МААМ-картинки

Воспитание у детей бережного отношения к природе

Надежда Шуряева
Воспитание у детей бережного отношения к природе
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

подготовила Шуряева Надежда Валерьевна

2 слайд «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детско-го разума»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Воспитание у детей бережного отношения к природе» размещена в разделах

Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» — это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей нераз-рывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богат-ство своей страны.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания основано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками.

3 слайд Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью до-школьной педагогики. Экологическое образование дошкольников — непре-рывный процесс образования, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей сре-ды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ори-ентаций.

4 слайд С 1 января 2014 г. вступил в силу ФГОС дошкольного образова-ния, в котором появляется образовательная область «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познава-тельной мотивации; формирование познавательных действий, становление со-знания; развитие воображения и творческой активности; формирование первич-ных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свой-ствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, мате-риале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об оте-чественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенности её природы, многообразии стран и народов мира.

5 слайд Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - цен-ное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологи-ческих позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны фор-мирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с при-родой, воспитание сопереживания к ней, активности в решении некоторых эко-логических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально - нравственного и действенного отношения к миру.

Опыт работы показал, что важно учить детей любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность, любо-знательность, доброе и бережное отношение к объектам природы. Приобщаю детей к богатому и разнообразному миру природы через их чувства, затраги-вая сердце и душу ребёнка.

6 слайд Формы и методы работы разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в центре природы и на участке, целевые прогулки, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность, игры (дидактические, настольно-печатные, инсценировки, сюжетно-ролевые, подвижные, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, литературных персонажей, труд, художественное творчество.

7 слайд Большие возможности в воспитании экологических чувств по от-ношению к окружающему миру заложены в играх. Удовлетворить детскую лю-бознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, по-мочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра (дидактическая, подвижная, строительная, музыкальная и т. д.). В своей работе с детьми использую экологические игры типа " Сад - ого-род ", " Кто прилетел на кормушку "; подвижные игры, например, " У медведя во бору ", " Гуси-лебеди"; строительные игры: «Строим мост через речку".

8 слайд Активно использую в своей работе игровые обучающие ситуа-ций. В рамках игры дети получают новые знания, наблюдают за объектами природы, выполняют обследования и трудовые действия.

В разных жизненных ситуациях и в беседах, обсуждаю отдельные явления действительности, акцентирую внимание на взаимосвязь всего живого, на раци-ональное использование природных богатств, гуманное отношение к природе. Продуманная организация тематических бесед развивает у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.

9 слайд Понимание многообразия живой природы, удовлетворение дет-ской любознательности, вовлечение ребенка в активное освоение окружающего мира позволяет метод составления коллекции. Особую ценность в работе имеют разнообразные коллекции, собранные и оформленные детьми и взрослыми в совместной проектной деятельности: коллекции камней, ракушек и многое дру-гое.

10 слайд Большое значение в экологическом воспитании имеет окружа-ющая среда. На территории детского сада провожу с детьми наблюдения за объектами живой и неживой природы, свои впечатления дети заносят в: дневни-ки наблюдения, отмечают изменения в календаре природы. На участке дети знакомятся с названиями растений нашего региона, с особенностями их роста (сбор семян, цветение, форма листьев, применяют свои знания на практике. Наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллю-страций, картин, прослушиванием музыки. Затем все эти впечатления отража-ются и закрепляются в рисовании, лепке, аппликации.

11 слайд На прогулке организовываю экскурсии по экологической тропе детского сада. Экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые жи-вые и яркие впечатления о красоте мира природы. Кроме того, хорошей тради-цией на прогулках стала забота о птицах, особенно зимой. Ухаживая за растени-ями и птицами, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним.

12 слайд Провожу с детьми экологические развлечения: «Праздник цве-тов», «Птицы - наши друзья», «День земли» и т. д. Эти развлечения направле-ны на обогащение знаний о природе, воспитание у детей бережного, заботливо-го отношения к ней. Конкурсы, праздники («Осень», турниры («Знатоки при-роды», театрализованные представления своей яркостью, всплеском эмоций привлекают детей к решению тех или иных экологических проблем, выполне-нию определенных обязанностей по отношению к природе. Участвуя дети не только познают мир, но и раскрывают свои творческие способности.

Для развития детского фантазирования, использую экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным ре-зультатом. Учат научному видению в занимательной форме, помогают рас-крыть сложные явления природы.

13 слайд В своей работе с детьми по экологическому воспитанию исполь-зую, прежде всего, постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за растениями, объектами и явлениями не живой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг и с музыкальной деятельностью.

Провожу с детьми ежедневный уход за комнатными растениями нашего уголка природы. Постоянные обитатели уголка природы – комнатные растения. В процессе ухода дети овладевают несложными умениями: поддерживать расте-ния в чистоте, правильно поливать его, обтирать кисточкой, черенковать, пере-саживать. При отборе растений для уголка природы учитываю требования, предъявляемые СаНПин и основной общеобразовательной программой детского сада.

14 слайд Широкие возможности для формирования основы экологической культуры заложены в экспериментальной деятельности. Данная деятельность позволяет изучать явления и объекты окружающей действительности при разно-образных условиях, повторять их при необходимости, расчленять на части, вы-делять интересующие стороны явления.

15 слайд Очень действенным методом оказалось ведение «Книги жалоб из леса», благодаря которой дети учатся сопереживать животным и растениям и стараться не обижать, не причинять боль живому. Чтобы пробудить в детях инициативу элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие по-ступки, проявлять осознанную заботу о живых существах, мы ввели «Панораму добрых дел» и регулярно с ней работали. Это такой информационный стенд, в котором фиксировались и прослеживались любые хорошие проявления детей по отношению к природе.

16 слайд Совместно с детьми разрабатываем правила поведения в приро-де и обозначаем это тремя видами карточек (знаков) запрещающих, разрешаю-щих (например, цветы рвать нельзя, их можно нюхать, любоваться ими, жуков собирать, топтать нельзя, но можно за ними наблюдать) и рекомендательных (нужно поливать цветы, вешать кормушки, кормить птиц).

17 слайд Ежегодно в нашем детском саду проходит конкурс «Лучший огород на подоконнике», целью которого является формирования у дошколь-ников представлений об окружающей действительности, умения делать элемен-тарные умозаключения, понимать простейшие взаимосвязи в природе, разви-вать у детей познавательные интересы, расширять кругозор детей и обогащать развивающую среду в группах.

. 18 слайд В конце весны – начале лета высаживаем вместе с детьми по-садки на огороде, расположенном на территории нашего детского сада: мор-ковь, капусту, помидоры, лук, свеклу и др. В течение лета дети с удовольствием проводят наблюдения, ухаживаем за ними (поливают, рыхлят почву, рвут тра-ву).

19 слайд Ежегодно проводим различные экологические акции «Помоги дереву», «Посади ёлочку», «Трудно птицам в день морозный…» и др. Прово-дим рыхление почвы вокруг деревьев и кустов, чтобы им легче дышалось, го-товим кустарники к зиме, подвязываем ветки. Вместе с родителями делаем кормушки. Конкурс семейного творчества «Птичья столовая» (на самую ори-гинальную кормушку) стал традиционным.

20 слайд Вспоминая слова И. Е. Тихеевой «Нет такой стороны воспита-ния, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ре-бенка конкретного мира…», хочется немного остановиться на предметно-развивающей среде группы, которая в свою очередь также способствует форми-рованию экологических представлений дошкольников.

В группе находятся разные энциклопедии познавательного содержания («Энциклопедия животных», «Я познаю мир», «Насекомые» и др., художе-ственная литература (произведения В. Бианки, Е. Чарушина, иллюстрирован-ный материал по темам, для формирования представлений детей о растениях, животных, неживой природе, пищевых связях и т. д.

В уголке познавательной деятельности собраны экологические игры «Найди дерево по листочку», «Что будет, если …», «Что хорошо, что плохо», «Времена года», календарь погоды, альбомы – «Домашние животные и дикие звери», «Времена года», «Мои домашние любимцы», «Дары осени», «Что рас-тет в лесу» и др.

21 слайд Среди компонентов предметно-пространственной среды в нашей группе имеются познавательные центры (центр «Экспериментирования», центр «Воды и песка», уголок природы, уголок познавательной деятельности).

22 слайд Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развива-ют воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику.

23 слайд Сотрудничество с семьями детей по экологическому направле-нию, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используем как традиционные формы, так и нетрадиционные формы:

• анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;

• беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме;

• консультации и сообщения экологической направленности для родитель-ского уголка;

• 24 слайд «домашнее задание» - участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д. Стараемся привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, развлечениях. В нашем дошкольном учреждении заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными, они собирают фотографии, готовят вместе детьми поделки из природного и бросового материала, рисуют. Участие каждой семьи не остаётся без внимания. Взрослые и дети награждаются благодарственными письмами.

• 25 слайд совместные досуги, праздники, развлечения и т. д. ;

• привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

• выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- пере-движек, где помещаем статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.

Считаю, что нужно постоянно искать новые пути сотрудничества с родите-лями. Ведь у нас с ними одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя.

26 слайд В результате работы по данному направлению наблюдается следующее: неравнодушное эмоционально- целостное отношение к природе, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышле-ние, дети проявляют умение экспериментировать, анализировать и делать выво-ды, общаясь с природой отражают свои впечатления через различные виды де-ятельности, у детей приходит понимание бережного отношения к природе, ос-нованное на ее нравственно – эстетическом и практическом значении для чело-века. Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали за-мечать то, на что раньше не обращали внимание.

Кроме того, постоянное общение ребёнка с природой даёт заметный оздо-ровительный эффект, снимает психологическую напряжённость, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение. Важно вместе с ребёнком подходить к растениям и каждый раз удивляется, восхищаться их красотой.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира расте-ний и животных, способствую активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие.

27 слайд – спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Самообразование по теме «Экологическое воспитание дошкольников как средство формирования бережного отношения к природе» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Одним из основных.

Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе Выступление. Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т. е. учить сопереживать.

Игровые обучающие ситуации как средство воспитания бережного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №29 «у лукоморья». Доклад: Игровые обучающие ситуации как.

Формирование гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ. Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем. Бездумное потребительство природных.

Методическая разработка «Формирование у детей 4–5 лет бережного отношения к игрушке» Формирование у детей 4-5 лет бережного отношения к игрушке. В дошкольной педагогике доказано, что для воспитания у ребенка желания принимать.

Открытое занятие в подготовительной группе «Воспитание осознанного отношения к природе» Программные задачи: Воспитывать у детей желание сделать приятное для Земли – оказывать помощь живым обитателям леса, растениям. Воспитывать.

Ознакомление с родным краем через воспитание гуманного, бережного отношения к природе. Опыт работы на тему: Ознакомление с родным краем через воспитание гуманного, бережного отношения к природе. 1. Добрый день уважаемые коллеги.

Воспитание осознанного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Тема экологического воспитания детей актуальна, так как в настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут.

Воспитание бережного отношения любви к природе посредством изобразительной деятельности Семинар- практикум Тема: «Воспитание бережного отношения любви к природе через изобразительную деятельность» Начинать экологическое воспитание.

Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников Экологическое развитие детей в настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание у детей бережного отношения к природе
Опубликовано: 10 марта 2017 в 14:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание у детей бережного отношения к природе» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Шуряева (УИ 872579) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД