Получи документы

Консультация «В потешки играем — речь развиваем»

ольга агафонова
Консультация «В потешки играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Раннее детство – исключительно важное время для развития речи детей. То, что упущено от одного года до трех лет, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе.

Современные дети отличаются слабым речевым развитием, гиперреактивностью, недостатком самоконтроля и дефицитом внимания, недостаточной ориентировкой в средствах языковой выразительности, речевыми нарушениями, поэтому использование малых форм фольклора позволяет активизировать когнитивно-речевую деятельность дошкольников.

Публикация «Консультация „В потешки играем — речь развиваем“» размещена в разделах

Малые формы фольклора широко используются в современной педагогической работе: каждый педагог обращается в своей работе к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм.

Цель:

Формирование интереса к предметам и явлениям окружающей действительности, средствам фольклора.

Задачи:

1. Знакомить детей с предметами и явлениями окружающей действительности через малые жанровые формы.

2. Способствовать развитию речи, обогащению и активизации словаря,

упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз.

3. Воспитывать доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональную отзывчивость при общении с ними.

Целевая аудитория:

Возраст детей: 2-3 года

Основная часть

Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Для того, чтобы систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков речевой деятельности, интереса и любви к фольклору я использую такие формы как игры – занятия, индивидуальные занятия. К каждому занятию имею творческий подход, использую много наглядного материала, игр и игровых упражнений. Использование элементов двигательной активности, драматизации делает занятия более живым, интересным, результативным.

Например, на занятии по развитию речи на тему «Чтение русской народной сказки «Курочка ряба» для того, чтобы мотивировать воспитанников на знакомство с новой сказкой я начала занятие со знакомой потешки «Курочка – рябушечка»

- Курочка – рябушечка,

Куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка – рябушечка,

Зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка – рябушечка,

Зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Курочка – рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

- Пи – пи – пи – пи – пи – пи»

После прочтения потешки я спрашивала у детей, о ком эта потешка? Куда ходила курочка? А как зовут её деток? Как пищат цыплята? Вызвав у малышей интерес к курочке, спросили, хотят ли они познакомиться с новой курочкой – курочкой Рябой? Получив их согласие, прочитала им новую сказку. Для наиболее полного восприятия я использую настольный театр. После прочтения сказки я даю немного времени, а потом интересуюсь, понравилось ли детям. Затем вопросы по содержанию. Позднее предлагаю вторично послушать сказку. Заканчиваю занятие чешской песенкой:

«Курочка моя,

Умница моя,

Вот пшено, водичка,

Дай, ты мне яичко,

Умница моя!»

Я считаю, что использование потешки и песенки помогло детям усвоить содержание занятия, создало эмоциональный настрой.

Одним интересным жанром фольклора, в развитии речи детей раннего возраста являются загадки. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы. Вначале начинаю с самого простого, чтобы ребенок понял смысл задания.

- Скажи, кто на этой картинке говорит: «Мяу – мяу?». Правильно! Киска! (Ребенок или называет слово, или показывает пальчиком картинку.)

В общении с каждым ребёнком необходим индивидуальный подход. Тексты песен озвучиваются соответствующей интонацией: колыбельную исполняю нараспев, ласково, негромко; весёлую потешку – задорно, с юмором, улыбкой. Систематически использую песенки, заклички и другие формы фольклора на занятиях и в повседневной деятельности младшие дошкольники учатся слышать речь взрослого, уважать взрослых и своих сверстников, целенаправленно наблюдать за явлениями природы. Произведения малого фольклора создают эмоциональный настрой на занятие, развивают речь детей, формируют культурно-гигиенические навыки, вызывают чувство сострадания и радости, способствуют более легкому прохождению адаптации к условиям детского сада. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет и улыбка, и спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Использование малых форм фольклора имеет огромное значение при проведении занятий продуктивными видами деятельности. В художественном творчестве (конструирование) строим домик «Это чей, это чей? Домик, чей из кирпичей»

Например, при проведении занятия по лепке на тему «Зёрнышки», рассказав детям о птичках, которым зимой очень холодно и голодно, спели песенку «Птичка»:

«Маленькая птичка

Прилетела к нам

Маленькая птичка,

Зёрнышки я дам.

Маленькая птичка

Зёрнышки клюёт.

Маленькая птичка

Песенки поёт».

Вызвав у малышей чувство сострадания, предложили помочь птичке – вылепить из пластилина зёрнышки.

На занятии по рисованию на тему «Дождик» использовали фланелеграф, выкладывая тучку читали:

«Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!»

И под ритм потешки воспитанники кончиком кисти рисовали капельки дождя. В конце занятия прочитали потешку:

«Радуга – дуга,

У носи дождя!

Золотым мостом,

Серебряным концом!»

Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют музыкальные занятия. Поэтому мы с малышами часто поем песни: «Солнышко» р. н. м., «Дождик» р. н. м. и др. играем в музыкальные игры в группе. («У медведя во бору» р. н. м., «Игра в прятки» р. н. м.).

Любая игра направлена на развитие какого – то навыка у ребенка. Так пальчиковые игры направлены на развитие мелкой моторики. Чем же важен этот навык? Прежде всего тем, что тонкая моторика рук имеет непосредственное влияние на развитие речи.

Театрализованная деятельность также способствует речевому развитию, стимулирует активную речь ребёнка за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения с игрушками, сверстниками, взрослыми. Всё это помогает малышам освоить элементарные этические понятия, воспитывают культуру общения. Чтобы организовать полноценные сюжетно – ролевые игры необходимо дошкольников научить играть. Поэтому мы всегда играем вместе с ними. Очень важно малышей заинтересовать. Простого объяснения, регулярного показа игры чаще всего недостаточно. Незаменимыми помощниками для нас являются произведения малого фольклора. Так, например, если дети не могут найти себе занятие, мы приглашаем их на танцевальную минутку:

«Ну, ребята, выходите,

Вместе с Катей попляшите.

А теперь шагаем вместе

На одном и том же месте.

Раз-два! Не зевай!

Ногу выше поднимай!»

Организуя наблюдения с детьми, я использую потешки, которые помогают целенаправленно наблюдать за явлениями природы. Так, например, выглянуло солнышко, и мне теряя ни минуты, подзываем детей полюбоваться лучами солнца и приговариваю

«Солнышко, Солнышко,

Колоколнышко,

Не пеки за реку,

Пеки к нам в окно,

Будет нам тепло!»

Попал на стену солнечный луч, и мы сразу рассказываем дошкольникам потешку про солнечного зайчика:

«Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!»

Это помогает вызвать интерес к природным явлениям, запомнить текст.

Огромную роль малые жанры фольклора играют в двигательной активности детей, которые я с удовольствием использую в своей практике, так, например, во время занятии физической культуры я приглашаю словами песенки:

«Зашагали ножки, топ – топ – топ,

Прямо по дорожке, топ – топ – топ,

Ну-ка, веселее, топ – топ - топ,

Вот как мы умеем, топ - топ – топ,

Топают сапожки, топ – топ – топ,

Это наши ножки, топ – топ – топ!»

С помощью таких потешек, малыши настраиваются на занятие.

Вся жизнь детского сада строится на режимных моментах, организованных взрослыми: игра, оод. сон, приём пищи, выполнение гигиенических процедур, Для формирования навыков самообслуживания использую малые формы устного народного творчества. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам:

- умыванию: «Водичка, водичка, умой мое личико…»;«Чистая водичка, моет Саше личико,

Анечке- ладошки, а пальчики Антошке»,

- приему пищи: «Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку…»

- причесыванию: «Чешу, чешу волосыньки, расчесываю косыньки…»

- укладыванию спать: «Березонька скрип, скрип, моя Дашенька спит, спит…» или «Вот и люди спят, вот и звери спят».

Одевание - сложный режимный момент. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот для того, чтобы дети быстрее освоили навыки, необходимые для одевания, приговариваю:

«Это с левой ножки,

Это с правой ножки.

Если дождичек пойдет

Наденем калошки.»

Все это помогало малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Колыбельные песни – спутник детства. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире.

В колыбельной – не просто заяц, а «зайка», «заинька», «зайчонок - егоза». Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания. Несмотря на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Укладывая детей спать детям в тихий час, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки:

Люли, люли, люли,

Прилетели гули.

Используя этот прием укладывания, я заметила, что дети стали намного спокойнее быстрее засыпают, не тревожатся во сне. Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствую их пробуждение ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки

На деточку подрастушечки.

В своей работе по ознакомление детей с малыми жанрами фольклора мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями. Без родителей нам не удалось бы добиться хороших результатов. Для достижения цели мы используем коллективные и индивидуальные формы работы с родителями. Для достижения наилучших результатов в работе, при взаимодействии с родителями, проводятся:

• Родительское собрание по теме «Речевое развитие ребенка.

• Круглый стол «Традиции семейного воспитания».

• Консультации: «Книга и картинка в воспитании малыша», «Ладушки – ладушки», «Мама спой мне колыбельную».

• Анкетирование родителей «Фольклор в жизни детей»

• Оформление папки – передвижки: «Использование потешек в режимных моментах», «Фольклор в повседневной жизни»

• Совместные игры – занятия родителей с детьми, где занятие проводит мама ребенка.

• Я считаю, что только совместными усилиями (нашими и родителей) удалось добиться высоких результатов знания детьми произведений малого жанра фольклора.

Заключение:

Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения. Дети значительно стали активнее, самостоятельнее и общительнее, легко идут на контакт со взрослыми и детьми, проявляют речевую активность и значительно опережают по развитию детей не посещающих детских сад.

У детей пополнились знания фольклорными произведениями: потешками, русскими народными сказками, песнями.

Публикации по теме:

Инновационный образовательный проект «В театр играем — речь развиваем» ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В театр играем – речь развиваем» Актуальность Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения.

Фотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» в средней группе с ТНРФотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» в средней группе с ТНР Пальчиками играем – речь развиваем! Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей.

Проект в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем»Проект в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем» В декабре в средней группе №9 прошел проект, под руководством воспитателя Якубовской Снежаны Ивановны. Целью проекта было - развитие общей.

Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа)Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа) роблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Всё чаще встречаем детей с задержкой развитием.

Рекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возрастРекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возраст В ходе игр по развитию речи у детей обогащается словарный запас,они учатся правильно строить речевые высказывания,уточняют и закрепляют.

С пальчиками играем — речь развиваемС пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «В потешки играем — речь развиваем»
Опубликовано: 8 мая 2020 в 17:50
+40Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «В потешки играем — речь развиваем»» (включая файлы) размещена пользователем ольга агафонова (УИ 122827) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД