного возраста Чтобы малыш рос здоровым и всесторонне развитым, необходимо с раннего детства уделять большое внимание физическому воспитанию, потому что.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека,.

Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДО. Читайте детям сказки господа. В них спрятана людская доброта, Которая, чем больше разбирается, Тем шире и быстрее разрастается. Заложат.

Создание мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возрастаСоздание мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста В настоящее время все большее значение в дошкольных учреждениях уделяют нравственно-патриотическому воспитанию. Будущее нашей страны во многом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 20:20
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Степанова (УИ 953368) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД