МААМ-картинки

Вариативные приемы патриотического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (19 фото)

Оьлмесхан Садыкова
Вариативные приемы патриотического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Особая роль в нравственном воспитании детей отведена патриотизму, как основе формирования будущего гражданина. Патриотизмнравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества.

Публикация «Вариативные приемы патриотического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

К. Д. Ушинский, например, считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека, без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, т. к. в этом возрасте возникают большие возможности для системного и последовательного воспитания детей. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка: его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти, что очень важно в воспитании патриотизма.

Особенно остро встает вопрос при воспитании патриотических чувств у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ, которые отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии, в связи с чем, иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир и функционируют в нем: неадекватно, некритично, часто инфантильно.

В течение трех лет я работаю на группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР, где обучаются дети со статусом ОВЗ. Ориентируясь на собственные гностические навыки и опыт работы с детьми с ЗПР, отмечу, что у многих воспитанников с ОВЗ отмечается психическая неустойчивость, ослабление функции внимания и контроля, эмоционально-волевая незрелость. У детей с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер.

Учитывая особенности психического, речевого и социального развития детей с ЗПР мы, педагоги, находимся в постоянном поиске педагогических инструментов, обеспечивающих эффективность коррекционно – образовательной работы с детьми с ОВЗ.

И, я считаю, что патриотическое воспитание особых детей «требует» использования разнообразных, вариативных технологий - игровых, здоровьесберегающих, информационно – коммуникационных; методов, повышающих познавательно – эмоциональную активность, которые мы применяем в интеграции различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, восприятие художественной литературы, бытовой труд, изобразительной и музыкальной) с учетом многокомпонентного и комплексного характера задач патриотического воспитания детей с ЗПР : задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи и отделить их друг от друга невозможно.

Важным условием для реализации нравственно-патриотических задач является развивающая предметно – пространственная среда (далее – РППС) патриотического модуля, которая создана в нашей группе с учетом возможностей каждого воспитанника, стимулирует познавательную активность дошкольников с ЗПР, способствует развитию восприятия, памяти и речи. Содержательный компонент РППС участвует в формировании базовых нравственных ценностей детей, способствует накоплению опыта.

В группе создан патриотический модуль, включающий в себя богатый содержательный материал:

• карту России, глобус;

• Портрет президента РФ;

• символику страны, родного края;

• литературу по патриотическому воспитанию (специальная литература про город, градообразующее предприятие, страну);

• картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию, русских народных игр, игры народов Севера, игр разных народов;

• альбомы с достопримечательностями Красноярского края, России, фотографиями актеров и спортсменов;

• иллюстрации, фотоматериалы, демонстрационный материал на темы «Государственные символы», «9 мая – День Победы», «Защитники Отечества»; картотека сюжетных картинок «С Днем Великой Победы»;

• тематические папки «Край, в котором я живу», «Север, я твой очарованный странник», «Детям о народах Севера»;

• набор открыток, календарей «Мой Норильск»;

• карта города, района;

• набор кукол «Народы России»;

• настольно – печатная игра «Мы разные, но мы вместе»;

• игра – занятие «Государственные символы России»;

• магнитный набор «Россия»;

• папки и материалы с дидактическими играми (настольные игры, пазлы).

В содержание Патриотического модуля также включена медиатека – это подборка патриотических песен, доступных для восприятия дошкольников, музыкальных произведений о Норильске, природе Таймыра, аудиозаписи со звучанием инструментов коренных жителей Севера (орган, бубен); изготовлено дидактическое пособие по нравственно – патриотическому воспитанию детей : план нашего района, на котором дети без труда узнают свой детский сад; макеты на тему «Кремль», «Крайний Север»; представлены различные виды театра по русским народным сказкам (конусный, фланелеграф, конусные куклы «Народы мира». Интерьер украшают куклы в национальных костюмах, предметы декоративно-прикладного творчества.

В книжных уголках дети могут самостоятельно рассматривать книги, иллюстрации по патриотическому воспитанию, познакомиться с русским народным творчеством, с историей государственных и народных праздников, в последствии обыграть понравившееся произведение в мини постановке или же выбрать из картотеки и сыграть в понравившиеся народные игры со сверстниками. Периодически материалы дополняются.

В совместной образовательной деятельности для индивидуальной работы я использую интерактивный материал «Фантазеры. Моя страна» с применением интерактивной доски, которая размещена в регионально – патриотическом центре детского сада, который содержит в себе следующие цифровые мастерские:

«Природа России»дошкольники создают пейзажи российской природы, отражающие особенности городской и деревенской местности;

«Архитектура России»воспитанники составляют сюжетные композиции с использованием архитектурных объектов: жилых домов, храмов, памятников культуры и др. ;

«Костюмы разных народов» – дети конструируют модели кукол в одеждах по мотивам народного костюма разных народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Одновременно функционируют все модули активности

регионально патриотического центра, где задействованы остальные дети: играют в настольно – печатные игры, рассматривают альбомы и энциклопедии, разворачивают игровую деятельность с использованием игровых экспонатов. Работу организовываю таким образом, чтобы каждый ребенок опробовал каждый из модулей, включая работу у интерактивной доски.

Личностно-ориентированная среда функциональных помещений детского сада, групповых помещений стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество, способствует формированию патриотических чувств.

Качественное решение задач патриотического воспитания детей с ОВЗ во многом зависит от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Любовь к близким, уважение старших, привязанность к своему дому, городу, стране – это ответ ребенка на любовь родителей к нему самому. Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям с ОВЗ, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития и является непременным условием воспитания.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению тесных семейных связей.

В рамках нравственно-патриотического воспитания я уделяю большое внимание взаимодействию с родителями. Мной проводились такие мероприятия как

• Семинар – практикум «Духовно — нравственное воспитание ребенка через семейные традиции и досуг в семье», где было показано родителям значимость духовно - нравственного воспитания детей в семье, формировали культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей, способствовали формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы семейных ценностей в соответствии с требованиями современности, обогащали эмоциональный совместный опыт членов семьи, обучали навыкам взаимодействия между ними;

• Встреча друзей «Лети - лети, лепесток», где ребята совместно с родителями изготовили всевозможные поделки из бросового материала, что положительно повлияло на развитие семейных ценностей, помогло сплочению членов семьи, развитию творчества и воспитанию любви к искусству и красоте.

• Праздник «Папа может все что угодно», приуроченный к празднованию Дня защитника Отечества, который способствовал психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи, творческого подхода у детей к восприятию мира и себя в нём, обеспечил эмоциональное благополучие; воспитал любовь к Родине.

• Совместный проект общеобразовательной группы, группы компенсирующей направленности и родителей «Дорогою добра», где вся работа была направлена на способствование эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию детей; углублению представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека; развитию уверенности в себе и своих возможностях; мотированию детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей; на повышение заинтересованности родителей в воспитании и формировании нравственной культуры детей; повышению компетентности родителей по теме «Воспитание в семье»; привлечению семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Важным составляющим моментом работы по патриотическому воспитанию является приобщение детей к народным традициям. Дети с большим интересом слушают серьёзные песни о войне, с удовольствием исполняют танцы на военные темы «Синий платочек», «Огонёк». Слушание таких песен, когда оно сочетается с усвоением в образовательной деятельности определённых представлений, очень важно для возбуждения гражданских чувств детей. Ежегодно в нашем ДОУ проводятся тематические вечера, посвящённые Дню Победы. Дети принимают активное участие в традиционной акции для нашего детского сада «Подарок для ветеранов», в украшении музыкального зала разучивании стихотворений о подвиге советского солдата в жестокой войне. Дошкольники с неподдельным любопытством и вниманием следят за развивающимися действиями в презентации о войне «Долгая дорога к победе».

Готовясь к празднику победы в ВОВ, мы ежегодно оформляем в группе выставку поделок на военную тематику. Родители воспитанников представляют нам материалы о родственниках-участниках ВОВ: фотографии, памятные вещи, на основе которых монтируется общий фильм ко Дню Победы обо всех родственниках воспитанников ДОУ. Хочется добавить, что многие родители вместе с детьми принимают участие во всероссийской акции «Бессмертный полк».

В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.

«В детстве, – писал В. А. Сухомлинский, – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…».

И поэтому, очень важно, чтобы все взрослые, которые рядом, поддерживали, направляли и выступали в роли сеятелей доброго, мудрого, вечного. Мы же в свою очередь, как педагоги, стараемся, чтобы дети в нашем детском саду жили в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь, лучшее, что начнет формироваться в дошкольные годы, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и будет иметь огромное влияние на последующее развитие и духовно – нравственное достижение человека.

А, созданная нами система взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, в которой семьи являются активными участниками различных форм воспитания и развития дошкольника, в том числе патриотического, помогает родителям увидеть, как раскрывается их ребенок в том или ином виде деятельности, поверить в способности и возможности своего ребенка.

Вариативные приемы патриотического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Особая роль в нравственном Воспитание детей Материалы для педагогов воспитании детей отведена патриотизму как основе формирования будущего гражданина Публикация Вариативные приемы патриотического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья размещена в разделах Воспитание детей Материалы для педагогов ЗОЖ здоровье Все о здоровье для детей Нравственно патриотическое воспитание Работа с Особыми детьми Дети с особыми возможностями здоровья ОВЗ Темочки К В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника т в этом возрасте возникают большие возможности для системного и последовательного воспитания детей В течение трех лет я работаю на группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития далее ЗПР где обучаются дети со статусом ОВЗ Содержательный компонент РППС участвует в формировании базовых нравственных ценностей детей способствует накоплению опыта Интерьер украшают куклы в национальных костюмах предметы декоративно прикладного творчества Периодически материалы дополняются В совместной образовательной деятельности для индивидуальной работы я использую интерактивный материал Фантазеры Костюмы разных народов дети конструируют модели кукол в одеждах по мотивам народного костюма разных народов проживающих на территории Российской Федерации Работу организовываю таким образом чтобы каждый ребенок опробовал каждый из модулей включая работу у интерактивной доски Качественное решение задач патриотического воспитания детей с ОВЗ во многом зависит от семьи от той атмосферы которая царит дома Любовь к близким уважение старших привязанность к своему дому городу стране это ответ ребенка на любовь родителей к нему самому
Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вариативные приемы патриотического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 4 апреля 2021 в 10:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД