Папки-передвижки

«Венок игр». Методические разработки по использованию русского фольклора в логопедической работе с детьми 5–7 лет

Ольга Горбунова
«Венок игр». Методические разработки по использованию русского фольклора в логопедической работе с детьми 5–7 лет

Методические разработки по использованию русского фольклора в логопедической работе с детьми 5–7 лет

Тема «Каравай,каравай, что ты хочешь выбирай!»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

Образовательные:

1. Расширить знания детей о русских традициях, связанных с трудом хлебороба.

2. Продолжать знакомить с народным фольклором.

3. Учить различать многообразие хлебобулочных изделий.

4. Объяснить значение новых слов типа «соха», «пашня», «лелеют», «каравай», «хлебороб» и т. п.

Коррекционные:

Публикация «„Венок игр“, Методические разработки по использованию русского фольклора в логопедической работе с детьми 5–7 лет» размещена в разделах

1. Совершенствовать и стимулировать детей к словотворчеству.

2. Вызвать интерес к русскому фольклору, учить выразительно декламировать потешки и скороговорки.

3. Уточнить полученные знания детей о хлебе.

4. Формировать культуру диалогической речи: умение говорить чётко и выразительно, слушать собеседника.

5. Обучать детей лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

6. Обогащать словарный запас.

7. Формировать слуховой контроль за содержанием высказывания.

8. Работать над эмоциональной, выразительной речью у детей на материале народного творчества.

9. Учить координировать слова с движениями.

10. Развивать память посредством заучивания стихотворений и

четверостиший.

11. Развивать пространственное мышление и творчество у детей. 12. Развивать тонкую моторику посредством лепки из солёного теста.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

2. Прививать любовь и бережное отношение к хлебу.

МАТЕРИАЛЫ:

1. Рисунки, выполненные детьми.

2. Народные костюмы.

3. Деревянные ложки.

4. Фотографии, репродукции.

6. Солёное тесто для лепки

7. Поднос, скалка, сито.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вводная часть

1. Вводная беседа.

2. Хоровод «Каравай».

Ход игровой деятельности.

(дети входят в зал и становятся в полукруг, поют песню «Осень милая шурши…»)

Пекарь.

Хлеб да соль! Гостям и детям.

Я –веселый,добрый Пекарь.

Перепачкан я мукой

И колпак ношу большой.

Хотите знать чем я сегодня богат?

Только сначала гостям улыбнитесь,

Поклонитесь, да скорее в круг становитесь.

Замесил с утра я тесто,

Напеку к обеду хлеба.

Вкусного, румяного

К столу всегда желанного (Г. Ю)

Ребята, а вы знаете,как приходит хлеб к вам на стол?

1 ребенок:

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

2 ребенок:

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Пекарь: Молодцы, ребята, знаете, что прежде чем попасть к вам на стол,

Хлебу приходится проделать большой путь. А помогают ему очень трудолюбивые люди. Назовите профессии тех, кто выращивает и производит хлеб (хлебороб,пахарь,агроном,мельник,комбайнер,пекарь,кондитер)

Приглашаю всех на веселый «Каравай»

(дети водят хоровод «Каравай»)

Мы на общем поле нашем

Вешним утром дружно пашем.

Сеем хлеб под птичий край, -

Чтобы вырос каравай

Вот такой ширины,

Вот такой вышины!

Выбегают в поле дети.

— Дождик, видишь всходы эти?

Их почаще поливай,

Чтобы вырос каравай.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Солнце, шли свой луч волшебный

На растущий стебель хлебный.

Наше поле согревай

Нужен людям каравай.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Много дела с урожаем:

Жнем, молотим, провеваем,

И летит из края в край

Весть, что будет каравай.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Из пекарни мчат машины.

Чьи сегодня именины?

Стол скорее накрывай!

Испекли мы каравай.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

1 ребенок:

Но,танцуя и ликуя,

Помни истину такую,

Никогда не забывай:

Береги наш каравай!

2 ребенок:

Он трудом добыт

Чтобы ты был сыт.

Каравай,каравай,

Веселее подпевай!

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Каравай, каравай,

Очень любим каравай!

Пекарь: Прошу вас, дорогие дети,обратить внимание на яркую ярмарку

моих изделий (подводит к стене, где оформлена выставка репродукций

мучных изделий, зерна, детских рисунков о хлебе)

Эта выставка всегда

Рассказать о хлебе рада.

Много здесь поделок разных:

Есть рисунки акварели,

Есть рисунки из пастели.

Аппликации,панно.

Все красиво и умно. (Г. Ю Демидова-логопед)

-Из какого растения пекут ржаной хлеб? Пшеничный?

-отгадайте загадки:

Птица Юрица на ветер глядит,

Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)

У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени. (Мука)

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном.

Стены позолочены. Ставни заколочены. (Зерно)

Отгадать легко и быстро:

мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Пекарь: Ну а теперь, мои дорогие, прошу отдохнуть.

(Дети рассаживаются полукругом. Выполняется артикуляционная,мимическая и дыхательная разминка.)

К Пекарю полные дети приехали в гости,

С ними худые, лишь кожа да кости.

Пекарю дети слегка улыбнулись,

Поцеловать они всех потянулись.

Утром проснулись -в улыбочку губы,

Чистим мы с вами верхние зубы,

Влево и вправо, внутри и снаружи.

С нижними зубками тоже мы дружим.

Губки сложили и рот прополощем.

И самоваром пыхтим, что есть мочи.

Блюдца поставим, положат блины нам.

Дуем на блинчик не в щеки, не мимо.

Блинчик жуем, завернем и прикусим.

Блинчик с вареньем малиновым вкусным.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

Дуем на носик, мы чай остудили.

Чаю напились, не кто не обижен.

Вкусным был завтрак, мы губки оближем!

Пекарь:

А теперь давайте немного поиграем. Будем угощать друг друга «вкусными словами».

Кому кину колобок - лови,

со словом вкусным мне верни.

Только, чур, не забывать-

мучное изделие мне называть. (Г. Ю. Демидова-логопед)

Пекарь кидает мяч и говорит: «Я угощу тебя вкусным румяным пирожком. А ты меня чем угостишь?» и т. д.

Пекарь: В народе издревле знали цену хлеб. «Хлеб- всему голова!»-говорил русский народ. И это так!

(дети произносят поговорки)

-Весна красна цветами, а осень снопами.

Пот на спине - так и хлеб на столе.

Доплясались, что без хлеба остались

Рано вставать - много хлеба добывать.

Плох обед, коли хлеба нет.

Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.

Без соли, без хлеба - половина обеда.

Без хлеба куска везде тоска.

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки.

Работай до поту, поешь хлеба в охоту.

Не трудиться - хлеба не добиться.

Пекарь: Молодцы, удальцы!

К дошколятам на машине

Каравай приехал ныне.

Пышной коркой похрустим

Всех на свете угостим

Вкруг вставай, каравай,

Что ты хочешь – выбирай!

(Пекарь встает в хоровод, дети поют)

-Как Пекарю на именины

Испекли мы каравай

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

вот такой ужины

вот такой ширины.

- Каравай, каравай, что ты хочешь, выбирай?

(дети говорят по очереди)

-я- пирог

-я- плюшки,

-а я вкусные ватрушки,

-я люблю пирог румяный,

-я люблю печатный пряник,

--я люблю простые сушки,

-а я крем и торт воздушный,

-я люблю с изюмом кекс,

-а я просто белый хлеб,

Я люблю печенье к чаю,

-а я вафли обожаю,

-хлебец я люблю ржаной,

-а я блинчики с икрой,

А я бабушкины пышки,

Я оладушек пушистый,

А я с рыбой расстегай (авторские стихи Г. Ю Демидовой-логопеда)

Все: Вот такой наш каравай (повторяется припев)

Пекарь: Песню вы послушали, а у нас есть и скороговорки, да не хуже. Начнем скороговорку, найдем бычка и телку, и парочку овечек, и парочку словечек.

Скороговорки повторяйте за мной. (отбивание по слогам- руки замком)

-Роса долой -косец домой

-Пришел Анос, скосил овес

-Петр Петру пек пироги.

-Тридцать три пирога с пирогом.

Пекарь: Сегодня с утра я замесил тесто, помогите, гости дорогие, пирогов вкусных настряпайте.

(сели за столы)

Но прежде, чем приступить к работе, разомнем свои ручки. Аккуратно протрем салфеткой (протирают влажной салфеткой)

Стала бабушка гостей созывать,

Стала милая гостей созывать: Гладят руки

"И Тимоша приходи,

И Антоша приходи,

Да и Проша приходи

И Митрошу приводи. Массируют пальцы

А уж Ванечка,

Моя лапочка,

Ну пожалуйста! Массируют мизинец

Стала бабушка гостей угощать,

Стала милая гостей угощать: Гладят руки"

И Тимоше пирожок,

И Антоше пирожок,

Да и Проше пирожок,

И Митроше пирожок, Массируют пальцы

А уж Ванечке,

Моей лапочке,

Мятный пряничек! Массируют мизинец

Стала бабушка гостей провожать,

Стала милая гостей провожать: Гладят руки

"Прощевай Тимоша,

Прощевай Антоша,

Прощевай и Проша

Да и ты, Митроша. Массируют пальцы

А уж Ванечка,

Моя лапушка,

Посиди еще

Вместе с бабушкой. Массируют мизинец

(Дети одеваются –передник, пилотка ;пока дети лепят,Пекарь спрашивает детей)

1. Какое тесто (мягкое, теплое, эластичное, наздреватое, тянучее, липкое)

2. Скажите, что можно делать с тестом? (муку просеивают, замешивают, лют воду, подсаливают, сметают,делят, выпекают, подрумянивают,смазывают,мнут,разделяют, оттягивают, прищипляют…итд)

(отдают печь пирожки на кухню)

В зал вбегает Тимоня (воспитатель).

Тимоня: Как бы и мне съесть самый вкусный да румяный пирожок?

Пекарь: А ты кто такой? Где ты был, когда мы все трудились?

Тимоня поет:

Я – Тимоня – лежебока и засоня!

До обеда я на печке лежал,

Все бока я себе отлежал.

Здесь болит, здесь болит,

И болит тут!

Очень вреден мне физический труд!

Пекарь: Коли есть охота – работай до пота!

Тимоня: Что вы? что вы? Какая работа? Я и так замерз…

Пить, есть хочу!

Дети: Что ж тебе надобно?

Тимоня:

Калачей, рогаликов, пряников штук 200

Пирожков, баранок, булочек поесть бы!

Вед. : Спой и сыграй, Тимоня, с нами, тогда и угощение получишь!

(исполняется «Песенный пшеничный коллаж»-частушки)

Ладушки, ладушки!- поют все и играют в ложки

Испечем оладушки.

Дорогие наши гости,

Мы частушки вам споем.

По секрету всему свету

Мы расскажем как живем.

Ладушки, ладушки!- поют все и играют в ложки

Испечем оладушки.

Замесили тесто,

А оно ни с места.

Замесили на дрожжах

Не удержишь на вожжах!

Ладушки, ладушки!- поют все и играют в ложки

Испечем оладушки.

Поет Пекарь:

Уж я деткам пирог испеку,

Уж я милым румянинький.

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Моя внученька бедовая!

Ладушки, ладушки!- поют все и играют в ложки

Испечем оладушки

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

Ладушки, ладушки!- поют все и играют в ложки

Испечем оладушки.

Мама тесто замесила,

Будут пирожки у нас,

Но пока кино смотрела,

Тесто «уползло» у нас. (Г. Ю)

Ладушки, ладушки!- поют все и играют в ложки

Испечем оладушки.

Мы печем пшеничные

Пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

Ладушки, ладушки!- поют все и играют в ложки

Испечем оладушки.

За обедом хлеб делили-

Всем горбушку подавай!

Но у хлеба две горбушки,

Как его ни нарезай (Г,Ю)

Ладушки, ладушки!- поют все и играют в ложки

Испечем оладушки

Мы пропели вам частушки,-все

Вы ж похлопайте для нас,

Да ладоней не жалейте,

Пусть весь сад услышит нас.

Ладушки, ладушки!- поют все и играют в ложки

Испечем оладушки

(все танцуют)

Пекарь: Что, Тимоня, даже похудел?

Тимоня: Спасибо, ребята, я больше не буду на печке лежать,а буду вам помогать.

Пекарь: Ну, ребятки, мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.

(выносят каравай)

1 ребенок:

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

2ребенок:

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

3ребенок:

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

(исполняется «Слава хлебу»)

Пекарь:

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Дни рождения»Фотоотчёт «Дни рождения» День рождения самый любимый праздник у ребёнка. Дети в детском саду, как одна семья, поэтому День рождения ребёнка, праздник для всех детей.

Как мы каравай пекли.Как мы каравай пекли. Мы на прошлой неделе изучали "Хлеб. Хлебобулочные изделия. "Всю неделю читали о хлебе,учили короткие стишки,пословицы,разгадывали загадки,рисовали. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Венок игр». Методические разработки по использованию русского фольклора в логопедической работе с детьми 5–7 лет
Опубликовано: 28 января 2015 в 20:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД