Ася Абулян
Консультация «Учим детей составлению рассказа»
▼ Скачать + Заказать документы
Учим детей составлению рассказа по картинке
В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине. Это рассматривание картины и ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине.
Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей.
На занятиях применяют загадки, потешки, поговорки, стихи, а также игровые приемы (показать картину любимой игрушке, познакомить с картиной гостя).
Публикация «Консультация „Учим детей составлению рассказа“» размещена в разделах
Со средней группы начинается непосредственное обучение детей рассказу по картине (рассказывание по вопросу, образцу).
Структура занятия:
1. Подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных героев, все виды театров)
2. Рассматривание картины в целом
3. Вопросы к картине воспитателя
4. Образец рассказа по картине воспитателя
5. Рассказы детей
Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания.
В конце года вводится план рассказа, используется прием наглядного моделирования.
В старшей и подготовительной группе возможно использование не только сюжетных картин, но и серии сюжетных картин для составления рассказа с завязкой, кульминацией, развязкой. Учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины в деталях в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.
Структура занятия:
1. Подготовка к эмоциональному восприятию картины
2. Лексико – грамматические упражнения по теме занятия
3. Рассматривание картины в целом
4. Вопросы воспитателя по содержанию картины
5. Составление плана рассказа педагогом вместе с детьми
6. Рассказ по картине сильного ребенка, как образец
7. Рассказы 4-5 детей
8. Оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя
В подготовительной группе возможно обучение рассказыванию по пейзажной картине.
Учим детей пересказыванию
В младшей группе – подготовка к обучению пересказу.
1. Воспроизведение воспитателем хорошо знакомых сказок, построенных на повторе действий
2. Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности? Настольного или кукольного театра
3. Повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из теста или 1-2 слов из предложения.
Методика обучения пересказу детей 4-6 лет :
1. Вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме
2. Выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание
3. Беседа по содержанию и форме текста
4. Составление плана пересказа. План бывает устным, картинным, картинно – словесным и символическим. В средней и старшей группах план составляется воспитателем вместе с детьми, в подготовительной группе – детьми.
5. Повторное чтение текста с установкой на запоминание
6. Пересказ текста детьми
7. Оценка детского пересказа.
В средней и старшей группах дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети.
Короткий текст пересказывается полностью, длинный – по цепочке.
В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:
- из нескольких текстов дети выбирают один, по желанию
- дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии
- драматизация детьми литературного произведения.