Папки-передвижки

Фольклор как средство воспитания младшего дошкольника

Ирина Халамеева
Фольклор как средство воспитания младшего дошкольника

Консультация для родителей.

Фольклор -

как средство воспитания младшего дошкольника.

Мы все родом из детства. Каждый из нас, услышав знакомые из детства слова,Ладушки-ладушки. ”: “Жили -были. ” и т. д. вспоминает материнскую ласку, тепло и беззаботную жизнь. Детский фольклор еще на ранних этапах жизни приобщает детей к художественной литературе, развивает речь, обогащает ее. Он имеет огромное познавательное и воспитательное значение.

Публикация «Фольклор как средство воспитания младшего дошкольника» размещена в разделах

Произведения народного фольклора, обогащают словарь ребенка, способствуют развитию артикуляционного аппарата, фонематического слуха, дают образцы для составления описательных рассказов.

С самого раннего детства у родителей есть возможность приобщить ребенка к малым формам фольклора.

В наше время наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезает его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства людей, а значит, и их детей. Но благодаря фольклору родители, с ранних дней жизни ребенка могут легко устанавливать с ним эмоциональный контакт.

В. А. Сухомлинский считал сказки. песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Мамин ласковый голос рассказывающий прибаутки, потешки вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного творчества для выражения своей нежности, заботы, веры в ребенка.

Фольклор - это народная мудрость, поэзия и культура народа.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни народа прежде всего и являются произведения устного народного творчества во всем его многообразии: пестушки, потешки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое.

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за малышом.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с егопальчиками,ручками)

Заклички - обращения к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки - литературный жанр, незаметно обучающий детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенности его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят ребят.

Докучные сказки – это сказки, у которых нет конца.

Малые фольклорные формы хорошо использовать в период адаптации ребенка к новым условиям. Во время расставания с одним из родителей можно переключить внимание ребенка на игрушку:

Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючка.

Или

Киска,киска, киска брысь

На дорожку не садись.

Или

Петушок, петушок.

Золотой гребешок.

Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладошки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это радует ребенка, забавляет, а также организовывает его поведение.

Потешка помогает устанавливать контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. С помощью народных потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам.

Умывание-

Водичка-водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок

Причесывание-

Расти, коса, до пояса.

Не вырони ни волоса.

Расти косынька до пят,

Все волосики в ряд.

Помогает потешка во время кормления

Ну-ка, ну-ка,ну-ли!

Не ворчите вы кастрюли!

Не ворчите, не шипите,

Кашу сладкую варите,

Кашу сладкую варите,

Нашу детку покормите.

Во время купания малыша можно рассказывать –плескалочку.

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода,

С тебя худоба,

Вода книзу,

А дитя кверху.

А если ребенок плачет прочитайте - утешалочку

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не вой, не вой,

Куплю другой.

Не реви, не реви,

Куплю сухари.

Когда у малыша что-то болит прочитайте другую утешалочку

У волка боли,

У зайца боли,

У медведя боли,

А у Сашеньки не боли.

Большое значение имеют народные песенки - колыбельные. Они погружают ребенка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу. Колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, их поют ласковым, нежным голосом.

Баю-баю- баюшки,

Да прискакали заюшки,

Люли, люли, люлюшки,

Да прилетели гулюшки.

Стали гули гулевать,

Стала детка засыпать

Просыпается ребенок - расскажите ему

Потягу- потягунюшки,

Порасту- растунюшки,

Ножки ходунюшки,

Ручки хватунюшки.

В роток говорок,

А в головку разумок.

Следует обратить внимание роителей на использование детского фольклора в играх с детьми. Игры дают возможность сделать процесс воспитания малыша интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки,

На окно поставили,

Остывать оставили.

Остынут, поедим

И воробышкам дадим.

Воробышки сели,

Все оладьи съели.

Кыш, кыш – полетели!

На головку сели!

Или

Ехали мы, ехали

В город за орехами.

По кочкам, по кочкам,

По маленьким пенечкам,

Да в яму бух!

Раздавили сорок мух.

Сказки - являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Сказки лучше рассказывать, чем читать. Хорошо начинать сказку с присказки: "Сказка, сказка, прибаутка…", а заканчивать словами: " Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец! "

Сказка помогает детям в развитии связной речи, формирует способность пересказа, составления рассказа о предмете, дает детям возможность почувствовать себя героем сказки.

Фольклор является уникальным средство для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Приобщение ребенка к произведениям устного народного творчества начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения, Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка.

Публикации по теме:

«Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» «Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» Словесное творчество является одним из видов детского творчества,.

Фольклор как средство формирования нравственных качеств у младших дошкольников Введение Актуальность темы обусловлена следующим. Никогда ранее проблема духовного развития подрастающего поколения не стояла так остро,.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников Левина Н. М., Пихтерева Т. А., Федорова О. В. Муниципальное бюджетное дошкольное.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ СЛАЙД 2 Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный.

Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Творческий проект Актуальность: ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА. ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА, НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

Художественное слово как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника среднего возраста «Художественное слово, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника среднего возраста». Притча «Воспитатель - тот же садовник».

Методическая разработка на тему: «Развивающая игра, как средство социализации младшего дошкольника»Методическая разработка на тему: «Развивающая игра, как средство социализации младшего дошкольника» Методическая разработка на тему: «Развивающая игра, как средство социализации младшего дошкольника» Автор - составитель: Дубровина Алефтина.

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников Видео Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников «Русский народ не должен терять своего нравственного.

Опыт работы «Фольклор как средство развития устной речи у дошкольников» Опыт работы «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ» Воспитатель МДОУ д/с № 13: I квалификационной категории Мозговая.

Дидактическая игра, как средство патриотического воспитания дошкольника ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, «КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство воспитания младшего дошкольника
Опубликовано: 26 октября 2017 в 16:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД