Татьяна Ретина
Программа по развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебный мир общения» - развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ"
Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным.
Одной из важно составляющих для благоприятного условия жизни и воспитания ребенка с ОВЗ, комфортной атмосферы взаимоотношений, является - научить ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, развивать его коммуникативные навыки.
Публикация «Программа по развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Работа по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ осуществляется в процессе игровой деятельности, на занятиях, в повседневной жизни детей с ОВЗ.
Комплекс игр помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей.
Основные принципы развивающих игр, направленны на развитие коммуникативных навыков, повышение умственной активности ребенка.
Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие формы: дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, игры-хороводы, беседы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.
При планировании работы используются основные методы педагогики в обучении и воспитании детей : практические, наглядные, словесные. Использование художественного слова, беседы по сказкам и рассказам, проигрывание ситуаций, дают возможность детям речевого и эмоционального общения.
Применение данных приемов и методов носит интегрированный характер.
Актуальность.
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет
ему комфортно жить в обществе людей…»
Выготский Л. С.
Важным элементом деятельности человека является общение. С помощью общения человек способен обмениваться опытом, устанавливать контакт с другими людьми.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья процесс общения протекает сложнее, так как существуют языковые, слуховые, двигательные и другие барьеры для овладения социальным взаимодействием.
Отклонения в развитии приводит к нарушению связи ребёнка с социумом.
В настоящее время в мировом сообществе остро встала проблема социализации детей с ЗПР, ДЦП.
Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с другими людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут это делать полноценно.
Без помощи взрослых, педагогов, родителей детям трудно ориентироваться в современном мире. Поэтому одна из ведущих функций педагога –научить детей ориентироваться в сложном мире человеческих отношений.
Вопрос формирования навыков общения у детей дошкольного возраста был и остается в центре внимания психологов и педагогов (Л. С. Выготского, М. И. Лисиной, Г. А. Урунтаевой, З. М. Истомина, А. А. Леонтьева, А. М. Леушина, Е. И. Тихеева, Е. А. Фльорина и др.).
Проблемы формирования навыков общения у дошкольников с нарушением интеллекта со сверстниками определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором ставится задача реализации программы, призванной обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, в том числе, и в сфере социально-коммуникативного развития.
Чтобы процесс был интересным и доступным, оптимальным вариантом является игровая деятельность. Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Д. В. Хухлаева и др.).
Общие интересы, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений, развивают умения и навыки, стимулируют развитие, учат общаться детей друг с другом и окружающими их людьми.
Цель и задачи.
Цель
Оптимизация коммуникативных умений и навыков детей, создание условий для развития общения, посредством игровой деятельности.
Задачи:
1. Осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры.
2. Вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие их лучшему взаимопониманию в процессе общения.
3. Развивать у детей самоконтроль поведения, эмоциональную устойчивость в ходе общения.
4. Формировать потребность в общении, стремлении понимать окружающих.
Принципы построения работы по коммуникативным умениям и навыкам детей с ОВЗ.
-принцип научности
-принцип доступности, учета возрастных особенностей детей с ОВЗ;
-принцип системности и последовательности (постепенный переход от более близкого ребенка, личностно значимого, к менее близкому);
-принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения умения общаться ;
-принцип интегративности (реализация работы в сотрудничестве с семьей, учреждениями социума);
-принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера).
В тех случаях, когда работа по данной теме не может быть полностью освоена детьми с ОВЗ, для индивидуальной работы используются следующие принципы:
-принцип ориентации на возможности ребенка, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ;
-принцип дозированного объема изучаемого материала;
-принцип линейности и концентричности;
- принцип инвариантности;
Преемственность в работе воспитателя, логопеда, психолога, координированность проводимых мероприятий.
Содержание работы на сентябрь
- Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»
- Игра «Давай дружить.»
- Рассматривание иллюстраций к произведению К. Чуковского «Путаница».
- Знакомим детей друг с другом.
- Песенка «Разговоры»
- Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко»
- Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка»
- Игра «Собрались все дети в круг».
- Игра – приветствие «Здравствуйте»
- Рассматривание альбома «Семья»
- Беседа «Кого, как зовут?
- Игра «Здравствуйте, ребята!
- Беседа «Как я маме помогаю»
- Игровые действия с игрушкой «Поручения для мишки»
- Игровое упражнение «Медвежонок в гостях у детей»
- Игровая ситуация «Зайка в гости приходил, всех ребят развеселил»
- Игровая ситуация «Пожалей куклу Катю»
- Чтение стихотворения Е. Благининой «Аленушка».
Список литературы.
1. Л. Баряева, А. Зарин, Н. Соколова. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – КАРО; Санкт-Петербург, 2009.
2. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Младшая группа 3-4 года. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
3. Красильникова Л. В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
4. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях (Диагностика, планирование, конспекты занятий0. – 2-е изд., стереотип. /авт. -сост. С. В. Лесина. – Волгоград: Учитель,2008.
5. Литвинова О. Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Владение речью, как средством общения. Конспекты занятий. Ч. З. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2020.
6. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л. В. Коломийченко. – М. : ТЦ Сфера, 2017.