Получи документы

Мастер-класс «Учим стихи с удовольствием!»

Дорофеева Таиса Ивановна
Мастер-класс «Учим стихи с удовольствием!»

«Учим стихи с удовольствием!»

Цель: обогащение методических знаний педагогов и освоение практических умений по использованию основных приёмов заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста

Ожидаемый результат: практическое усвоение разнообразных приёмов для эффективного заучивания стихотворений детьми дошкольного возраста

Публикация «Мастер-класс „Учим стихи с удовольствием!“» размещена в разделах

Ход мастер-класса :

Уважаемые коллеги! Представляю вам мастер-класс на тему : «Учим стихи с удовольствием».

В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию.

Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов.

Заучивание стихов - это один из испытанных приёмов развития речи.

Нам с вами сегодня предстоит ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы дети учили стихи с удовольствием?

Во-первых: знать методику заучивания стихотворений.

Правила заучивания стихотворений :

1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальностью, цветистостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать еще раз.

2. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение : если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает - это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача взрослых - доступно их объяснить.

3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы, визуалы и кинестетики. От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания.

* Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.).

* Для визуалов обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную родителями. Взрослым не нужно бояться, что они не имеют художественных способностей, сам факт рисования привлекает внимание ребенка.

* Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении.

Итак, коротко представим методику заучивания стихотворения :

1. Словарная работа. Перевод слов с осетинского на русский. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть.

2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа- значение всех слов должно быть понятно детям.

3. Повторное чтение стихотворения с использованием любого приё ма запоминания: по картинкам, двигательный, мнемотехника, театральный и т. д.

4. Рассказ стихотворения детьми с помощью взрослого;

Как вы думаете, почему дети плохо запоминают стихотворный текст?

Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребёнка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации - нет результата.

Значит, заучивание должно быть для дошкольника делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание стихотворения - осязаемым, видимым, представляемым.

Профессионализм педагога состоит в том, чтобы пробудить у детей интерес, раскрепостить и превратить обучение в любимый вид деятельности дошкольника - ИГРУ.

Какие методы и приёмы заучивания стихов вам известны? И какие вы применяете на практике с детьми вашей группы?

Существует большое количество традиционных и нетрадиционных методов и приёмов заучивания стихов.

Сегодня мы с вами остановимся на нескольких, на наш взгляд, наиболее доступных детям дошкольного возраста.

1. Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету».

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.

«Одуванчик» - для младшего возраста. (мнемодорожка)

Предложить педагогам тексты стихотворений, составить мнематаблицы

2. Двигательный или «учим стихи в движении».

После проведения предварительной работы, вы даёте ребёнку установку на запоминание. Затем, предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать стихотворение в клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем руки с клубочком за спину и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, чтобы ребёнку – кинестетику (такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать, мы даём необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом.

Как вариант этого метода вы можете предложить ребёнку класть в вазу бусины, шарики. Строчка - шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.

Эффективным приёмом для заучивания стихов в движении является тактильная книга и приём «Расскажи стихи руками». («Жили - были зайчики»)

Тактильная книга позволяет ощутить качество разного материала, что тоже способствует обогащению чувственного опыта детей.

3. Театральный.

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды театров с их атрибутикой.

Предлагаю театр на ногах (текст - диалог).

Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение.

Для детей 4-го года жизни интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол.

Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в кукольном театре и в лицах.

Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «Театр перед микрофоном». При этом придётся постепенно выучить стихотворение : сначала диалог персонажей, а потом и слова автора.

4. Эмоциональный или комбинированный метод,

1. Подготовительный этап. Выразительное чтение стихотворения с изображением эмоций, мимикой, жестами, движением.

2. Работа со стихотворным текстом. Подбор картинок к каждой строчке стихотворения и обозначение номера строчки.

3. Работа над эмоциональным выражением стихотворного текста

(обозначение эмоций, пауз, интонаций с повышением или понижением голоса и картинок, обозначающих темп высказывания (быстро-медленно)

Работа идёт построчно. К каждой строчке стихотворения подбирается картинный материал, эмоция и интонация.

Повторяются каждые две строчки, а затем целиком.

1. О ком говорится в стихотворении?

2. Поиграем в игру и попробуем проиллюстрировать с помощью картинок историю о ёжике. Какие картинки нам понадобятся?- построчно.

Обязательно спрашиваем, почему ребёнок выбрал именно эту картинку. Обозначаем каждую строчку цифрой.

Повторяем каждые две строчки стихотворения, целиком.

3. Нам осталось рассказать стихотворение более выразительно. В этом нам помогут смайлики. Работа по строчкам.

Послушайте первую строчку стихотворения. Какая эмоция подходит? Какое слово надо выделить интонацией? (хмурый). Что происходит с голосом в конце строчки?- повышается или понижается?

Соединим первую и вторую строчки.

Как выразить последнюю строчку? (надо поставить паузу. Как мы расскажем быстро или медленно?

А теперь выразительно расскажем стихотворение.

Желательно обучить ребёнка всем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их по назначению.

Как вы считаете, мы ответили на вопрос, что нужно сделать, чтобы дети учили стихи с удовольствием?

Вывод: таким образом, базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания и используя разнообразные методы и приёмы, мы создаём благоприятные условия для того, чтобы процесс запоминания стихотворного текста стал лёгким, творческим и эффективным.

Публикации по теме:

Книжка-малышка «Учим цвета»Книжка-малышка «Учим цвета» Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге начиная с младшего дошкольного возраста. Ведь.

Фотоотчет «Учим буквы»Фотоотчет «Учим буквы» Добрый вечер уважаемые коллеги! Этот год будет завершающим для деток моей группы, летом я выпускаю их в школу. Для меня, хотя стаж работы.

Консультация для родителей «Учим дома стихи с ребенком» Консультация для родителей "Учим дома стихи с ребенком" Воспитатель: Субботина Татьяна Михайловна Мама с сыном разучивает стихи, читает.

Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память»Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память» На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Консультация «Мы учим дни недели»Консультация «Мы учим дни недели» Консультация «Мы учим дни недели» Вот и нашим малышам подошло время для осваивания более обширных знаний: времена года, месяцы, дни недели,.

Лэпбук «Учим цвета»Лэпбук «Учим цвета» Хочу представить вашему вниманию лэпбук "Учим цвета". Это мой первый опыт в создании лэпбука. Так что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook).

Развлечение в подготовительной к школе группе «Учим, учим ПДД, а иначе быть беде…»Развлечение в подготовительной к школе группе «Учим, учим ПДД, а иначе быть беде…» Подготовили воспитатели: Тавинцева З. И. и Камышанская И. А. Воспитатель: Ребята, по улицам каждый день проезжает много легковых и грузовых.

Творческо-исследовательский проект «Танцуйте с удовольствием!». Подготовительная группаТворческо-исследовательский проект «Танцуйте с удовольствием!». Подготовительная группа МБДОУ «Старопестеревский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию.

Учим детей рисоватьУчим детей рисовать Интерес к рисованию у детей появляется очень рано, наблюдая как родители, старшие братья и сестры действуют с карандашом, малыши тоже пытаются.

Занятие по рисованию «Я — на катке!» (или как не выходя из дома, можно с удовольствием покататься на коньках)Занятие по рисованию «Я — на катке!» (или как не выходя из дома, можно с удовольствием покататься на коньках) Предлагаю Вашему вниманию краткий план с фотокомментариями к занятию по рисованию в подготовительной группе «Я – на катке!» Задачи не пишу,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Учим стихи с удовольствием!»
Опубликовано: 5 марта 2020 в 11:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД