МААМ-картинки

Групповой тренинг «В моей душе поселилось солнце» с подростками «группы риска»

Наталья Колесник
Групповой тренинг «В моей душе поселилось солнце» с подростками «группы риска»

МКОУ Тогучинского района «Пойменная средняя школа»

Групповой тренинг с подростками «группы риска»

Тема: «В МОЕЙ ДУШЕ ПОСЕЛИЛОСЬ СОЛНЦЕ

«Солнечный круг»»

Автор: педагог-психолог

Колесник Наталья

Михайловна

с. Пойменное 2021-22

Пояснительная записка

Публикация «Групповой тренинг „В моей душе поселилось солнце“ с подростками „группы риска“» размещена в разделах

В любом обществе существуют писанные и неписаные правила, по которым живут люди. Но каждому человеку свойственно отклоняться от социальных норм, и это является естественным условием его развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с социальной средой и самим собой.

Каждый из нас знает, как нелегко оказаться в ситуации выбора. Но даже несмотря на наш багаж жизненного опыта, профессиональных знаний, мы часто ошибаемся. А как же поступить ребенку, у которого опыт и мудрость отсутствуют вовсе? Что ему делать, когда предлагают или заставляют закурить, выпить банку пива, обмануть родителей, нагрубить педагогам, подраться со сверстниками?

Кто его научит сказать «да» социально одобряемому образу жизни, как не мы. Долг педагога — помочь каждому ребенку сделать верный шаг.

Сформированные жизненные цели обучающихся и черты совершенствующейся социально адаптированной личности способствуют усилению защитных механизмов.

В современных школьных программах практически отсутствуют специальные занятия, посвященные формированию ценностей человека, содействующих эффективному развитию социальных навыков. Вместе с тем обучение детей, подростков, учащейся молодежи способам успешной социализации позволили бы избежать многих проблем девиантного поведения. Поэтому целесообразно осуществлять профилактику через повышение социальной адаптированности обучающихся, в том числе путем:

- развития позитивного самосознания и принятия себя как личности,

-уважительного отношения к чужой и своей индивидуальности,

- обучения коллективным формам работы,

- формирования отношения к жизни как к ценности,

- формирования навыков рефлексии,

- эффективных способов поведения и решения проблем,

- обучения эффективным способам взаимодействия с окружающими, выражения своих чувств, принятия чувств и эмоций окружающих.

Важно также формировать у подростка коммуникативные компетенции через развитие самопознания, познания других и приобретения навыков работы над собой. Необходимо актуализировать стремление к активной деятельности, в ходе которой идет формирование понимания ценности личности своей и другого, умения рефлексировать.

В нашей школе, как методический инструментарий в обиходном арсенале имеется методическое пособие с материалом для проведения групповых тренингов с подростками «группы риска».

Игровой психологический тренинг «В моем сердце поселилось солнце» «Солнечный круг» содержит комплекс упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков, коррекции эмоционального благополучия, формирования адекватной самооценки, саморегуляции поведения и т. п и. включает шесть занятий.

Цель игрового тренинга : развитие коммуникативных умений, навыков и коррекция качеств и установок подростков, проявляющихся в общении.

Задачами игрового тренинга являются сплочение группы, поиск и апробация подростками новых форм выражения своих чувств, поиск новых способов построения деятельности и решения проблем, формирование навыков анализа своей деятельности и постановки перед собой задач по изменению.

Тренинг рассчитан на работу с подростками 13-15 лет в условиях реальной малой группы. Число участников не должно превышать 15 человек.

Продолжительность игрового тренинга — 1 час 30 минут.

Характеристика игрового психологического тренинга

Тренинг состоит из системы относительно самостоятельных занятий. В ходе него используются такие приемы, как игровые упражнения и задания, ролевые игры, психогимнастика, групповые дискуссии по поводу выполнения игровых заданий. Стержневым компонентом каждого приема может являться воображаемая ситуация, игровая роль, игровые действия, игровые взаимоотношения, игровой материал и т. п.

Необходимость одновременного выполнения игровых заданий формирует у участников взаимную связь, повышенное внимание друг к другу, активизирует рефлексию. Игровая позиция облегчает каждому участнику момент вступления во взаимодействие в процессе проигрывания воображаемых ситуаций, выполнения заданий и упражнений, наблюдения за деятельностью и поведением партнеров, обсуждения способов взаимодействия и психологического самочувствия. Ролевые этюды позволяют каждому на время стать разным «Я» и другим «Я». Основные виды игр

1. Игры для знакомства. Цель — знакомство участников друг с другом и подготовка их к дальнейшей совместной работе. Эти упражнения помогают показать участникам, чем они отличаются и похожи друг на друга.

2. Игры, нацеленные на проявление внутренней свободы. Цель — устранение психоэмоциональных зажимов, психофизических комплексов, активизация, создание определенного эмоциональное состояния, снятие напряженности.

3. Игры на сплочение и создание команды. Цель — развитие солидарности и понимания, формирования умения работать в команде, синхронно с другими людьми, повышение сплоченности в группе, формирование зоны общих интересов, поддержки, продуктивной формы социального поведения.

4. Коммуникативные игры. Цель — способствовать улучшению и развитию коммуникативных навыков.

Игры для выявления лидера. Цель — способствовать проявлению индивидуально-сти, творчества и личных лидерских качеств. Кроме всевозможных игр, совершенствованию качеств и способностей в общении спо-собствуют:

- невербальные методики: мимические, жестовые, тактильные вербальные методики: интонационная техника, приемы ведения диалога, способы подачи и восприятия обратной речи;

- различные техники и упражнения арт-терапии (использование индивидуальных групповых и парных форм). Требования к ведущему тренинга

1. Ведущему тренинга необходимо ориентироваться не только на конкретное содержание (предоставление информации, развитие определенных навыков, но и на процесс (динамику отношений между участниками группы).

2. Ведущему важно знать этические правила групповой работы и придерживаться их, так как участие в группе оказывает сильное воздействие на формирование личности подростка.

3. Ведущий несет ответственность за отбор подростков в группу и принимает решение о включении каждого участника на основе информации о его личностных особенностях, а также учитывает собственные возможности.

4. Следует помнить, что эффективность и слаженность работы группы зависит от умения ведущего давать четкие, недвусмысленные инструкции, понятные всем участникам.

5. Ведущий может принимать участие в некоторых упражнениях, особенно, если кто-то из подростков остался без пары, а также в том случае, если упражнение не требует непосредственного наблюдения или руководства со стороны ведущего.

6. Ведущему следует помнить об основных принципах групповой работы.

• Предоставление детям полной информации о работе группы : ее целях, задачах, планируемой работе, требованиях, предъявляемых к участникам.

• Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия. Следует объяснить подросткам, что полное соблюдение конфиденциальности вряд ли возможно: в особых случаях ведущий может выносить информацию за пределы группы (для сохранения благополучия самого ребенка или других членов группы).

• Добровольность. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях, и ведущий должен стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы. Любой участник имеет право выйти из группы, заранее объявив о своем решении не только ведущему, но и всем участникам.

• Обеспечение психологической и физической безопасности участников группы. В группе недопустима физическая и вербальная агрессия. Ведущий должен быть гарантом безопасности всех участников группы. С самого начала вводится правило, согласно которому участники могут говорить о своих чувствах,

но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга.

Структура тематического занятия

Каждое занятие состоит из трех частей (стадий). I стадия. Разминка, приветствие. Включает в себя упражнения-энергизаторы, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной,

доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности

II стадия. Основное содержание занятия. Стадия действия предполагает ознакомле-ние с целью, задачами, условиями выполнения заданий, собственно проведение упражнений, заданий, непосредственно связанных с темой занятия.

III стадия. Рефлексивный круг, шеринг, домашнее задание. Направлена на то, чтобы помочь подросткам в осознании полученного ими опыта. Участники занятия могут поде-литься своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении.

Публикации по теме:

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Фотоочерк «Мир красоты в душе!»Фотоочерк «Мир красоты в душе!» ***Порой так грустна и печальна жизнь земная! Но за нею есть иная, другая – Область вечного блаженства, рая, Царство невечерней красоты.

Новогоднее убранство групповой комнаты старшей группыНовогоднее убранство групповой комнаты старшей группы Фотоотчёт «Новогоднее убранство» групповой комнаты старшей группы. Подготовила и оформила Давидян Л. Г. Цель: Создать праздничную атмосферу.

Групповой фотоконкурс «Новогодние сюрпризы» для родителей и дошкольников средней группыГрупповой фотоконкурс «Новогодние сюрпризы» для родителей и дошкольников средней группы Уважаемые коллеги, хочу поделиться с Вами интересным конкурсом, который стартовал перед самым Новым годом. Групповой фотоконкурс «НОВОГОДНИЕ.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Прогулка на площадке «Ах ты, солнце, солнце красное, ты гуляешь, всех ты радуешь…» (вторая младшая группа)Прогулка на площадке «Ах ты, солнце, солнце красное, ты гуляешь, всех ты радуешь…» (вторая младшая группа) Прогулка на игровой площадке. «Ах ты, солнце, солнце красное, Ты гуляешь, всех ты радуешь…» (П. Мочалов) Цель: обратить внимание детей на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Групповой тренинг «В моей душе поселилось солнце» с подростками «группы риска»
Опубликовано: 15 января 2024 в 05:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД