Елена Лютова
Условия развития песенного творчества у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С № 173 «Василек»
На сегодняшний день развитие детского творчества остается одной из актуальных задач. Детское творчество, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно – поисковую практику, поэтому ценно тем, что дети сами открывают что-то новое, ранее неизвестное.
Музыкальная культура является частью мировой художественной культуры и позволяет формировать у детей представления об эталонах красоты музыкального искусства.
Публикация «Условия развития песенного творчества у дошкольников» размещена в разделах
О. П. Радынова считает, что в музыкальной деятельности основным приоритетом является творческое восприятие музыки. Оно способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Дошкольники имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Слушая народную музыку и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.
Восприятие произведений музыкального искусства постепенно ориентирует детей в выявлении важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.
Восприятие музыкальной формы предполагает активность таких умственных операций как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного характера. Беседы о музыке помимо разнообразных сведений, имеющих познавательное значение, включает характеристику эмоционально – образного содержания произведения. В результате словарь детей обогащается словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.
Именно музыка является эмоционально – оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление, воображение, эстетическое сознание. Только музыкальные шедевры формируют у ребенка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представление об идеале.
Слушая музыкальные произведения, дети узнают не только о чувствах и настроениях выраженных в музыке, но и о том, как рассказывает музыка, о чем рассказывает, то есть дети постигают музыкальную речь. Слыша ее, они начинают сначала подражать, стараться воспроизводить услышанное, а затем уже свободно сочинять, импровизировать свои мелодии, начинают творить.
Песенное творчество – это составная часть музыкального творчества. Оно включает в себя импровизацию, сочинение мелодий, попевок, песен по собственной инициативе и в разных жанрах. Развитие песенного творчества происходит при условии формирования у дошкольников творческих самостоятельных действий, требующих проявления оригинальности мышления, богатства и инициативности воображения.
Н. А. Ветлугина внесла большой вклад в развитие песенного творчества у детей. Она предлагает постепенно усложняющиеся задания для развития песенного творчества : сочинение мелодии на собственное имя и несложные тексты потешек, прибауток, детских песенок, музыкальная импровизация на заданный текст в определенном жанре и др. При этом она отмечала, что важно обращать внимание на выразительность импровизаций даже в простейших упражнениях.
Для развития песенного творчества детям нужно давать такие задания: закончи, сочини, подбери, придумай. Ребенок самостоятельно подстраивается к правильным интонациям, ритму, контролирует свое исполнение слухом, находит неточности, исправляет их, импровизирует мелодии, комбинирует мотивы. Так развивается в детях все лучшее, что заложено от природы.
Успешность творческих проявлений в певческом творчестве зависит и от прочности певческих навыков: умение выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Дети любят петь, поэтому пение наиболее близко и доступно им. Исполняя песни, ребята глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания, чувства. В процессе пения у детей развивается слух, память, чувство ритма.
Пение способствует развитию речи (слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.
Чтобы ребенок правильно запел, у него надо сформировать вокальные умения и навыки. Это можно сделать с помощью упражнений, которые развивают певческую технику и слух. Эти упражнения должны использоваться в определенной системе. Каждое упражнение имеет свою узкую задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона.
Для успешного обучения песенному творчеству немаловажную роль играют и педагогические условия : нужно создать для детей атмосферу радости, интереса, в которой дети могут выразить свои чувства. В последствии у них возникают оценочные отношения к своей творческой продукции, что в свою очередь усиливает интерес.
Создание материальных условий (инструменты, костюмы, пособия) тоже играют свою роль.
Но самое главное условие – это творческий взрослый, который действует на равных, как партнер. Если педагог обладает профессиональным мастерством (он оригинален, находчив, то он, несомненно, окажет на детей благотворное влияние в развитии творческих задатков.
Следовательно, чтобы целью воспитания было открытие каждого ребенка, необходимы:
• накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества;
• музыкальные способности и накопление опыта исполнительства;
• мышление, активность, воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях;
• умение применять свой опыт в новых условиях;
• педагогические условия (создание атмосферы радости, интереса);
• материальные условия (инструменты, костюмы, пособия);
• творческий взрослый (действует на равных, как партнер);
Только в атмосфере творчества весь процесс музыкального познания приобретает развивающий характер.
Литература:
1. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 1968.
2. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей/ О. П Радынова: В 2 ч. –М. : Гумманитет. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
3. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников /О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. - М. : Просвещение: Владос, 1994.