Лучший педагог года

Упражнения и задания, способствующие улучшению зрения

Вера Кондрацова
Упражнения и задания, способствующие улучшению зрения

Консультация для педагогов

на тему: «Упражнения и задания, способствующие улучшению зрения»

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире. Но в настоящее время наблюдается увеличение количества людей, страдающих нарушениями зрения. К большому сожалению, всё чаще аномалии зрения встречаются у детей.

Публикация «Упражнения и задания, способствующие улучшению зрения» размещена в разделах

Также известно, что дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития. Характерная особенность таких детей – вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, затруднены дифференцированные движения рук и пальцев, сдерживается формирование зрительно-двигательных взаимосвязей. Дети с нарушением зрения быстро утомляются, и как следствие этого, снижается познавательная активность, хуже усваивается материал на занятиях, интерес к занятиям падает, ухудшается самочувствие.

Зрительную гимнастику мы рассматриваем не только как лечебно-восстановительный метод воздействия, но и как коррекционно-развивающий. Многофункциональность этого метода заключается в том, что специальные упражнения для глаз сопровождаются словесными текстами. Содержание их разнообразно и соответствует теме того занятия, на котором используется тот или иной комплекс гимнастики.

Одной из важных функций гимнастики для глаз является стимулирующая функция. В процессе выполнения комплексов упражнений снимается утомление с глаз, расслабляется зрительная система, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности.

Мы используем в работе с дошкольниками таблицы-тренажеры. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене.

Суть их заключаются в том, что дети прослеживают глазами цветные линии, ведущие к определённому сказочному герою.

КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Нахождение игрушек в пространстве группы; фиксация взора на объекте.

Воспитатель предлагает детям найти глазками яркую игрушку (машинку, куклу, мяч, мишку и др.). Рассмотреть игрушку в течение 5-7 секунд (сосредоточить на ней взор).

«Посмотрите, какой у нас красивый мяч. Большой, круглый, синий. А где наш мишка? Найдите мишку глазками. Какой он большой, пушистый».

Улучшение процесса аккомодации.

Упражнение «Метка на стекле» (в качестве метки может выступать некрупный силуэт игрушки).

Посмотреть на метку на стекле с расстояния 30-35 см. (не снимая очков) в течение 4-6 секунд. Затем перевести взор на объект за стеклом (дерево, дом, машина и т. д.) на 4-6 секунды. После чего поочерёдно переводить взгляд то на метку, то на объект. Повторять около 30- 40 секунд.

Медленное моргание в течение 10 секунд.

«Бабочки полетели, крылышками помахали». Дети выполняют взмахи ресницами.

Совершенствовать зрительное слежение по вертикали и горизонтали; фиксацию взора.

Поднять голову вверх - посмотреть на потолок; опустить вниз – посмотреть на пол. Повернуть голову налево, направо. Движения головой сопровождать движениями глаз.

В качестве ориентиров использовать яркие игрушки.

«Погреем глазки».

Предложить детям потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими глазки (глаза под ладонями закрыты). (Глаза прикрыты на протяжении 5-10 секунд).

КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц и улучшение циркуляции крови в органе зрения

Упражнения выполняются на рабочем месте в положении «сидя», откинувшись на спинку стула.

1. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 секунд, затем на 3-4 секунды опустить глаза вниз. Повторить упражнение в течение 20-30 сек.

2. Повороты глаз. Поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 3-4 раза.

3. Вращение глаз. Поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать движения против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза (длительность 15 сек.).

4.«Жмурки». Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз.

Комплекс упражнений на укрепление глазодвигательных мышц и улучшение процесса аккомодации

(Упражнения выполняются с шариком или с колпачком на пальце)

1. И. П. : стать прямо, шарик на указательном пальце перед глазами, на расстоянии 30 см. от глаз. На счёт 1-5 сосредоточить взгляд на шарике, на 6- шарик опустить вниз. Повторить 4-5 раз.

2. И. П. : стать прямо, шарик на указательном пальце перед глазами, на расстоянии 30 см. от глаз. На счёт 1-2 приблизить шарик к носу. Глазами прослеживать движения шарика, повторить 6-7 раз.

3. И. П. : то же. На счёт 1-2 отводить шарик вправо, влево, взором прослеживать движения шарика. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

4. Массировать веки глаз. Глаза закрыть и подушечками ладони, очень нежно касаясь, проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно. Всего 10 раз в среднем темпе.

Все упражнения выполняются медленно и без резких движений. Заметьте, что перед каждым следующим упражнением нужно немножко поморгать (это отлично расслабляет мышцы глаз).

Задания способствующие развитию глазодвигательных функций.

-Обводка картинок через кальку

-Нанизывание бус

-Игры лабиринты

-Составление разрезных картинок

-Опознавание картинок по какой - либо части

-Опознание изображений перевернутых или зашумленных (заштрихованных различными линиями).

Большую роль в развитии детей с нарушением зрения играют руки. Они помогают лучше говорить и лучше видеть. На развитие мелкой моторики рук ребенка влияют такие задания :

-катать шарики из пластилина

-рвать газету по вертикали и горизонтали

-перебирать шарики (четки) правой и левой руками

-застегивание перебирание крупных и мелких пуговиц

-завязывание и развязывание лент и шнурков

-пристегивание рыбки, цветы, заяц, чебурашка (цветы из ткани пристегиваются на полянку из ткани)

-складывание пирамидок, полых вкладышей на скорость

-шнуровка мелкая и крупная

-«Теремок»- собирание стен домика из брусков

-составление картинки, пристегивая детали или составлять целое из частей

(собери ромашку из частей)

-выложи по контуру (семена, крупа)

-нанизывание бус

-вышивание по контуру на картоне

-плетение косичек

-наматывание ниток, тесьмы, шнура на катушку

-плетение ковриков из ткани, бумажных полосок

-выкладывание геометрических фигур из спичек, счетных палочек, мозайки

-для тренировки мускулатуры кисти рук дать набор пористых губок

Таким образом, все выше перечисленные упражнения способствуют повышению остроты зрения у детей.

Список использованной литературы.

1. Уильяма Бейтса Упражнения на развитие аккомадативной способности глаз, способствующих снятию утомляемости. С. 19 – 24

2. Агарвал Р. С. Упражнения для улучшения зрения ребенка дошкольного возраста. С. 28 – 32

3. Нагаева Т. И. Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки. /Ростов – на – Дону Феникс 2008г. С72 - 75

Публикации по теме:

Сказки, игры и упражнения, способствующие поднятию самооценки ребенка, формированию уверенности в себеСказки, игры и упражнения, способствующие поднятию самооценки ребенка, формированию уверенности в себе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида «Мечта» Знаешь ты, знаю я, есть волшебная.

Дидактические игры, способствующие экологическому воспитанию детей раннего возрастаДидактические игры, способствующие экологическому воспитанию детей раннего возраста Дидактические игры и упражнения имеют большое значение и в экологическом воспитании детей. У детей формируется бережное отношения к игрушкам,.

Игровые задания и упражнения со звуком [П] и буквой п Цель:закрепить представления детей о согласной букве и звуке П;учить слушать, пересказывать сказку и рисовать иллюстрацию к сказке;развивать.

Игры, способствующие развитию памяти Игра «Чемодан» Цель: развивать у ребенка память, мышление, расширять словарный запас. Для проведения игры специального оборудования не требуется.

Мастер-класс «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Подготовила: учитель – логопед Никулина Светлана Васильевна Цель: Предоставление обобщения и распространение личного педагогического.

Отчет о проделанной работе по улучшению условий охраны труда сотрудников Отчет о проделанной работе по охране труда по улучшению условий охраны труда сотрудников МДОУ «Детский сад №2 «Солнышко» ГП Терек» за.

Семинар-практикум «Игры, задания и упражнения с детьми в книжном уголке» Тема: «Игры, задания и упражнения с детьми в книжном уголке» Огромную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной.

Социо-игровые задания и упражнения по формированию у детей эмоционального восприятия музыки Социо-игровые задания и упражнения по формированию у детей эмоционального восприятия музыки. 1. «Волшебная палочка» «Волшебная палочкаа».

Современные методы коррекционной работы с дошкольниками по улучшению психоэмоционального состояния в детском саду Аннотация: Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное.

Упражнения, которые учат детей высказывать свою точку зрения и формировать позицию собственного мнения в детском коллективе. Упражнение "Комплимент" Дети встают в круг и по часовой стрелке соседу слева передают мяч и говорят один комплимент. Сосед принимает мяч.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Упражнения и задания, способствующие улучшению зрения
Опубликовано: 8 октября 2017 в 15:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД