Лучший педагог года

«Традиционные и народные игры в формировании и развитии личности детей младшего дошкольного возраста»

Тазаян Арменуи Анна
«Традиционные и народные игры в формировании и развитии личности детей младшего дошкольного возраста»

«Традиционные и народные игры в формировании и развитии личности детей младшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Закладывается фундамент здоровья, а также все психические процессы, необходимые для дальнейшего развития.

Публикация «„Традиционные и народные игры в формировании и развитии личности детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Народные игры являются неотъемлемой частью воспитания детей. У каждого народа есть свои национальные игры, которые имеют многовековые традиции. Русские народные игры дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир, ценности культуры своего народа, знакомится с представлением таких важных жизненных качеств, как честь, смелость, мужество, отвага, ловкость, смекалка, находчивость, волю и стремление к победе. Веселые подвижные игры – доставляют ребенку не только массу положительных эмоций, но и обладают великой воспитательной силой.

Игра – это средство всестороннего воспитания дошкольника. Именно благодаря игре у детей формируются такие качества, как: находчивость, дисциплинированность, наблюдательность, чувства юмора.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Мы считаем, что детей надо воспитывать в лучших традициях своего народа. Одна из них – национальные игры. Игра – это не только развлечение. Все народы во все времена придумывали именно такие игры, чтобы с малых лет ребёнок рос здоровым, развитым, смелым. Игры, связанные с движением, развивают ловкость, гибкость, силу, хорошо тренирует зоркость и к тому же заставляют работать головой –развиваются сообразительность, находчивость, инициатива и т. д.

В народных словесных играх отражаются исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. В них много юмора, шуток, соревновательного задора, часто движения сопровождаются любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Актуальность данной работы в том, что с игрой мы не только формируем и развиваем личность ребенка, но и храним память о традиционные народные русских играх, которые дают нам возможность узнать о прошедшей жизни народа.

К. Д. Ушинский писал: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Итак, народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Именно впечатления, полученные в детстве, образуют фундамент для развития нравственных чувств ребенка.

Однако в наше время и родители, и педагогики уделяют недостаточно внимания использованию народных игр в образовательном процессе. Дети практически не используют народные игры в самостоятельной деятельности, не проявляют к ним особого интереса, а в домашних условиях русские народные игры не используются вообще. А ведь народные игры – ценнейшее средство духовно – нравственного воспитания личности ребенка. Они дают детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры, почувствовать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества.

Объект исследования - формирование и развитие личности детей.

Предмет исследования - особенности воздействия традиционной народной игры на формирование и развитие личности детей.

Целью данного исследования является изучение влияния народной игры на гармоническое развитие детей.

Задачи исследования:

1) изучить теоретический материал по проблеме исследования;

2) подобрать методиках исследования;

3) провести наблюдения в процессе игры за детьми;

4) провести анализ полученных данных и дать рекомендации.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент, анкетирование.

Значимость данной работы состоит в том, что проведено было детальное теоретическое исследование проблемы и практические исследования по ней, где изучение подобных вопросов остро необходимо, но ранее было изучено недостаточно.

Глава 1. Теоретическое изучение традиционных народных игр в формировании и развитии личности детей

1.1. Природа и функции игровой деятельности. Народная игра как явление традиционной культуры

Сущность народных игр и их предназначение помогают осмыслить современные исследования в области теории игры. Согласно теории, Э. Берна, игра имеет глубокий социальный смысл. Различные игры сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В различных ситуациях (семейных, производственных и др.) человек играет разнообразные роли. Именно ролевое начало характерно для любой игры. Играющие распределяют между собой функции, часто соревнуются за тот или иной выигрыш.

Игра рассматривалась как развлечение, забава. В то же время отдельные исследователи связывали ее с отправлением религиозных обрядов, с решением психологических задач, с проблемами катарсиса.

Широкое распространение получил взгляд на игру как на своеобразный канал для освобождения от избытка жизненной энергии, снятия эмоционального и физического напряжения. Так, например, английский философ Г. Спенсер рассматривал игру в качестве биологического целесообразного механизма экспериментирования, упражнения. Этого же мнения придерживается российский ученый Каптерев П. Ф. О детской игре он писал: «Игра есть выражение самостоятельной деятельности организма, вызываемой и поддерживаемой непосредственно приятностью траты накопившихся энергии и силы. Взрослый под влиянием запаса силы и энергии работает, дитя, при тех же условиях играет. Источник обеих деятельностей один и тот же.». [8]

Сущность игры основывается на побудительных мотивах, которые вовлекают человека в игровое действо. «Положение, определяющее сущность игры состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего, различных сторон действительности». [10 ]

Такими побудительными мотивами могут быть:

• Стремление к подражанию

• Стремление к состязанию

• Стремление к оказанию помощи

• Стремление к самоутверждению

• Стремление к соучастию

• Азарт

Игра на протяжении многих веков служила созидательным процессам. Человек, играя, познавал мир. Игра позволяла стимулировать обучение; способствовала регулированию нагрузки, снимая напряжение через релаксацию; игра помогала формировать моральные ценности; игра учила нормам поведения, помогала человеку лучше узнать себя, раскрыть свои творческие и человеческие качества. Можно в связи с этим выделить следующие функции игры :

Формирования навыков социального поведения

• Самореализации личности

• Коммуникативная функция

Развлекательная функция

• Функция самопознания

• Функция обучения

В игре присущи самые различные функции. Коммуникативность является ее основой. Игра способна охватить своим эмоциональным влиянием всех присутствующих. Во-первых, общение между играющими, а во-вторых, теми, кто играет и наблюдает. Зритель (если игра зрелищного типа) явно больше, чем наблюдатель, следящий за тем, как происходит игра. В качестве участника игры - он составная ее часть. В игре каждый из участников полностью использует свой деятельный потенциал. Игра — наилучшая форма взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром. Здесь уместно напомнить слова Э. Берна из известной его работы «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», что любое общение полезно и выгодно для людей. Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости. Поэтому в социальной жизни весьма значительную часть составляют игры.

В контексте функционирования важное значение приобретает компенсаторная функция. В игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Например, психологические перегрузки нередко сопровождаются недостаточно активной работой всех других органов человека. Игра позволяет вовлечь в работу ранее бездействующие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие (тонус). (Люди интеллектуального труда с удовольствием играют в спортивные игры.) Также важно отметить, что игра может быть удовлетворением и бессознательных влечений ребенка или взрослого.

В играх формируется и проявляется потребность ребенка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физические качества, формируется личность в целом.

Благодаря тому, что игра организует деятельность человека, становится возможным целенаправленное воспитание и обучение в игре и через игру детей. Так, например, она позволяет создавать ситуации, направленные на выявление собственных способностей, пределов выносливости на выработку правильной самооценки, проявление духа солидарности, способствует физическому развитию (подвижные, спортивные игры, подготавливает к труду через разыгрывание ролей взрослых. В игре личность получает возможность для более полного самовыражения.

На более ранних ступенях общественного развития в своем большинстве игра являлась «школой жизни». Педагогическое, дидактическое значение игры довольно велико. В играх из рода в род, из века в век, от одного народа к другому передается нечто общее, свойственное, занимательное и поучительное для детей всех времен, рас и религий, ступеней культурного развития, что несет в себе общечеловеческие, историко-образовательные признаки. Универсальная интрига любой игры – победа над собой, наслаждение от этой победы. Недаром Ф. Шиллер считал, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».

Публикации по теме:

Пальчиковые игры с водой в речевом развитии детей младшего возраста Пальчиковые игры с водой. 1. Игра «Водичка» (хлопают руками по воде, таз с тёплой водой) Хлюп-хлюп ручками, Тут водичка булькает, Тут.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность в развитии личности детей дошкольного возраста» Дошкольное детство – важнейший этап развития личности. В этот период происходит становление основ личностных качеств, развиваются представления.

Роль игры в формировании ответственности у детей старшего дошкольного возраста Поплавская Ю. Т. воспитатель ГБДОУ детский сад №95 Красногвардейского района Санкт –Петербурга «Роль игры в формировании ответственности.

Традиционные народные игры и забавы как повод интересно и весело провести время всей семьей Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое,.

Значение дидактической игры в развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста Значение дидактической игры в развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста Игра – основная деятельность детей.

Дидактические игры в формировании ЭМП детей дошкольного возраста Дидактическая игра – это обучающая игра. Занимаясь дидактической игрой, дети учатся. Дидактическая игра может быть коллективной или индивидуальной.

Фольклор в формировании культурно-гигиенических навыков детей раннего младшего дошкольного возрастаФольклор в формировании культурно-гигиенических навыков детей раннего младшего дошкольного возраста Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания является одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры в развитии речи и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Цель:Донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Научить превращать обучение в игру. Дать основу правил поведения массажа.

Ковролинограф с персонажами из фоамирана «Русские народные сказки» для детей младшего дошкольного возрастаКовролинограф с персонажами из фоамирана «Русские народные сказки» для детей младшего дошкольного возраста Ковролинограф с персонажами из фоамирана – это дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста. 2019 год – год театра.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании личности ребенка Роль сюжетно-ролевой игры в формировании личности ребенка Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Традиционные и народные игры в формировании и развитии личности детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 23:53
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД