Лучший педагог года

Условия формирования творческих способностей у старших дошкольников в процессе музыкальной деятельности

ОЛЬГА ЧЕПУРИНА
Условия формирования творческих способностей у старших дошкольников в процессе музыкальной деятельности

«УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Чепурина О. Н.

Музыкальный руководитель

МБДОУ д/с №9"Березка"

пгт Ноглики Сахалинской области

(Высшая квалификационная категория)

Публикация «Условия формирования творческих способностей у старших дошкольников в процессе музыкальной деятельности» размещена в разделах

Работа музыкального руководителя многогранна: я учу детей петь, танцевать, слушать и играть. Но в моей работе я выделяю еще одно направление : первостепенным для меня является раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом ребенке, возможность искать и утверждать свое представление о красоте. Музыка представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека. В наше время никого не надо убеждать в том, что творческие люди успешны во всем, живут гораздо интереснее и более полноценно работают. А ведь основы творческой инициативы закладываются в детстве. Возраст 5-8 лет называют «золотым периодом» по богатству проявлений интенсивного самостоятельного творчества ребенка. Развитие творческих способностей зависит от овладения средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов. Творчество- сложный многогранный процесс, который требует тонкого и тактичного руководства со стороны педагога и учета индивидуальных особенностей детей.

Проблемами творчества и творческих способностей человека занимались многие исследователи: философы, педагоги, психологи. Б. М. Теплов,исследуя индивидуальные различия человеческой психики, отмечал, что «главными показателями творческих способностей ребёнка являются воображение и фантазия. Способность ребёнка к воссозданию ярких образов, нестандартных ситуаций свидетельствует о его богатом внутренним мире. Дети, обладающие высоким творческим потенциалом, как правило, не нуждаются в обилии игрушек. Их фантазия может быть безгранична в отношении сравнительно простых предметов: палочки, нитки, дверной ручки и пр.» .Таким образом, творческие способности – это совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество. К ним относят воображение, гибкость ума, дивергентное мышление (поиск множества решений одной и той же проблемы, познавательную мотивацию творчества. Наиболее естественная форма проявления и формирования творческих способностей ребёнка - игра. По выражению К. Орфа, «собственное творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная - создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей». Д. В. Винникотт считала, что «в игре, а возможно, только в игре, ребёнок или взрослый может обладать свободой творчества» А. А. Никитин пишет о разностороннем творческом потенциале ребё нка в возрасте от 4 до 9 лет: «Этот возраст совпадает с сензитивным пиком в развитии ребёнка - исключительно чувствительным состоянием его психического аппарата, настроенного на художественное освоение мира. Детей отличают свежесть, непосредственность и целостность восприятия мира, открытость красоте и добру, наблюдательность, исключительная сенсорная и эмоциональная чувствительность, свобода воображения…они ещё не деформированы губительным влиянием ранней социализации и «рационализации», не отделяют действительность от вымысла»

.Л. С. Выготский отмечает, что «все, что выходит за рамки рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своими происхождением творческому процессу человека. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве». Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом, в котором дети смогут реализовать свои самые лучшие задатки в процессе музыкального воспитания. Педагогу-музыканту важно понимать творчество как важную ступень развития ребёнка, как личности. Личность в представлении А. А. Никитина обладает единством трё х начал: «телесного, душевного и духовного». Исследуя все указанные аспекты, автор особое внимание уделяет способностям личности к творческой деятельности, предполагающей «стремление человека выразить своё восхищение красотой предметного мира, сотворить новую реальность художественными средствами, преобразовать мир по законам красоты или, по крайней мере, его улучшить». Занимаясь творчеством, человек внутренне возвышается, поднимается на более высокую ступень развития. По выражению Б. Г. Ананьева, «творчество - это процесс объективизации внутреннего мира человека». Новое создаётся в самом человеке в процессе творчества. Н. Роджерс, психолог и специалист в области развития творчества, отмечает: «Дети естественным образом любознательны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с разнообразным материалом, строят домики из песка, разбирают игрушки; для них не существует правильной и неправильной работы с красками и рисунком, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они участвуют в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя». Н. А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. «Было установлено, что необходимым условием возникновения детского творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие - это накопление опыта исполнительства. Это сложный многогранный процесс, который требует тонкого и тактичного руководства со стороны педагога и учета индивидуальных особенностей детей. От педагога требуется постоянный творческий поиск, стремление удивить, обрадовать ребенка, учитывая его потребность в новизне. Без такого подхода нельзя ожидать развития и проявления творчества у детей» .

В своей работе я решаю основные задачи по развитию творческого потенциала в различных видах музыкальной деятельности дошкольников.

Специфические детские виды музыкальной деятельности : песенное, танцевальное, музыкально-игровое, музицирование - необходимы для раскрытия музыкально-творческого потенциала детей дошкольного возраста.

I. Песенное творчество направлено на :

- Развитие ладотонального слуха, творческой активности в поисках певческой интонации, передающей различные настроения и чувства;

- Формирование умений : импровизации музыкального ответа на музыкальный вопрос; нахождения тоники в предложенном варианте, при импровизации окончания песенки; сочинения мелодии на заданный жанр (колыбельная, пляска, вальс, полька, самостоятельно придуманный текст;

- Воспитание непринужденности, свободы и естественности при выполнении творческих заданий.

II. Танцевальное творчество направлено на :

- Воспитание умения творчески использовать и выразительно исполнять в свободных плясках знакомые движения; придумывать свои движения, комбинации танцев;

- Поощрение творческих проявлений в инсценировании песен; умений действовать с воображаемым предметом;

- Формирование у детей навыков активного восприятия музыки; двигательного опыта для действенной передачи эмоционально – образного содержания музыки, ее жанра, формы в соответствии с особенностями музыкального языка данного произведения;

- Стимулирование коллективного творчества, предполагающее совместное создание танцевальных композиций.

III. Музыкально-игровое творчество включает следующие направления работы:

- Развитие творческого воображения в передаче игровых образов, сказочных персонажей; самостоятельности в выборе способов действий (походка, жест, мимика, танцевальное движение);

- Поощрение творческих проявлений в инсценировках, разыгрывании сказок, где на фоне фиксированного сюжета музыкальный образ подсказывает ребенку действие;

- Формирование у ребёнка умения показа в движении музыкального сюжета.

IV. Музицирование основано на развитии творческой активности мышления и воображения в процессе инструментальной импровизации через свободное использование знакомого материала, различных вариантов его комбинирования.

В целях успешного осуществления воспитательного процесса формирования творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях существуют следующие условия :

1. Материальные: наличие атрибутов, музыкально - дидактических игр (карточки, схемы, картинки и др.);

2. Психологические: формирование у дошкольника чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы благодаря поддержке со стороны взрослых его творческих начинаний.

Педагогические условия формирования творческих способностей дошкольников в процессе музыкального воспитания заключаются в следующем:

1. Владение детьми начальными навыками правильного пения, музыкально-ритмических движений;

2. Систематическое и целенаправленное использование заданий для формирования и развития детского творчества и самостоятельности, методов активизации творческой активности дошкольников;

3. Создание праздничных впечатлений для детей;

4. Формирование в детском учреждении и в домашней обстановке предметной среды, позволяющей детям реализовать свои творческие проявления.

В МБДОУ детский сад № 9 «Березка» :

1. Создана комфортная и психологически безопасная база открытий ребенка, к которой он периодически возвращается, например: «Нотная тетрадь композиторов», в которую записываются лучшие мелодии, сочиненные детьми на различные жанры, на тексты детских стихов, музыкальные приветствия и т. д. Мелодии и песни, сочинённые детьми, исполняют младшие группы;

2. Поддерживается и стимулируется стремление ребенка к новым творческим начинаниям, применяется такой прием, как например: из страны Фантазии, королева Импровизации присылает в детский сад сказочный замок. Дети, выполняющие творческие задания, с удовольствием открывают волшебную дверцу и получают небольшие поощрения;

3. Проявляется сочувствие к неудачам, исключается неодобрительная оценка его идей и исполнения;

4. Детям дается возможность самостоятельно сделать выбор и проявить себя в различных видах музыкальной деятельности. Самостоятельная деятельность детей очень высока. Избыток опеки затрудняет проявление творчества. Желания и цели детей принадлежат им самим, а помощь педагога может порой восприниматься как «нарушение границ» личности;

5. Создается необходимая творческая атмосфера, помогающая ребенку избежать общественного неодобрения, помогающая уменьшить социальные трения, справиться с негативной реакцией сверстников.

Мы повседневно учим детей думать, размышлять, вовлекаем их в интересный поиск. На музыкальных занятиях и других формах деятельности детей, где используется музыка, обязательно применяется метод проблемно-поисковых ситуаций, содержащий интересные творческие задания, помогающий развивать музыкальные способности : детям предлагается выполнять задания в новых условиях, искать свой собственный вариант действий в различных видах деятельности : исполнительской, певческой, музыкально-игровой, танцевальной и т. д. Это дают возможность реализовать детям их индивидуальные интересы и потребности.

Творчески развитую личность воспитывает творческий педагог. Я очень рада, что благодаря своим профессиональным навыкам могу воспитывать у детей потребность в самостоятельном творческом труде. К тому же занятия музыкальным творчеством способствуют преодолению комплексов: закрытым детям помогают передать свои эмоции, формировать чувства партнерства и взаимопомощи, талантливым – еще больше раскрыться. Я счастлива, когда привлекая к творчеству самых скромных, застенчивых детей, убеждаюсь через некоторое время, что и эти дети «раскрываются», у них появляется желание показать, чему они научились. Я безгранично верю в скрытые в ребенке творческие силы, которые если суметь их пробудить, могут яркой вспышкой озарить сложный педагогический процесс и позволят шагнуть через все намеченные планы.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом»Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом» Летом, дети любого возраста с удовольствием играют с природным материалом. Шишки, камешки, плоды и семена, веточки деревьев – это одни.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия формирования творческих способностей у старших дошкольников в процессе музыкальной деятельности
Опубликовано: 3 февраля 2020 в 04:16
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД