Лучший педагог года

Влияние развития общей моторики на активную речь детей дошкольного возраста

Крайко Светлана
Влияние развития общей моторики на активную речь детей дошкольного возраста

Влияние развития общей моторики на активную речь детей дошкольного возраста

Программа «Мои волшебные пальчики» воспитателя МАДОУ "Ромашка" Крайко Светланы Сергеевны.

Актуальность

Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

Известно, «рука учит мозг» - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Однако в настоящее время у многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность мелкомоторных навыков : скованность, плохая координация, нарушение их произвольности, неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство мелкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Мелкая моторика – основа развития психических процессов.

Публикация «Влияние развития общей моторики на активную речь детей дошкольного возраста» размещена в разделах

На сегодняшний день отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии, что приводит в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому.

Анализ существующих программ по развитию навыка мелкой моторики, а также обширный педагогический опыт работы в МАДОУ выявили острую необходимость разработки и усовершенствования существующих программ. Авторская программа по подготовке руки к письму «Мои волшебные пальчики» - это необходимый дополнительный материал для педагогов к разделу «Обучение грамоте» программы «Развитие» под редакцией Л. Венгера, О. Дьяченко, которая реализуется в МАДОУ. Отмечу, что программа «Развитие» предполагает только обведение букв и умение их прописывать.

Новизна и отличие от типовой программы

Таким образом, в программу «Развитие» внесены следующие изменения и дополнения:

1. Мною полностью разработана и описана характеристика возрастных умений и возможностей детей, т. к. отсутствие данного раздела в типовой программе делало работу по развитию навыка мелкой моторики неполноценной.

2. Подробно представлено отсутствующее в типовой программе учебно-тематическое планирование.

3. Авторская программа «Мои волшебные пальчики» содержит 60% изменений содержания учебного материала с максимальной адаптацией к условиям МАДОУ.

4. Полностью разработан диагностический инструментарий для реализации данной программы, что также отличает ее от типовой программы.

Программа «Мои волшебные пальчики» для детей дошкольного возраста, с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в группе. Качественная подготовка детей к школе – одна из основных задач, стоящая перед педагогами всех дошкольных учреждений. Развитие мелкой моторики и координации движений руки – важный момент такой подготовки.

Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение приёмами работы с нитками, иглой, крючком, ножницами, бросовым материалом.

Только при проведении развивающей работы возможно соответствующее возрасту развитие памяти, внимания, речи, моторики, самоконтроля, работоспособности – всего того, без чего в дальнейшем невозможна продуктивная познавательная деятельность. Дети с высоким уровнем развития мелкой моторики руки, обладают хорошей памятью, устойчивым вниманием, грамотной речью и, как следствие, развитыми коммуникативными качествами.

Цель авторской программы по подготовке детей дошкольного возраста письму предполагает подготовку руки дошкольника к письму (умение ориентироваться на листе, правильно держать ручку).

Основным средством достижения поставленной цели выступает обучение детей изготавливать поделки своими руками. Важно отметить, что изготовление поделок сопровождается формированием и развитием такого важного качества характера как доброта: ребенку приносит удовольствие доставлять радость родным и близким людям, даря свои поделки.

В процессе реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Развитие мелкой моторики рук : точности и координации движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Улучшение и закрепление навыка движения кистей рук и пальцев.

3. Развитие психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, а также памяти, речи детей.

4. Формирование пространственных представлений во время вышивания на ткани, при расположении лекал, рисовании узоров, украшения поделки.

5. Формирование навыка учебной деятельности: действовать по словесным инструкциям, соизмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, сохраняя контроль за собственными действиями.

Программа базируется на следующих принципах:

• принцип комплексного подхода к организации педагогического процесса предусматривает работу с воспитанниками при активном участии воспитателя, родителей, педагога, занимающегося по данной программе;

• принцип системности и последовательности опирается на представление о том, что формирование графомоторных навыков – это сложная функциональная система, компоненты которой находятся в постоянном взаимодействии. Процесс подготовки к письму предполагает воздействие на механизмы, необходимые для овладения письмом, создание условий для накопления двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости;

• принцип единства диагностики и педагогического процесса опирается на результаты обследования, определяющие пути работы с воспитанниками в виде перспективного плана развития;

• принцип сотрудничества воспитателя и родителя, родителя и ребёнка опирается на позицию родителя как равноправного участника педагогического процесса;

• принцип развития предполагает выделение в процессе педагогической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка; организация педагогического воздействия осуществляется с учётом ведущей деятельности ребёнка – игры.

Работа с родителями

В соответствии с принципом сотрудничества воспитателя и родителя, родителя и ребё нка провожу следующие формы работы с родителями: даю необходимые консультации, беседы, ценные указания. Всё это сопровождается наглядной демонстрацией, знакомством с практическими приемами, проведением мастер – классов на родительских собраниях. Данная работа создает надежную базу для закрепления проводимой работы дома. В конце года родители имеют возможность увидеть результаты занятий по программе «Мои волшебные пальчики» с детьми через отчётную фотовыставку из поделок, изготовленных руками детей.

Необходимо отметить, что в зависимости от поставленных задач и принципов обучения мною используются следующие методы обучения:

• словесный

• наглядный

практический.

Каждое занятие обязательно включает постановку задач и грамотное объяснение вводного материала. Однако основное время на занятии отводится именно практической работе, что является ключевым моментом при формировании навыка мелкой моторики.

Уровень заданий, а также распределение времени на занятии построены таким образом, что ни один ребенок не остается без активного внимания педагога : с каждым ребенком работаю индивидуально. Важно отметить, что при данной системе работы особое внимание уделяется хорошей освещённости помещения, а также знакомству детей с правилами безопасности при работе с мелкими предметами и деталями.

Занятия по разработанной мною программе «Мои волшебные пальчики» задают положительную тенденцию в развитии и закреплении навыка мелкой моторики (пальчики детей становятся более подвижными, дети узнают и играют в пальчиковые игры, выполняют различные узоры, выкладывают целые картины из бросового материала, счётных палочек, пуговиц). Важно отметить и появление качественной динамики при формировании взаимоотношений между детьми: они учатся помогать друг другу. Дети получают начальные (базовые) основы вышивания, пришивания пуговиц, закрепляется умение выполнять несложные поделки с помощью крючка и ниток. Это доставляет неподдельную радость дошколятам.

Практика показывает : дети, которые занимались по данной программе, легче осваивали технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период - важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются : точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе.

Прикреплённые файлы:

melkaja-motorika_t8v64.pptx | 4405,01 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаЦентр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развития мелкой моторики дошкольников расширяется, если.

Игра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаИгра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста У малышей третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Игры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаИгры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие мелкой моторики для детей 2 - 3 лет Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние развития общей моторики на активную речь детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 октября 2021 в 16:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД