Любовь Виноградова
Воспитание положительной мотивации к сенсорной деятельности у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
2024 г.
Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке.
Публикация «Воспитание положительной мотивации к сенсорной деятельности у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Главной целью формирования ребенка считается развитие интеллекта и познавательное развитие, а основой всех познавательных процессов – восприятие. Начало интеллектуального развития по Монтессори, предполагает собирание, различение, классификацию чувственных впечатлений. Разработанный сенсорный материал и многочисленные упражнения позволяют ребенку строить свой интеллект через различение и классификацию чувственных признаков предметов. Это не игрушки для свободной игры, а именно дидактический материал для серьезных учебных упражнений.
В сенсорном материале представлены самые разные воспринимаемые качества вещей : форма, цвет, размер, температура, вес, гладкость или шероховатость поверхности, запахи, звуки и пр.
Как заинтересовать малыша? Какой должна быть положительная мотивация, направленная на результат. Начинать необходимо с развития эмоционально положительного отношения ко всему новому. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы. Ребенок воспринимает и изучает окружающий мир не разумом, а органами чувств, поэтому для его эффективного развития необходимо максимальное воздействие на чувственную, эмоциональную сферу. «Увлекая малышей, увлекайтесь сами!» - вот лозунг, подходящий для знакомства с любой новой деятельностью. Азарт, заинтересованность, увлеченность взрослого передаются детям. Если малыш будет ощущать, что воспитатель играет с интересом, что, например, процесс постройки из кубиков притягивает и захватывает самого взрослого, то и он проникнется радостным ощущением от результата.
Заинтересовать ребенка и включить его в процесс различных игр и занятий по сенсорному развитию поможет небольшой рассказ или короткая сказка. Кто из детей не любит веселых сказок! Вот воспитатель рассказывает сказку, разыгрывает ее с помощью конструктора и мелких сюжетных игрушек, и у малышей загораются глаза - он увлекается и начинает старательно помогать героям сказки - пытается самостоятельно строить дорожки, дома, кроватки. Возможно, карапуза заинтересует сюжет про курочку, у которой голодные цыплята и для того, чтобы их накормить нужно из кастрюльки выбрать на тарелочку только горох, налить воды в миску с помощью ложки. Такая проблемная ситуация заставляет задуматься, вызывает сочувствие и желание помочь, поддерживает у малышей интерес к новой для него деятельности.
Заинтересовать детей и поддержать его активность помогут и детские стихи и песенки. В них есть незамысловатый сюжет, повторяемость, особый ритм, перебор и детализация впечатлений. Многие из них можно обыграть с помощью конструктора.
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой.
Везет, везет кораблик
Подарки нам с тобой!
Читает стихи педагог и на глазах у ребят из двух кирпичиков строит лодку или кораблик.
У нас машины разные, би-би-би!
И желтые, и красные, би-би-би!
Машины за машинами, би-би-би!
Шуршат своими шинами, би-би-би! -
Рассказывает взрослый, предлагая ребенку построить желтую и красную машины.
Сюрпризный момент - беспроигрышный прием вовлечения детей в игру. Обычная обувная коробка, обкленная подарочной бумагой, с несколькими игрушками и кубиками для строительства дома для мышки становится вдруг волшебной, сказочной, а от этого притягательно манящей. Поставьте перед детьми коробку, вынимайте из нее предметы по одному, ощупывайте, называйте, рассматривайте их, выкладывая на ковер или на стол.
В другой раз начните игру с «Чудесного мешочка» - это не меньше заинтригует малышей. Отличным сюрпризным моментом может послужить-музыка.
Для того чтобы заинтересовать ребенка игрой, взрослому необходимо обосновать и продемонстрировать игровой сюжет. Можно воспользоваться голубой лентой, вырезанным из бумаги кругом или овалом - это наглядно продемонстрирует речку или лужу. Рассматривание иллюстраций - также является мотивацией к деятельности.
Во время игры старайтесь вызвать у ребенка желание проговаривать, подпевать вам: например, «Би-би-би!», «Иди, Миша! Иди!» - этот прием активизирует мышление, речь детей, желание действовать и поддерживает интерес к деятельности на более продолжительное время.
Спустя некоторое время, если дети усвоили программный материал, необходимо для поддержания интереса к деятельности усложнить любую игру, либо заменить сенсорный материал (кирпичики на кубики, горошек на фасоль, воду можно подкрасить, используя соли для ванн и т. д.) и, конечно, же использовать для мотивации как можно больше разнообразных сюжетов, всевозможных игрушек для обыгрывания.
Система игр и занятий по сенсорному развитию предполагает постепенное обучение детей : каждый последующий шаг опирается на предыдущий. Поэтому не торопитесь усложнять игры, если ребенок не усвоил более простых умений. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, тренировать координацию руки и глаза необходимо столько времени, сколько на это потребуется в каждом индивидуальном случае, особенно для детей с задержкой в развитии. Дети раннего возраста приобретают навыки любой деятельности, в том числе и сенсорные при многократном повторении.