Татьяна Ингачева
Воспитание духовно-нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагогами всегда. Доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм.
По указу Президента РФ В. В. Путина в 2022 году была разработана и с 1 сентября 2023 года вступила в силу новая Федеральная образовательная программа.
Публикация «Воспитание духовно-нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности» размещена в разделах
Целью Федеральной образовательной программы (ФОП) является всестороннее развитие и воспитание ребёнка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Таким образом, нравственно–патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев в системе воспитательной работы дошкольников.
С задачами нашей работы Вы можете познакомиться на слайде. Основная цель на данном возрастном этапе работы – это приобщение детей к общечеловеческим ценностям (любовь, дружба, гуманность, сочувствие, сопереживание, сострадание). И в последующем воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
(В старшем дошкольном возрасте реализуются следующие задачи нравственной направленности:
* Сформировать в детях способность сопереживать.
* Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей.
* Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине.
* Усвоение знаний о культуре и истории родной страны.
* Формирование сопричастности к народным и религиозным традициям.)
ФОП выделяет такие виды детской деятельности как :
*игровая деятельность;
*общение со взрослым и сверстниками;
*речевая деятельность;
*познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;
*изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка;
*двигательная деятельность;
*элементарная трудовая деятельность;
*музыкальная деятельность.
Работа в данном направлении должна начинаться с младшего дошкольного возраста, осуществляться ежесекундно, во всех режимных моментах, начиная от игры и различных бытовых моментов, заканчивая праздниками и развлечениями. Воспитание нравственности происходит во всех режимных моментах
Неотъемлемой частью нашей работы является чтение художественной литературы. В ФОП появился рекомендуемый список художественной литературы и мультфильмов, которые включают в себя множество «старых, добрых» советских произведений, учащих детей нравственности и доброте.
Мы читаем детям небольшие рассказы Драгунского Виктора Юзефовича, Зощенко Михаила Михайловича, Осеевой Валентины Александровны, Николая Николаевича Носова, Евгения Андреевича Пермяка. Есть замечательная Хрестоматия «Детский мир» К. Д. Ушинского, где представлены прекрасные подборки рассказов для детей дошкольного возраста для обсуждения нравственных поступков героев.
Так же к чтению и обсуждению прочитанного мы активно приавлекаем родителей, даем рекомендации для домашнего чтения с детьми.
Большую пользу приносит сотрудничество с библиотеками. Посещая библиотеку имени В. Г. Белинского дети узнал больше об истории родного города. Целая встреча была посвящена этой тематике.
Так же детям рассказали о работе библиотеки, что такое «Абонемент», показали «Хранилище книг». И дали много свободного времени, когда дети могли посмотреть любые книги и журнала, пообщаться между собой и даже немного поиграть.
Большая работа ведется и по установлению дружеских взаимоотношений между воспитанниками, понимания дружбы, милосердия, состродания. День ребёнка в детском саду наполнен различными делами и событиями. При наблюдении за детьми во время общения было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид. В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. в работе мы использовали такие материалы как:
1. Беседа: «Умейте дружбой дорожить».
3. Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»,
В. Катаев «Цветик - семицветик», Л. Воронкова «Что сказала бы мама?», русская народная сказка «Лиса и журавль»,
Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» (главы из книги).
4. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
5. Дидактические игры: «Добрые и вежливые слова», «Передай своё настроение», «Угадай настроение», «Скажи, кто твой друг?» (узнать друга по описанию, «Да - нет», «Дорисуй рисунок».
6. Пословицы и поговорки о дружбе.
7. Заучивание стихотворений о дружбе.
8. Пальчиковые игры: «В гости к пальчику большому», «Апельсин», «Сороконожки», «Дружные пальчики», «Дружат в нашей группе».
9. Подвижные игры: «Котята и щенята», «Найди себе пару», «Лавата», «Подтолкни шарик», «Теремок».
10. Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «В кафе», «Детский сад».
12. Мирилки – которые помогают детям помириться.
13. Консультации для родителей: «Дружба крепкая», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».
У нас в группе появилась хорошая традиция не просто петь «Каравай» именинникам, но и говорить ему добрые слова и поздравления. На слайде как раз представлены фотографии, на которых дети поздравляют и говорят хорошие слова. И так же давольно часто у нас проходят совместные чаепития.
Особое место в нравственном воспитании ребенка занимает труд. В труде формируются ценные качества личности: ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств : сопереживанию, сочувствию.
Роль мини-музея в духовно-нравственном воспитании : достаточно велика, он помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры; - способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности; - позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Мы в своей группе так же создали небольшой мини – музей, в котором представлены изделия народного промысла. Все экспонаты нашего музея находятся в свободном доступе и дети включают в свои игры предметы из музея.
Лэпбук на липучках «Русская изба» с целью ознакомления воспитанников с традициями и обычаями русского народа и способствует формированию у воспитанников представлений об облике русской деревни, помогают обобщать и систематизировать знания о предметах старинного быта, о русском устном и музыкальном фольклоре.
Ну и конечно же мы с детьми рассматриваем элементы декоративной росписи и даже пробуем ее рисовать.
Так же мы знакомимся и участвуем в народных праздниках и гуляниях, «Масленница», «Рождественские колядки». Значения народных праздников заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулирует оптимистическое настроение. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Так же мы знакомимся и пробуем играть на народных музыкальных инструментах и разучиваем народные танцы.
Познавать и изучать наш родной город помогают нам многофункциональные пособия, которые сделали мы сами.
Это лэпбук «Мой Нижний Новгород»(краткое описание) и занимательный куб, который так же называется «Нижний Новгород»(краткое описание полей куба).
Так как одна из приоритетных задач ФОП это приобщать детей к базовым ценностям российского народа, мы дополнили центр «Патриотического воспитания» книгами и наглядным материалом о заповедниках нашей области, о животных родного края. Так же о местных достопримечательностях. Появились альбомы с памятными и историческими местами Нижнего Новгорода, сделанные родителями.
Конечно же праздник - это большое событие, объединяющее людей в радости. Накопление исторического опыта выражалось в традициях, которые в форме народных праздников из года в год создавали возможность для сохранения этих традиций и трансляции для подрастающего поколения. И это полноценный педагогический ресурс, являющийся средством нравственного воспитания. Праздники помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их. Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы. Они дают возможность в процессе их подготовки объединить весь коллектив детского сада (детей и взрослых, а также родителей воспитанников ДОУ.
Заключение: нормы, заложенные в детстве, сохраняются на всю оставшуюся жизнь. Воспитание нравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода.
Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все многообразие знаний и навыков, формирующееся мировоззрение, различные формы индивидуальной и социальной активности, если все это пронизано духовно-нравственным воспитанием.