Инна Бондарева
Воспитание дошкольников в духе патриотизма (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине,
её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Меняются времена, эпохи, люди.
Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня, в современных условиях введения ФГОС. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Публикация «Воспитание дошкольников в духе патриотизма (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Работая с детьми по проблеме нравственно — патриотического воспитания я сделала вывод о том, что у детей недостаточный уровень знании в этом направлении.
Я поставила перед собой следующие задачи:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаю через все виды детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как это воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Работу по патриотическому воспитанию осуществляю по следующим разделам, с целью выполнения поставленных задач.
• Семья;
• Детский сад;
• Родная улица;
• Родной город;
Формы и методы патриотического воспитания :
Речевое и познавательное развитие
1. ООД
• «Моя семья. Профессии моих родителей»;
• Знакомство с гербом, гимном города;
• Борисоглебск – в творчестве поэтов и художников»;
• Показ презентации «Современный Борисоглебск»;
• Беседы «Наш детский сад», «Мой город родной».
Музыкальное развитие
• Прослушивание песен о семье, родном городе.
• Музыкальные игры: «Во поле берёза стояла», «Карусель»
2. Рассказы из личного опыта :
• «Места нашего города, где я люблю бывать»;
• «Дом, в котором я живу»;
3. Чтение и заучивание пословиц, поговорок, народных примет,
отгадывание загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.
Игровая деятельность
1. Дидактические и настольные игры:
• Найди животных нашего края;
• «Знакомство с улицами города»;
• «Мы ищем наш город на карте»;
• «Узнай, что растёт в нашем крае».
2. Сюжетно – ролевые игры:
• Моя семья;
• Экскурсия по городу на автомобиле;
• «Детский сад».
Изобразительная и конструктивная деятельность.
Рисование, аппликация:
• «Нарисуй герб семьи»;
• «Дома нашего города»;
• Изготовление праздничных открыток и подарков ко Дню Матери, 23 февраля, 8 Марта, к благотворительной акции «Пасхальная открытка»;
Конструктивная деятельность:
• «Построим улицу нашего города»;
Наблюдения – одно из проявлений патриотизма – любовь к природе.
Работа с родителями. Очень приятно, что нашими единомышленниками стали родители наших воспитанников, ведь вся воспитательно-образовательная работа происходит в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких примерах, доступных примерах жизни своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды, не только родители, но и всё общество и вся страна.
Использовали следующие формы работы :
Открытые мероприятия с приглашением родителей:
«День матери»;
«День защитников Отечества»;
«8 Марта»
Мир ребёнка начинается с его семьи. В детях воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о родственных связях, именах близких родственников, об их занятиях, семейных историях и традициях.
Совместный досуг (родители и дети) - целевые прогулки. Мы им предложили погулять вместе с детьми по городу. Цель прогулки - закрепить те знания, которые дети получили в детском саду и с целью получения новых. Во время прогулок дети узнали много интересного о городе Борисоглебске. А именно, они знают, где находится парк, музей, картинная галерея, библиотеки, школа искусств, и т. д. Научились видеть изменения, происходящие вокруг, видели, как люди заботятся о городе – чистые улицы, убираются от снега, мусора.
Творческое задание – совместное творчество родителей и детей. Эти задания вызвали наибольший интерес у родителей. Им предложили нарисовать: «Дом в котором я живу». Найти и принести фотографии «Места нашего города, где мы любим, бывать вместе».
Реализовали совместный проект «Там, где Борисоглебск и я, там Родина моя».
Были даны устные рекомендации. Родителям было рекомендовано рассказать детям о том, в каком доме они живут, как давно, закрепить домашний адрес, почему у улицы, на которой расположен дом, такое название.
Консультации: «Роль семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста», «Нравственное воспитание детей».
Наглядные виды работы : информационные стенды, папки-передвижки.
Постепенно ребёнок понимает, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Надо постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках, чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.
Литература
1. Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста. /
Сост. : Акинина Т. М., Степанова Г. В. М. :УЦ “Перспектива”,2012.
2. Нравственно-духовное воспитание в детском саду. /Под ред. Буре Р. С. М. ,2010.
3. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. Нечаевой В. Г., Марковой П. А. - М., 2010.
4. Рубинштейн С. Я. О воспитании привычек у детей. М. ,2009.
5. Сухомлинский В. А. О воспитании. М. - 2011.