Наталья Фарафонтова
Конспект образовательной деятельности «Весеннее чудо»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1. Ф. И. О. педагогов Фарафонтова Наталья Александровна
2. Доминирующая образовательная область «Познавательное развитие»
3. Виды деятельности игровая, коммуникативная, двигательная, практическая, познавательная - исследовательская, продуктивная, музыкальная
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Весеннее чудо“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
«Весеннее чудо»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия
1. Словесный метод (вопросы, беседа о признаках весны, словесные инструкции, логоритмическая гимнастика «Ра-ра-ра – начинается игра»).
2. Наглядный метод (упражнение «Каких пуговиц больше?», просмотр видеопрезентации «Правила поведения в лесу», просмотр видеосообщения «Обращение Чудо-дерева к ребятам», наблюдение за природой).
3. Практический метод (упражнение «Посчитай пуговицы», коллективная аппликация «Солнышко», опыт с зеркалом «Солнечные зайчики», дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку», организация работы с дидактическим материалом «Разрезные картинки»).
4. Игровой метод (создание игровой ситуации «Обращение Чудо-дерева», игровые упражнения «Укрась полянку листьями и цветами», дидактическая игра «Какой птицы не стало?», подвижная игра «Медведь и пчелы»)
3. Интеграция образовательных областей • Социально-коммуникативное развитие (уважительное отношение ко взрослому, друг к другу, помощь игровому персонажу, соблюдение правил безопасности в использовании раздаточного материала «Пуговицы», повторение правил безопасного поведения в лесу, умение убирать за собой своё рабочее место).
• Познавательное развитие (сравнение двух множеств предметов, их уравнивание, количественный счет в пределах 5-и, сравнение предметов по длине, выделение признаков весны, классификация птиц на зимующие и перелетные, опыт с зеркалом «Солнечные зайчики»).
• Речевое развитие (ответы на вопросы, логоритмическая гимнастика «Ра-ра-ра – начинается игра», дидактическая игра «Какой птицы не стало?», активизация словаря по теме «Весна»).
• Художественно-эстетическое развитие (коллективная аппликация «Солнышко», прослушивание аудиозаписи «Звуки зимнего леса», «Звуки весеннего леса», песня «Про дружбу» из мультфильма «Маша и Медведь» В. Богатырёва, Д. Червяцова).
• Физическое развитие (подвижная игра «Медведь и пчелы», дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку», хождение по массажным коврикам, физминутка «По ровненькой дорожке шагают наши ножки»).
4. Возрастная группа: дети 3-4 лет
5. 1 Цель: Систематизация представлений детей о весне.
5.2 Мотивация деятельности детей : Помочь расколдовать Чудо-дерево и вернуть весну в лес.
5. 3 Форма проведения: Занятие – путешествие
6. Задачи:
6.1 Образовательные :
- закреплять количественный счёт в пределах 5-и через упражнение «Посчитай пуговицы»;
- продолжать учить сравнивать две группы множеств предметов через упражнение «Каких пуговиц больше?»;
- продолжать учить различать равенство и неравенство множеств предметов, используя слова: «больше», «меньше», «поровну»;
- совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, обозначать результаты сравнения словами: «длинная», «покороче», «короткая» через задание «Определи длину дорожек»;
- повторить правила поведения в лесу через просмотр видеопрезентации «Правила поведения в лесу»;
- познакомить с понятием «декоративная пуговица»;
- продолжать учить детей проговаривать слова, сочетая движения и речь через логоритмическую гимнастику «Ра-ра-ра – начинается игра»;
- закреплять знания детей о весне через беседу о весенних признаках;
- вспомнить автора и название произведения К. Чуковского «Чудо-дерево»;
- закреплять знания о перелетных и зимующих птицах через дидактическую игру «Какой птицы не стало?»
6. 2 Развивающие:
- активизировать словарь по теме «Весна» : «капель», «перелетные птицы», «проталинки»;
- упражнять в образовании существительных формы единственного числа родительного падежа через дидактическую игру «Какой птицы не стало?»;
- закреплять сенсорный эталон цвет через определение цветов мешочков и дорожек;
- способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности через дидактическую игру «Какой птицы не стало?»;
- продолжать развивать композиционные умения ритмично располагать одинаковые формы в ряд и прививать эстетический вкус через коллективную аппликацию «Солнышко»;
- продолжать развивать двигательную активность, координацию движений, умение разбегаться и не сталкиваться через подвижную игру «Медведь и пчелы»;
-развивать слуховое восприятие детей через прослушивание аудиозаписи «Звуки зимнего леса», «Звуки весеннего леса»;
-создание благоприятного эмоционального настроя детей в процессе слушания песни «Про дружбу» из мультфильма «Маша и Медведь»;
- развивать слуховое восприятие через прослушивание аудиозаписи «Звуки зимнего леса», «Звуки весеннего леса»;
- создать благоприятный эмоциональный настрой детей в процессе прослушивания песни «Про дружбу» из мультфильма «Маша и Медведь» В. Богатырёва, Д. Червяцова;
- развивать гендерную идентичность через упражнение на планшетах «Посчитай пуговицы».
6. 3 Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру и изменениям в природе, происходящих весной;
- воспитывать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- воспитывать отзывчивость, желание помочь.
6. 4 Здоровьесберегающие:
- продолжать развивать мышцы стоп через хождение по массажным коврикам;
- продолжать развивать дыхательный аппарат через дыхательную гимнастику «Подуй на снежинку»
7. Планируемые результаты
7.1 - закреплен количественный счёт в пределах 5-и;
- различают равенство и неравенство множеств предметов, используют слова: «больше», «меньше», «поровну»;
- сравнивают предметы по длине, обозначают результаты сравнения словами: «длинная», «покороче», «короткая»;
- сформирован сенсорный эталон цвет, длина;
- знают правила поведения в лесу;
- знают признаки весны;
- знают зимующих и перелетных птиц и классифицируют их;
- проявляют интерес к окружающему миру и изменениям, происходящим в нем в весенний период;
- умеют сочетать движения и речь;
- знают автора и название произведения К. Чуковского «Чудо-дерево»;
- знают значение слов «капель», «перелетные птицы», «проталинки» и употребляют их;
- употребляют существительные в форме единственного числа родительного падежа;
- развиты психические процессы: память, внимание, наблюдательность, восприятие;
- развиты композиционные умения ритмично располагать одинаковые формы в ряд;
- развита двигательная активность, координация движений;
- развиты мышцы стоп; дыхательный аппарат.
- умеют взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
- проявляют отзывчивость, желание помочь;
- развита гендерная идентификация.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Демонстрационный материал:
• ТСО: телевизор, флешкарта с презентацией, видеообращением, магнитофон
• Видеообращение Чудо-дерева, видеопрезентация «Правила поведения в лесу»
• Аудиозапись «Звуки зимнего леса», «Звуки весеннего леса», песни «Про дружбу» из мультфильма «Маша и Медведь» В. Богатырёва, Д. Червяцова
• Календарь природы с магнитными карточками «Весенние изменения в природе»
• Четыре мешочка: красного, желтого, зеленого, синего цветов
• Три массажных дорожки из блоков
• Макет деревьев без листьев
• Макет берлоги
• Дидактическая игрушка медведь
• 2 обруча для подвижной игры
• Отрез ткани белого цвета для создания лесной полянки
• Отрез ткани белого цвета для дерева
• Макет проталинок из картона
• Шаблон солнца без лучиков
Раздаточный материал:
• Пуговицы в виде бабочек и цветов на каждого ребенка
• Мешочки с пуговицами по количеству детей
• Планшеты в виде листьев и цветов по количеству детей
• Плоскостные птицы по количеству детей
• Разрезные картинки «Птицы» - 1 набор на пару детей
• Снежинки на ленточке для дыхательной гимнастики по количеству детей
• Ладошка-лучик на каждого ребенка
• Зеркала для игры «Солнечные зайчики» по количеству детей
• Тарелочки для раскладывания раздаточного материала по количеству детей
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Чтение сказки Корнея Чуковского «Чудо-дерево», наблюдение на прогулке за изменениями в природе весной, беседа о правилах безопасности в лесу, разучивание логоритмической гимнастики, знакомство с перелетными птицами.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Воспитатель подходит к окну и привлекает внимание детей: Ребята, посмотрите, какое яркое сегодня солнце, капают капельки воды с крыши. Вы знаете, как называется это явление?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Это капель, сосульки тают на солнце.
Воспитатель: Какое время года наступило?
Дети: Весна.
Воспитатель: Какие еще весенние изменения в природе вы знаете?
Дети: Птицы прилетают, животные просыпаются, люди легче одеваются. Дети играют в группе.
Включить запись капели, птичьего щебета.
Обратиться к календарю природы, на котором магнитными карточками изображены весенние изменения в природе.
1.2 Мотивация деятельности детей Видеообращение Чудо-дерева к ребятам.
«Здравствуйте дорогие ребята! Обращаюсь к вам за помощью! В моем лесу должна наступить весна, но Кикимора заколдовала лес и весна никак не наступит. Помогите, пожалуйста, расколдовать лес и помочь наступлению весны! Пожалуйста, поспешите, очень буду вас ждать! Вас приведет в лес самая длинная дорожка»
Воспитатель: Ребята, что же делать? Как помочь дереву расколдовать лес?
Предположения детей.
Воспитатель: Думаю, нужно отправиться в лес. Вы согласны?
Дети: Да. Пока дети наблюдают за природой и погодой за окном, включается видеозапись с обращением Чудо – дерева.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Воспитатель: Алена, скажи, для чего мы отправляемся в лес?
Егор, кто нас попросил расколдовать лес?
Ответы детей.
II. Основная часть:
2. 1 Воспитатель: Ребята, прежде чем отправиться в лес, предлагаю вспомнить, как нужно вести себя в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Умнички, ребята! Чтобы лучше запомнить правила поведения в лесу посмотрите на экран.
Видеопрезентация «Правила поведения в лесу»
Воспитатель: Пора поспешить расколдовать лес!
Посмотрите ребята. Перед нами несколько дорожек.
Задание «Определи длину дорожек»
Воспитатель: Посчитайте, пожалуйста, сколько дорожек?
Дети: 3.
Воспитатель: Одна дорожка короткая, другая., а третья…
Какого цвета длинная дорожка? (синяя) дорожка покороче (красная, а самая короткая? (желтая)
По какой же дорожке мы отправимся?
Ответы детей.
Воспитатель: По длинной дорожке.
Физминутка «По ровненькой дорожке
шагают наши ножки»
По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
Вот так, вот так. (марш)
По ровненькой дорожке бегут наши ножки,
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (бег)
А теперь по камешкам прыг-скок, прыг-скок!
Вот мы и пришли в лес!
Проходим по длинной дорожке. Попадаем в лес.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, действительно весна в лесу не наступила. Как вы думаете почему?
Дети: Деревья стоят без листьев, медведь спит в берлоге, птиц нет, солнце не светит.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какое необычное дерево растет в лесу!
А у наших, у ворот Чудо-дерево растёт!
Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!
Не цветочки на нём, не листочки на нём,
А мешочки на нём, словно яблочки!
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, какое, Чудо-дерево! Так это же Чудо-дерево обращалось к нам за помощью и просило расколдовать лес от злых чар Кикиморы.
Помните мы с вами читали сказку про такое дерево? Как она называется?
Дети: «Чудо-дерево».
Воспитатель: А помните, кто её написал?
Дети: Корней Чуковский.
Воспитатель: Правильно, написал её Корней Чуковский. Давайте сейчас сядем на пенечки и посмотрим, что же на нём выросло?
Воспитатель снимает с дерева первый мешочек: Какого цвета мешочек?
Дети: Красный.
Воспитатель открывает мешочек: Посмотрите ребята, что это?
Дети: Пуговицы.
Воспитатель: Правильно, это пуговицы. Какие они весенние, яркие! Пуговицы в виде каких предметов?
Дети: Цветов и бабочек.
Воспитатель: Разложите их и посчитайте.
Игровое упражнение «Посчитай пуговицы»
Раздать детям по одному мешочку на каждого.
Предложить высыпать их в тарелочку, чтобы удобнее было считать и выкладывать.
Воспитатель: Выложите на верхней полоске 5 бабочек, выложите на нижней полоске 4 цветочка. Выкладываем слева направо.
Игровое упражнение «Каких пуговиц больше?»
Воспитатель: Максим, сколько бабочек ты выложил?
Ребенок: 5
Воспитатель: Полина, сколько цветочков ты выложила?
Ребенок: 4
Воспитатель: Миша, каких пуговиц больше?
Ребенок: Бабочек больше
Воспитатель: Маша, каких пуговиц меньше?
Ребенок: Цветочков меньше
Воспитатель: Как сделать так, чтобы пуговиц стало поровну?
Дети: Убрать одну бабочку/ Добавить один цветочек.
Воспитатель: Как вы думаете, кто же оставил эти пуговицы в лесу?
Предположения детей.
Воспитатель: Конечно, это Пуговка когда то приходила в лес и растеряла их.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие пуговицы яркие, красивые! Посмотрите, у вас такие пуговицы на одежде?
Дети: Нет/ Да.
Воспитатель: Пуговицы, которыми украшают одежду, предметы называют декоративными пуговицами. Повторите это слово: «декоративные пуговицы»
Воспитатель: Отнесем скорее цветы и листья на полянку на проталинку, и весна скорее наступит в лесу!
Логоритмическая игра «Ра-ра-ра - начинается игра»
Ра-ра-ра – начинается игра (дети хлопают в ладоши)
Су-су-су – пуговку нашли в лесу (приставить ладонь ко лбу)
Ом-ом-ом – пуговка ушла в свой дом (ходьба)
Ат-ат-ат – пришью пуговицу на халат (пришиваем)
Ду-ду-ду – в халате я гулять иду (подскоки)
Воспитатель: Ребята, напомните, зачем мы пришли в лес?
Дети: Расколдовать лес и дерево.
Воспитатель: А кто просил нас о помощи?
Дети: Дерево, Чудо-дерево.
Воспитатель обращает внимание на берлогу, в которой спит медведь. Ребята, а весной медведи спят?
Дети: Нет.
Воспитатель: Поиграем с медведем? Может, тогда он проснется.
Подвижная игра «Медведь и пчелы»
Медведь просыпается, обращается к детям.
Медведь (дидактическая игрушка) : Ох и долго я спал! А какое время года сейчас?
Дети: Весна.
Медведь: Спасибо вам ребята, что помогли мне проснуться от зимнего сна!
Воспитатель: Ну что ребята, медведя мы разбудили, что еще мы сделали, чтобы весна поскорее наступила?
Дети: Цветы и листочки отнесли на полянку.
Воспитатель: Пойдемте еще посмотрим, что растет на нашем Чудо – Дереве.
Воспитатель снимает мешочек с дерева.
- Какого цвета мешочек?
Дети: Зеленого.
Воспитатель: Миша, посмотри, пожалуйста, что лежит в мешочке?
Ребенок достает разрезные картинки из мешочка.
Воспитатель: Ребята, вам интересно какие птицы здесь спрятались?
Дети: Да
Воспитатель: А что же нужно сделать, чтобы узнать, какие птицы спрятались?
Дети: Сложить картинку.
Воспитатель: Молодцы! Нужно сложить части картинки в одну.
Воспитатель: Назовите птиц, которых вы собрали?
Дети называют птиц, собранных из разрезных картинок
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Перелетные.
Игра «Какой птички не стало?»
Воспитатель: Ребята, посадим птиц на ветки дерева.
-Полина, какую птицу ты взяла?
Полина: Воробья.
Воспитатель: А ты Элина?
Элина: Сороку.
Воспитатель предлагает детям повесить птиц на ветки дерева.
Воспитатель: Посмотрите ребята, что лежит на ветках деревьев?
Ответы дети: Снег/снежинки.
Воспитатель: Сдуем снежинки?
Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»
Воспитатель:Прекрасно ребята! Вот и снег уже растаял на деревьях. Посмотрите, как в лесу стало по-весеннему. Чего же не хватает, чтобы наступила настоящая весна?
Дети: Предположения детей.
Воспитатель: Конечно, солнышка. Посмотрите, какое солнце стало после колдовства Кикиморы.
Лучиков у него нет, поэтому оно и не греет и не светит ярко. Исправим, эту ситуацию? Сделаем лучики солнышку?
Ответы детей.
Коллективная аппликация «Солнышко»
Воспитатель: Солнышко заулыбалось, засияло ярко!
Солнышко хочет поиграть с вами в игру «Солнечные зайчики».
Посмотрим, может на Чудо-дереве есть предметы для этой игры. Какого цвета солнышко?
Дети: Желтое.
Воспитатель: Значит, нам нужен желтый мешочек.
Воспитатель снимает с ветки дерева желтый мешочек, смотрит с детьми, что в нем находится.
Опыт с зеркалом «Солнечные зайчики»
Дети с помощью зеркала делают солнечных зайчиков.
Включается песня «Про дружбу» из мультфильма «Маша и Медведь» В. Богатырёва, Д. Червяцова
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как оживился лес. Что изменилось в нашем лесу?
Дети: Птицы появились на ветках деревьев, медведь проснулся, цветы и листочки появились на полянке, лучики у солнышка появились.
Воспитатель: Ребята, вот и наступила весна в лесу. Удалось нам помочь расколдовать Чудо-дерево и снять злые чары Кикиморы?
Дети: Да.
Воспитатель с детьми подходят к Чудо-дереву.
«Спасибо вам дорогие ребята! Вы мне очень помогли! В моем лесу наступила долгожданная весна! Колдовство Кикиморы снято!»
Воспитатель: Ребята, вы рады, что мы смогли помочь Чудо - дереву? Пора возвращаться в детский сад. По какой дорожке пойдем?
Дети: По длинной дорожке.
Физминутка «По ровненькой дорожке шагают наши ножки»
По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
Вот так, вот так. (марш)
По ровненькой дорожке бегут наши ножки,
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (бег)
А теперь по камешкам прыг-скок, прыг-скок!
Вот мы и вернулись в детский сад! Просмотр слайдов на телевизоре «Правила поведения в лесу»
Дети считают дорожки
Воспитатель и дети проходят по длинной дорожке, сопровождая слова движениями.
Включить аудиозапись вой ветра, скрип снега.
На деревьях снежинки для дыхательной гимнастики, под деревом в берлоге спит медведь, солнце без лучей.
На дереве висят 4 мешочка красного, желтого, зеленого и синего цвета.
В мешочке красного цвета находятся пуговицы: бабочки и цветочки. На столах у детей лежат цветы и листья для счета.
Дети выкладывают пуговицы на планшеты и считают их. Девочки на планшеты - цветы, мальчики – на планшеты листья.
Индивидуальная работа за столами
Дети уравнивают множества.
Дети повторяют новое понятие.
Листья и цветы кладем на лесную полянку на проталинку.
Игра в кругу на ковре.
Игровые действия: когда воспитатель (ведущий) скажет «утро» пчелы летят на луг за медом и жужжат. В это время медведи забираются в улей и лакомятся мёдом.
По сигналу «Медведи!» пчелы летят к своим ульям и жалят (дотрагиваются) тех медведей, которые не успели убежать в лес. Затем пчёлы возвращаются в улей и игра возобновляется.
В мешочке лежат разрезные картинки птиц зимующих и перелетных.
Дети за столами в паре складывают разрезные картинки птиц.
Предложить детям закрыть глаза, в это время воспитатель убирает одну картинку, дети должны сказать, какой птицы не стало.
Дети берут плоскостных птиц со стола и вешают за ленточку на ветку дерева.
Включается аудиозапись птичьей трели.
Дети берут заранее подготовленные, вырезанные из бумаги детские ладошки и приклеивают рядом с желтым кругом. Поменять солнышку улыбку с грустной на веселую.
Воспитатель достает из мешочка зеркала.
Воспитатель снимает с Чудо-дерева белую накидку.
Включается аудиозапись слова благодарности от лица Чуда-дерева.
Включается аудиозапись «Звуки весеннего леса»
Воспитатель и дети проходят по длинной дорожке, сопровождая слова движениями.
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Дети присаживаются на стульчики на ковре.
Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали?
Дети: Чудо-дереву.
Воспитатель: О чем оно нас просило?
Дети: Просило помочь расколдовать лес, чтобы наступила весна.
Воспитатель: Что на нем висело?
Дети: Мешочки.
Воспитатель: А что в них находилось?
Дети: Пуговицы, птицы, зеркала.
Воспитатель: Что мы делали с пуговицами?
Дети: Считали.
Воспитатель: В какую игру мы играли с птицами?
Дети: Угадай, какой птички не стало, Медведь и пчелы.
Воспитатель: Смогли мы помочь Чудо-дереву?
Дети: Да/Нет
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие в лес?
-Кому понравилось – приклейте на нашу полянку цветочек, кому не понравилось – снежинку.
Дети приклеивают снежинки и цветочки.
В конце занятия воспитатель устанавливает обратную связь : проводится заключительная беседа о путешествии в лес. Дети рассказывают о своих впечатлениях и эмоциях, возникших в ходе практической части занятия, приходят к выводу, что поставленная ими цель достигнута – с помощью полученных знаний и умений испытания пройдены и лес расколдован.
IV. Дальнейшая разработка темы
Просмотр фотографий нашего путешествия, рассматривание новых пуговиц: бабочек и цветочков, определение к какому виду пуговиц они относятся и раскладывание их по секциям в коробке с пуговицами в мини-музее «В гостях у Пуговки», рисование «Лес весной», слушание песен о весне.