Екатерина Калинчук
«Волшебный песок». Конспект занятия-прогулки с элементами песочной игротерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
- развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством песочной игротерапии.
Чтобы достичь данной цели мы ставим задачи:
1. Снижение психофизического напряжения
2. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности;
3. Развитие воображения;
4. Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;
5. Использование расслабляющих упражнений с использованием музыкотерапии.
Структура занятия :
1. Ритуал приветствия.
2. Основная часть.
Публикация «„Волшебный песок“, Конспект занятия-прогулки с элементами песочной игротерапии» размещена в разделах
- Игры с песком
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
3. Ритуал прощания с песочницей
4. Заключительная рефлексия.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Приветствие без слов»
Давайте вспомним, как можно поздороваться без помощи слов? (ответы детей).
Звучит подвижная музыка. Дети двигаются по комнате. Как только музыка заканчивается, нужно найти пару и поздороваться различными способами (пожать руку, похлопать по плечу, обняться, кивнуть друг другу головой и т. д.). Игра повторяется 4-5 раз.
2. Основная часть
Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает Песочная фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться.
А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ней?
Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова. Может быть, кто то из вас знает волшебные слова из сказок?
Я сейчас скажу вам заклинание, а вы постарайтесь его запомнить:
«Песочная фея нам помоги,
В страну волшебную перенеси,
В ладоши мы хлопнем
Раз, два и три,
Сердце свое для добра распахни!»
Повернулись вокруг себя и закрыли глазки.
Музыкальное сопровождение: Чайковский П. И. Балет «Щелкунчик» «Танец феи Драже».
Вот мы и очутились в сказочной стране.
Психолог берет куклу - Песочную фею и говорит :
Давайте я спрошу у феи, почему она такая грустная? Психолог делает вид, будто фея говорит ему что-то на ухо, при этом меняет свое выражение лица: удивленное, озадаченное…
Фея рассказала мне, что во Вселенной была песочная страна с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами.
Жители этой страны были очень счастливы, потому-то им никто ничего не запрещал. Они могли, есть конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами и цветами, дружить с гномами, петь и танцевать.
Но однажды злой волшебник уничтожил все в песочной стране. И стала песочная страна темной и безжизненной.
Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь фее вернуть красоту в ее страну? Спасибо, что вы согласились помочь фее. Нам в пути помогут: верность, доброта, смелость и дружба.
А вот и песочная страна, где живут друзья песочной феи. В песочной стране действуют свои правила, и если вы хотите помочь жителям этой страны, то должны их выполнять:
1. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
3. После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.
4. После игры в песке надо помыть руки.
Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но этот песок не простой. Он волшебный. Он может чувствовать прикосновения. Слышать. Говорить.
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Дети различными способами дотрагиваются до песка.
Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?
-Шершавый или гладкий?
-Сухой или мокрый?
-Мягкий или твёрдый?
-Песок шершавый, сухой, мягкий.
Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!».
Послушайте. Он с вами здоровается. Вы все слышите? Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом.
А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.
Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
Вы слышите, как он смеется?
Давайте его погладим между ладонями.
Возьмите за руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем за руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. Песочек, мы тебе поможем!
Игра "Песочный дождик"
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
В песочном городе может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.
(Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой – либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.)
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Злой волшебник заточил всех песочных жителей в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. Мы как маленькие должны помочь выйти им оттуда. Но наших маленьких друзей охраняют слуги волшебника. Чтобы они нас не увидели, нам нужно спрятаться и сказать заклинание. Давайте с вами отвернемся, возьмем друг друга за руки, крепко закроем глаза и произнесем заклинание. «Раз. Два, три, нам песочек помоги!» Когда дети отворачиваются, психолог прячет в песке мелкие игрушки.
(Психолог предлагает детям взять кисточки. Я вам предлагаю аккуратно кисточкой раскопать песочек во всех уголочках Песочной страны и вызволить наших друзей из темницы)
Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в песке игрушки.
Я горжусь вами! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у них глазки, они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в ответ.
Упражнение «Дождик»
Но нам нужно оживить песок. А что нужно всему живому (растениям, птицам, животным, людям) для жизни? Конечно, вода.
Нам нужны будут помощники, так как мы одни не справимся. Давайте позовем дождик, который поможет нам все оживить, ведь у дождика все капли – волшебные.
(Каждому ребенку выдается пульверизатор, с помощью которого они опрыскивают песок.)
Посмотрите, сколько волшебных капель нам приготовил дождик. Берите их и начинайте поливать песок :
«Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей. Для лесов, для полей
И для маленьких детей.
И для мам и для пап. Кап – кап! Кап – кап!»
Вы чудо помощники! Песок вам очень благодарен. Но ведь злого волшебника, который заколдовал песочную страну мы так и не прогнали и не победили!
Упражнение «Победитель злости»
Музыкальное сопровождение: Э. Григ «В пещере горного короля». (Метод игротерапии : снятие негативных эмоций и физической агрессии)
Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого волшебника. А какой он, волшебник? (злой, не любит детей, не хороший). (Дети по примеру взрослого делают из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот)
Это «шар-злюка». Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого волшебника, не забывая про волшебные слова : «Прогоняем злость, приглашаем радость». (Дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар).
Теперь медленно выровните поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника?
Я вас поздравляю, мы справились с заданием. Мы победили злость!
Упражнение "Необыкновенные следы"
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
Посмотрите, волшебная страна ожила, в ней снова появились разные обитатели.
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
Теперь нужно, чтобы страна стала такой же радостной и счастливой, какой и была раньше (звучит фонограмма песни Н. Королевой «Маленькая страна»).
Посмотрите, что мы с вами расколдовали еще. Психолог из-за ширмы выносит коробочки с растениями (деревьями, цветами); различными зданиями, постройками; животными. Дети расставляют предметы на песке.
Песочная страна ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники!
3. Ритуал прощания с песочницей.
Но пришла пора прощаться с песочной страной. Положи ладошки на песок, закрой глаза, почувствуй какой он. Открой глаза
- дотронься до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно:
- дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
4. Рефлексия
Вопросы для рефлексии:
— Что вам запомнилось?
— Чему научило сегодняшнее занятие?
— Что возьмете с собой после занятия?
— Что самое главное жители этой страны могли бы сказать жителям других стран и миров?
Автор: Калинчук Е. А., педагог - психолог
детского сада № 48 ОАО «РЖД» г. Рязань.