Получи документы

Программа по развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Татьяна Ретина
Программа по развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

«Волшебный мир общения» - развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ"

Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным.

Одной из важно составляющих для благоприятного условия жизни и воспитания ребенка с ОВЗ, комфортной атмосферы взаимоотношений, является - научить ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, развивать его коммуникативные навыки.

Публикация «Программа по развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ» размещена в разделах

Работа по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ осуществляется в процессе игровой деятельности, на занятиях, в повседневной жизни детей с ОВЗ.

Комплекс игр помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей.

Основные принципы развивающих игр, направленны на развитие коммуникативных навыков, повышение умственной активности ребенка.

Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие формы: дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, игры-хороводы, беседы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

При планировании работы используются основные методы педагогики в обучении и воспитании детей : практические, наглядные, словесные. Использование художественного слова, беседы по сказкам и рассказам, проигрывание ситуаций, дают возможность детям речевого и эмоционального общения.

Применение данных приемов и методов носит интегрированный характер.

Актуальность.

«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет

ему комфортно жить в обществе людей…»

Выготский Л. С.

Важным элементом деятельности человека является общение. С помощью общения человек способен обмениваться опытом, устанавливать контакт с другими людьми.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья процесс общения протекает сложнее, так как существуют языковые, слуховые, двигательные и другие барьеры для овладения социальным взаимодействием.

Отклонения в развитии приводит к нарушению связи ребёнка с социумом.

В настоящее время в мировом сообществе остро встала проблема социализации детей с ЗПР, ДЦП.

Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с другими людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут это делать полноценно.

Без помощи взрослых, педагогов, родителей детям трудно ориентироваться в современном мире. Поэтому одна из ведущих функций педагога –научить детей ориентироваться в сложном мире человеческих отношений.

Вопрос формирования навыков общения у детей дошкольного возраста был и остается в центре внимания психологов и педагогов (Л. С. Выготского, М. И. Лисиной, Г. А. Урунтаевой, З. М. Истомина, А. А. Леонтьева, А. М. Леушина, Е. И. Тихеева, Е. А. Фльорина и др.).

Проблемы формирования навыков общения у дошкольников с нарушением интеллекта со сверстниками определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором ставится задача реализации программы, призванной обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, в том числе, и в сфере социально-коммуникативного развития.

Чтобы процесс был интересным и доступным, оптимальным вариантом является игровая деятельность. Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Д. В. Хухлаева и др.).

Общие интересы, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений, развивают умения и навыки, стимулируют развитие, учат общаться детей друг с другом и окружающими их людьми.

Цель и задачи.

Цель

Оптимизация коммуникативных умений и навыков детей, создание условий для развития общения, посредством игровой деятельности.

Задачи:

1. Осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры.

2. Вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие их лучшему взаимопониманию в процессе общения.

3. Развивать у детей самоконтроль поведения, эмоциональную устойчивость в ходе общения.

4. Формировать потребность в общении, стремлении понимать окружающих.

Принципы построения работы по коммуникативным умениям и навыкам детей с ОВЗ.

-принцип научности

-принцип доступности, учета возрастных особенностей детей с ОВЗ;

-принцип системности и последовательности (постепенный переход от более близкого ребенка, личностно значимого, к менее близкому);

-принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения умения общаться ;

-принцип интегративности (реализация работы в сотрудничестве с семьей, учреждениями социума);

-принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера).

В тех случаях, когда работа по данной теме не может быть полностью освоена детьми с ОВЗ, для индивидуальной работы используются следующие принципы:

-принцип ориентации на возможности ребенка, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ;

-принцип дозированного объема изучаемого материала;

-принцип линейности и концентричности;

- принцип инвариантности;

Преемственность в работе воспитателя, логопеда, психолога, координированность проводимых мероприятий.

Содержание работы на сентябрь

- Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

- Игра «Давай дружить.»

- Рассматривание иллюстраций к произведению К. Чуковского «Путаница».

- Знакомим детей друг с другом.

- Песенка «Разговоры»

- Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко»

- Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка»

- Игра «Собрались все дети в круг».

- Игра – приветствие «Здравствуйте»

- Рассматривание альбома «Семья»

- Беседа «Кого, как зовут?

- Игра «Здравствуйте, ребята!

- Беседа «Как я маме помогаю»

- Игровые действия с игрушкой «Поручения для мишки»

- Игровое упражнение «Медвежонок в гостях у детей»

- Игровая ситуация «Зайка в гости приходил, всех ребят развеселил»

- Игровая ситуация «Пожалей куклу Катю»

- Чтение стихотворения Е. Благининой «Аленушка».

Список литературы.

1. Л. Баряева, А. Зарин, Н. Соколова. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – КАРО; Санкт-Петербург, 2009.

2. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Младшая группа 3-4 года. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.

3. Красильникова Л. В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

4. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях (Диагностика, планирование, конспекты занятий0. – 2-е изд., стереотип. /авт. -сост. С. В. Лесина. – Волгоград: Учитель,2008.

5. Литвинова О. Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Владение речью, как средством общения. Конспекты занятий. Ч. З. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2020.

6. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л. В. Коломийченко. – М. : ТЦ Сфера, 2017.

Публикации по теме:

«У матрёшки — новоселье». Интегрированная НОД по развитию коммуникативных навыков во второй младшей группе Интеграция ОО: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков «Праздник елки»Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков «Праздник елки» 1. Ритуал приветствия "Давайте поздороваемся!" Дети передвигаются по группе. По сигналу воспитателя каждый ребенок должен успеть поздороваться.

Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство»Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство» Конспект проведенного занятия педагога-психолога развитию социально - коммуникативных навыков у детей младшей группы 3-4 лет на тему «Знакомство».

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшей группы «Золотая осень» 1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»Воспитатель поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые.

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ «Транспорт. Предлоги У — В» смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Конспект.

Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5–9 классов Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5-9 классов[/b] Цель: содействие в социализации, расширении коммуникативной.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ
Опубликовано: 18 сентября 2021 в 23:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ретина (УИ 2388218) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД