Ирина Зубко
Воспитание потребности к элементарным нормам и правилам здорового образа жизни детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2 Актуальность
На сегодняшний день в соответствии с Федеральным Государственным стандартом направление «Физическое развитие», занимает ведущее место в воспитательно – образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, 21 век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На 1,5% - возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Публикация «Воспитание потребности к элементарным нормам и правилам здорового образа жизни детей дошкольного возраста» размещена в разделах
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду.
Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Слайд 3 Нормативно - правовое обеспечение условий для развития здорового ребенка
В Конституции Российской Федерации говорится о том, что каждый На сегодняшний день в соответствии с Федеральным Государственным стандартом направление «Физическое развитие», занимает ведущее место в воспитательно – образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, 21 век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На 1,5% - возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду.
Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Слайд 4 Президент РФ В. В. Путин
Президент РФ личным примером пропагандирует Здоровый образ жизни и неоднократно в своих выступлениях говорил о необходимости формирования здорового образа жизни молодого поколения и сохранения здоровья детей.
На одном из заседаний Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей Владимир Владимирович сказал: - «От сохранения здоровья детей зависит будущее нации нашего государства»
Слайд 5. Понятие ЗОЖ. Цель оздоровительной работы в ДО
А что же такое Здоровый образ жизни?
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Слайд 6. Цель оздоровительной работы в дошкольном образовании
Применительно к ребенку:
• Разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка;
• Обеспечение его полноценного здоровья,
• Формирование убеждений и привычек к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний;
• Развитие разнообразных двигательных и физических качеств;
• Укрепление психического здоровья и обеспечение их психологической безопасности.
Применительно к взрослым:
• Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей Дошкольного образовательного учреждения;
• Валеологическое просвещение родителей.
Слайд 7. Задачи работы по формированию Здорового образа жизни дошкольников
Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:
• формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
• воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
• помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
• развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
• вырабатывать навыки правильной осанки;
• обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
• развивать художественный интерес
Слайд 8. Основные правила Здорового образа жизни
Здоровый образ жизни имеет 7 основных «китов», на которых он держится:
• правильное, сбалансированное питание
• физическая активность
• гигиенический уход
• соблюдение режима дня
• укрепление иммунитета
• эмоциональный настрой
• отсутствие вредных привычек
Слайд 9 Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Эти задачи решаются в ДОУ путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ состоит из:
• Созданий условий
• Физических упражнений
• Режима дня
• Питания
• Закаливающихе процедуры
• Активный отдых
• ППРС
• Занятия по валеологии
• Чтение художественной литературы
• Работа с родителями
• Нетрадиционные формы оздоровления
Слайд 10 Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий:
- соблюдение правил санитарии и гигиены;
- организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей);
- поддержание температуры воздуха в группе 19 -22 С).
Слайд 11 Физические упражнения: Физические упражнения – это движения, двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности, отобранные в качестве средств для решения задач физического воспитания:
- утренняя гимнастика;
- физкультура;
- подвижные игры;
- гимнастика после сна;
- спортивные игры.
Слайд 12 Выполнение режима дня.
Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма во сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. В образовательной организации для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.
Организация рационального питания.
Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в воспитательно-образовательном процессе. Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия предотвращения различных недугов. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест.
Слайд 13 Закаливающие процедуры
Закаливание — это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Закаливание организма ребенка способствуют повышению работоспособности детского организма и снижению заболеваемости.
В дошкольных учреждениях при закаливании соблюдается ряд принципов.
1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя.
Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать.
2. Последовательность применения закаливающих процедур.
К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускают детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах — раньше, чем с ними не проведены обливания.
3. Систематичность.
Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые были уже выработаны в процессе закаливания, и тем самым чувствительность организма к внешнему раздражителю снова повышается.
4. Комплексность.
Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они в повседневной жизни ребенка не сочетаются с мероприятиями, направленными на укрепление его организма, и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой.
Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. 5. Учет индивидуальных особенностей ребенка.
Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы:
1) здоровые, ранее закаливаемые;
2) здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, и дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья;
3) с хроническими заболеваниями и вернувшиеся в дошкольное учреждение после длительных заболеваний.
По мере закаливания, но не раньше чем через 2 месяца, воспитанников переводят из одной группы в другую. Основанием для перевода должны быть следующие показатели: отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция ребенка на процедуру, отсутствие отрицательных внешних признаков на холодовый раздражитель (выраженная одышка, резкое учащение сердцебиения, появление «гусиной кожи»).
6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.
Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию на организм. Важно продумать и организовать проведение процедур так, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.
Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение детей, а в дальнейшем улучшение их физического развития и здоровья будут свидетельствовать о положительном действии закаливающих процедур.
В детском саду проводятся следующие закаливающие мероприятия:
- оздоровительные прогулки, ежедневно
- умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук
- полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)
- воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре
- ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой
Слайд 14 Активный отдых
Активный отдых — это важная сфера жизнедеятельности человека, способствующая восстановлению физических, психических и эмоциональных сил. Он рассматривается как средство получения удовольствия от слаженной работы мышц, физических нагрузок и положительных эмоций.
К формам активного отдыха дошкольников относятся физкультурные праздники, физкультурные досуги, дни здоровья, каникулы и туристические прогулки.
Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добиться хорошего здоровья и физического развития детей; обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными навыками и элементарными знаниями о физической культуре; создать условия для разностороннего развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Слайд 15. Организация предметно-пространственной развивающей среды.
Важным направлением в формировании у детей основ Здорового образа жизни является правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда, которая должна быть: разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной (требования ФГОС ДО).
В группах и на игровых участках, в спортивном зале можно оформить Спортивный уголок
Главная цель физкультурного уголка удовлетворение потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.
Уголок здоровья будет востребован в каждой группе, основными компонентами уголка являются:
• Полезная информация для родителей, состоящая из разнообразных памяток, консультаций по медицине, здоровью детей, питанию
• Интересная информация для дошкольников - это (алгоритмы мытья рук, одевания, полоскания рта и т. д. ,
• Организация и устройство тематических выставок рисунков детей, разнообразные конкурсы детских работ, посвященные здоровому образу жизни, размещение детской художественной литературы, раскрасок по данной теме.
Уголок настроений и психолого - эмоциональной разгрузки
Психологические уголки нужны для эмоционального развития и укрепления психологического благополучия детей. В основе уголков настроения визуализация. Другими словами, здесь делается видимым то, что невидимо. Основная цель такого уголка - преодоление эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста.
Так же целесообразно использовать физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы. Различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, бильбоке, серсо, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики и многое другое
Также важно наличие в группах дидактических, настольных игр, различных альбомов;
- таблиц, моделей на валеологическую тему.
Слайд 16 Занятия по валеологии. Чтение художественной литературы.
Валеология - наука о здоровье. Применительно к дошкольным учреждениям, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Основная цель валеологического воспитания - создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника; профилактика заболеваний.
Основные задачи обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности это:
• создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения;
• научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно - неопасно»;
• научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным.
(Чтение художественной литературы)
Одним из средств формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни у дошкольников является чтение художественной литературы
Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают незаменимым средством в процессе воспитания культуры здоровья и становление основ здорового образа жизни дошкольников: она близка житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребёнок. В произведении воссоздаётся конкретная образная ситуация, она сближает её с детским мышлением, которое тоже носит конкретный наглядно-образный характер; художественное слово вызывает у ребёнка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чём рассказывает произведение. Ребёнок переживает за героев, оценивает их поступки и действия. Он как бы присваивает их опыт, делая его своим. В свою очередь этот опыт начинает влиять на поступки и действия ребёнка.
Слайд 17. Нетрадиционные формы оздоровления
Педагогический процесс современного детского сада немыслим без использования новых нетрадиционных форм оздоровления дошкольников. Их внедрение не ставит целью достижения детьми высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, осознанному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, привить любовь к физической культуре и спорту. Существует немалое количество натрадиционных форм оздоровления, я перечислю некоторые из них, которые часто используются в дошкольном образовании:
• Точечный массаж
• Пальчиковая гимнастика
• Гимнастика для глаз
• Дыхательная гимнастика
• Корригирующая гимнастика
• Массаж и самомассаж
• Игровой стретчинг-растяжка
• Су-Джок терапия
• Музыкатерапия
• Ритмопластика
• Ароматерапия
• Сказкатерапия
• Цветотерапия
• Звуковая гимнастика
• Кинезиологическая гимнастика
• Улыбкатерапия и др.
Слайд 18. Работа с родителями
Деятельность педагога, направленная на укрепление здоровья детей, будет иметь малый успех, если она ведется в аспекте воспитатель — дети. Без активного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное развитие ребенка. В этой работе необходимы звенья : воспитатель — родители, родители — дети. Поэтому работу по формированию здорового образа жизни ДОУ проводит вместе с родителями.
Идея скоординировать усилия взрослых на активизацию субъекта воспитания давняя, но реализуется она трудно, так как нелегко привлечь родителей к проблемам детского сада.
Принципы взаимодействия с семьёй:
1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия. Понимать и доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
2. Принцип «Активного слушателя» - это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства.
3. Принцип согласованности действий. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой.
4. Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.
5. Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у дошкольников здорового образа жизни.
6. Принцип безусловного принятия. Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный и т. д., а просто так, за то, что он есть!
Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные, досуговые. Наиболее распространенные из них это:
• Анкетирование
• Беседы, консультации, круглые столы
• Родительские собрания
• Участие родителей в спортивных досугах и развлечениях
• Привлечение к участию в конкурсах ДОУ
Слайд 19. ГТО
Говоря о Здоровом образе жизни нельзя не вспомнить о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) — это нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта.
Его цель – привлечь как можно больше людей, особенно детей, к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Нормы (нормативы) ГТО — это установленные для разных возрастов показатели уровня физической подготовки человека. Нормы ГТО ежегодно обновляются.
Соревнования ГТО «Готов к труду и обороне» делятся на несколько ступеней – в зависимости от возраста участников и возможности выполнять упражнения различной сложности. Они значительно отличаются между собой – ведь разные категории людей способны на определенные уровни физической нагрузки. Всего выделяется 5 ступеней для детей школьного и дошкольного возраста и еще 6 уровней для взрослых (отдельно для мужчин и женщин).
Что дает сдача норм ГТО?
Здоровье, крепкая, гармонично развитая фигура, гибкость, сила и ловкость – это наиболее очевидные преимущества от систематических занятий спортом. Значок ГТО не только подтверждает уровень физического развития ребенка, но и является предметом гордости и успешности.
Что такое знак отличия комплекса ГТО?
По аналогии с медалями в большом спорте это награда, вручаемая участникам за успешное выполнение нормативов определенных возрастных ступеней комплекса ГТО.
Знаки отличия бывают бронзового, серебряного и золотого достоинств в каждой возрастной ступени.
Слайд 20. ГТО 6-8 лет
Зачем нужен комплекс ГТО в дошкольном возрасте?
«Движение – это жизнь!» А дошкольный период – яркое тому подтверждение. Физическое развитие ребенка – это, прежде всего двигательные навыки.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью.
Современные дети далеко не все обладают отменным физическим и психическим развитием, у них не достаточно сформированы потребности в занятиях физической культурой. Уже в дошкольном возрасте дети имеют зависимость от электронных игр, а родители зачастую не являются приверженцами здорового образа жизни.
Задача образовательной организации не просто сформировать будущего здорового физически и психологически человека, а быть частью системы этого развития. Комплекс ГТО вполне может справиться с этой задачей, мотивируя родителей и общество предпочесть занятия физической культурой и спортом компьютеру и телевизору.
Кроме того, подготовка и участие в сдаче норм ГТО позволит не только создать условия для укрепления, воспитания волевых качеств, развития стремления к победе и уверенности в своих силах, но и приблизить дошкольников к положительным результатам сдачи норм ГТО в дальнейшем.
Слайд 21. Итог
Уважаемые коллеги, закончить своё выступление я бы хотела словами великого советского педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского - «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»