Екатерина Галкина
Познавательно-творческий проект «Весёлые ложкари» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект
«Весёлые ложкари»
Автор проекта :
Галкина Екатерина Александровна – музыкальный руководитель
Паспорт проекта
«Весёлые ложкари».
Вид проекта : познавательно-творческий
По составу участников: групповой
По возрасту: младшая группа (4 года)
По срокам реализации: краткосрочный
Публикация «Познавательно-творческий проект „Весёлые ложкари“ в младшей группе» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложкари, баклушники
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта : Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.
Задачи проекта :
Для детей:
-Познакомить детей с историей русских народных музыкальных инструментов - ложки;
-Познакомить со звучанием русских народных инструментов (ложек);
- Формировать эстетический вкус детей;
- Найти сведения о русских народных музыкальных инструментах в
литературных источниках и детской литературе и мультипликации;
- Развивать музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство, моторику рук, динамический слух.
- Закреплять навыки звукоизвлечения на музыкальных инструментах (ложки);
- Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке.
Для педагогов:
- Повышать компетентность педагогов по данной теме;
- Развивать творческие способности;
Актуальность проекта заключается в том, чтобы слушая русскую народную музыку, дошкольники имели представление, на каких инструментах она исполняется, различали их звучание.
Форма проведения итогового занятия: развлечение (досуговая деятельность)
Методы обеспечения:
Познавательно-игровые занятия.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Исполнение песни.
Музыкально-дидактические игры.
Изобразительное искусство.
Познавательные беседы.
Просмотр видео-презентации (слушание).
Этапы осуществления проекта :
1. Подготовительный этап:
- создание технической базы для знакомства с русскими народными музыкальными инструментами (создание презентации);
- беседы («Какие русские народные музыкальные инструменты мы знаем?», «Как создавались ложки?»);
- слушание произведений ансамбля ложкарей;
-просмотр видео презентации «Изготовление ложки»
- планирование работы с воспитателем - роль Матрешки.
2. Реализация проекта :
Теоретическая часть. Составление плана:
- собрать как можно больше сведений о русских народных музыкальных инструментах (ложках) из разных источников информации;
- сделать презентацию «Ложки - русский народный музыкальный инструмент».
- познакомиться с художественными произведениями, иллюстрациями, где есть изображения ложки (сказки);
- показать, как выглядят и звучат русские народные музыкальные инструменты;
- рассказать историю этих инструментов;
- подобрать музыкально-дидактические игры для развития ритмического чувства и тембрового слуха;
- подобрать упражнения для развития мелкой моторики рук;
- подобрать музыкальный репертуар для игры на музыкальных инструментах в оркестре;
- выучить песню с игрой на ложках;
- рассказать историю росписи ложек, подготовить шаблон.
Практическая часть:
- беседа: возникновении ложки, хохломская роспись;
- показ презентации «Русские народные музыкальные инструменты»;
- показ презентации «Ансамбль ложкарей»
- дидактическая игра «Ложки в книжке» (русские народные музыкальные инструменты в сказках);
- загадки о русских народных музыкальных инструментах;
- игра на музыкальных инструментах на музыкальном занятии и в группе (свободная игра;
- исполнение песни «Мы - веселые ребята»
- проведение музыкально-дидактических игр для развития ритмического чувства и тембрового слуха;
- игра для развития координации и мелкой моторики рук;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- танец с платочками;
- изобразительная деятельность: раскрашивание ложки (по трафарету, использование техники «пуантилизм»;
3. Заключительный этап:
- обобщение и систематизация полученных знаний;
- слушание ансамбля ложкарей;
- проведение тематического занятия «Роспись ложки»
- проведение финального тематического мероприятия с «гостем» «Веселые ложкари»;
- фиксирование результатов полученных знаний.
Приложение.
Загадки о русском народном музыкальном инструменте - ложках.
Просмотр видео презентации «Русские народные инструменты»
Слушание «Ансамбль ложкарей»
Музыкально-дидактические игры.
Для развития ритмического чувства.
«Весёлые ложкари»
Игровой материал: ложки
Ход игры: у каждого ребёнка 2 ложки, дети простукивают и повторяют нужный простейший ритмический рисунок за музыкальным руководителем.
«С платочком покружись»
Игровой материал: платочки
Ход игры: танец с платочком по показу музыкального руководителя, ногой притоптывая в такт музыке.
«Поймай ритм»
Ход игры: Дети стоят в кругу. Звучит р. н. мелодия. Воспитатель начинает выполнять хлопки на сильную долю, потом ребёнок, дальше следующий.
Для развития тембрового слуха.
"Повторюшка»
Игровой материал: 2трещётки, 4 ложки, 2 бубна.
Ход игры: двое детей сидят спиной друг к другу, перед ними лежат одинаковые инструменты. Один исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же.
«На чём играю?»
Игровой материал: ложки, бубен, колокольчик.
Ход игры: на слух (по звучанию музыкального инструмента) определить на чем играет музыкальный руководитель, в дальнейшем ребенок.
Упражнения для развития координации и мелкой моторики рук.
«Ложка - поварёшка».
Игровой материал: ложки, горшочек, грецкие орехи
Ход игры: зачерпнуть ложкой грецкий орех и перенести его в горшочек.
Совместное творчество с детьми
«Рисуем русский народный музыкальный инструмент - ложки»
Использование техники «пуантилизм»
Материал: ложки, лист бумаги с трафаретом, краски, кисть
Ход занятия: раскрасить фон ложки, раскрасить узор.
Игра на детских музыкальных инструментах
«Веселые ложкари» (игра на ложках) под русскую народную мелодию «Светит месяц»
Свободная игровая деятельность в группе «Оркестр»
Дидактическая игра «Ложка в книжке» (на развитие внимания, зрительной памяти)
Выводы:
Воспитанники получили новые знания о русских народных инструментах.
Научились определять на слух звучание русских народных музыкальных инструментов.
Словарный запас детей значительно обогатился новыми понятиями и музыкальными терминами.
Дети закрепили навыки игры на русских народных музыкальных инструментах.
В процессе совместной с родителями и педагогами исследовательско-творческой деятельности, дети получили неоценимый опыт общения друг с другом, и приобщились к истокам русской народной культуры.
Музыкальное тематическое развлечение
для детей младшей группы
«Веселые ложкари»
Комплексная реализация 5 образовательных областей:
- Художественно-эстетическое развитие (музыка, изо)
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие
Тема: «Матрешка в гостях у ребят»
Задачи:
1. Учить детей целенаправленно наблюдать, исследовать и давать эстетическую оценку.
2. Развивать у детей интерес к эстетической стороне окружающих предметов и игрушек. Развивать эстетическое восприятие.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру поведения.
4. Активизировать речь детей. Обогащать словарь детей: скатерть, шарманка.
Материал:
Корзина, платочки, деревянные расписные ложки, горшочки и яйцо (2 шт.)
Предшествующая работа:
Совместная деятельность
-беседа об изготовлении ложки
-беседа о хохломской росписи
-творческая работа «ложка расписная» (изо деятельность)
- рассматривание расписной деревянной посуды.
- рассматривание предметов вышивки – салфетки, картины, скатерти.
- рассматривание деревянных и керамических народных игрушек.
- игра «Ложка в книжке»
Самостоятельная деятельность
- музыцирование в группе на музыкальных инструментах
-рассматривание иллюстраций в книжках (р. н. сказки)
Ход мероприятия.
В гости к детям пришла матрешка с корзинкой.
Матрешка: - Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?
Дети: - Это матрешка.
Матрешка: Да, я матрешечка – матрешка
Хороша не рассказать
Щечки яркие, платочек
По подолу цветики
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.
В гости к вам спешила я
И сюрпризы принесла
Я в сторонке посижу
И на деток погляжу
Вы ж в корзинку загляните
И сюрпризы рассмотрите»
Матрешка: - Посмотрите, как красиво я одета.
- Что это?
Дети: -Сарафан
- Сарафан, какой он?
Дети: - Красный. Сарафан весь в цветочках. Платочек красный, в цветочек.
Матрешка: - Какие здесь цветочки?
Ответы детей.
Матрешка: А я и вам подарки принесла, хотите посмотреть? Что это?
Дети: платочки
Матрешка: Какого цвета?
Дети: красные
Матрешка: Давайте вместе с платочками потанцуем, да повеселимся!
Танец с платочками
Матрешка: -Я слышу, что кто-то стучит, а вы?
-Ну-ка, закройте глазки и внимательно послушайте. Может вы и угадаете.
(стучат 2 ложки)
-Это стучала ложка, какая?
-А что можно ложкой делать?
-А такой ложкой удобно будет кушать?
(рассматриваем)
-Эти ложки деревянные, что с этими ложками можно делать?
(поиграть музыку)
Видео презентация ««Изготовление ложки»
-А одной ложкой можно играть?
(раздаю еще по одной ложке)
-Давайте тихо-тихо поиграем, а теперь громко.
-А если мы громко будим стучать, что случится с ложками? Что на них нарисовано?
Дети: - Цветы, зеленые листочки. Блестят, очень красивые ложки.
Матрешка: - А песню про ложки вы знаете?
Песня с исполнением на ложках
Матрешка: - А вы загадки умеете разгадывать?
Утром, вечером и днем
Соберемся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка.
А поможет есть их… (ЛОЖКА)
Маленький черпачок,
Красненький колпачок,
Три раза в день берется
И опять на место кладется
- А теперь послушайте, как музыканты-ложкари играют на ложках
Слушание произведений ансамбля ложкарей
Матрешка: - А у меня еще один сюрприз в корзинке для вас
Показывает горшочек и яйцо
Хотите поиграть?
Подвижная игра «Перенеси в ложке»
Матрешка: - Вика, какой подарок больше всего тебе понравился? Почему?
-А Ильюше? А Маше?
Матрешка: - Спасибо вам дети, развеселили вы меня, пора мне уходить.
(Дети прощаются с матрешкой)