Лучший педагог года

Воспитание этики межнационального общения у дошкольников в процессе игровой деятельности

Голышева Рината
Воспитание этики межнационального общения у дошкольников в процессе игровой деятельности

В настоящее время остро стоит проблема межнационального общения, это обусловлено современной жизнью, необходимостью снятия напряженности между народами, при этом действенность воспитания культуры межнационального общения зависит от его раннего начала. Поэтому система дошкольного образования должна способствовать развитию межнационального общения, то есть прививать детям уважение к другим культурам.

Публикация «Воспитание этики межнационального общения у дошкольников в процессе игровой деятельности» размещена в разделах

Межнациональное общение – это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов – экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.

Этика межнационального общения – это органическая составная часть духовной жизни общества, его культуры, в частности, культуры человеческих отношений.

Понятие "этика межнационального общения" включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости; проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражение эмоционально-положительного отношения к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.

Исходным моментом воспитания этики межнационального общения должно стать формирование у детей дошкольного возраста эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны, многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные». Воспитанники должны осознавать, как было бы скучно, не интересно, если бы все люди были похожи друг на друга и говорили только на одном языке.

Для того, чтобы вся работа в детском саду по воспитанию этики межнационального общения у дошкольников была плодотворной, мы задействуем большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников :

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) проведение русских и татарских народных праздников, например, таких как «Сабантуй», «Масленица»;

4) изучение народных праздников ближайших стран-соседей;

5) знакомство детей с традициями разных народов;

6) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях и многое другое.

Эффективность использования любых средств во многом зависит от самого педагога, его профессиональной этики и нравственной культуры.

К универсальным средствам межнационального воспитания относятся народные праздники. Мир народной культуры многомерен и многообразен, он отражает ритмичность жизни и быта народа. Обязательным атрибутом народных праздников являются народные игры.

Хороводные, командные игры ориентированы на выработку согласованности действий для достижения результата (выигрыша). Игры, включающие упражнения — «делай как я», «пойми меня», — помогают понять другого человека.

Народные игры способствуют формированию у ребенка любви к родному краю, дому, воспитывают почтение и уважение к старшим, милосердие и сострадание, помогают освоить навыки общественного поведения.

Определяя роль и значение народных праздников и игр в межнациональном и личностном развитии детей, можно подчеркнуть, что они отражают культурно-историческое развитие данного народа, формируют исходные качества человека, сближают людей, объединяют национальные и общечеловеческие моменты.

Особым средством в межнациональном воспитании детей обладает народная игрушка, которая представляет то общее, что характеризует детство у всех народов и во все времена. Национальная игрушка обобщает обычаи, вкусы и верования народа.

Очень эффективным средством в дошкольном возрасте является организация совместной игровой деятельности детей разных национальностей. Особое значение имеют сюжетно-ролевые и подвижные игры. В них ребенок искренне выражает свои чувства, мысли, симпатии, дружеские отношения. Игра больше, чем какой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальным содержанием, поэтому она и является важным средством воспитания.

Воспитательное воздействие игры зависит от ее содержания, она может стать средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей лишь в том случае, когда она является средством познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям.

Методика воспитания культуры межнационального общения базируется на знании воспитателя особенностей детей, отношений между ними. При организации работы по воспитанию культуры межнационального общения воспитателю необходимо знать и учитывать:

индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;

национальный состав коллектива группы;

проблемы в отношениях между детьми, их причины.

В играх особое внимание нужно обращать на детские взаимоотношения: проявление дружеского расположения, умение проявить внимание, заботу, умение считаться с интересами товарищей.

Воспитание этики межнационального общения у дошкольников требует формирования у них представлений о других народах и положении себя в системе отношений народов России. В случае отсутствия данных представлений в сознании детей обучение непосредственно навыкам межнационального общения не будут иметь почвы под собой. Ребенку в этом возрасте тогда будет не понятно об общении с кем именно идет речь. Именно поэтому важно познакомить дошкольников с разнообразием народных игр:

- Калмыцкая народная игра “Кружиться вокруг колышка”;

- Азербайджанская народная игра «День и ночь»;

- Дагестанская народная игра “Слепой медведь”;

- Татарская народная игра “Лис и курочки”;

- Белорусская народная игра “Мельница”;

- башкирская народная игра «Юрта».

В работе по воспитанию этики межнационального общения я в своей группе провожу различные игры. Рассмотрим одну из них.

Юрта (башкирская народная игра).

Цель: развивать умение быстро реагировать на сигнал, внимание; закреплять умение ориентироваться в пространстве, выполнять переменный шаг.

Правило: действовать только по сигналу.

Оборудование: 4 платка.

Ход: в игре участвуют 4 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам комнаты. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы весёлые ребята,

Соберёмся все в кружок,

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов дети переменным шагом перемещаются в общий круг.

По окончании мелодии они быстро бегут к своим стульям, берут платок и поднимают его над головой в виде крыши (юрта).

Выигрывает четвёрка быстрее всех построившая юрту.

Перед праздником 11 октября – День суверенитета Республики Башкортостан мы проводим утренник «Мой родной Башкортостан», на котором знакомим детей с символикой республики Башкортостан и России, с музыкальным инструментом курай; воспитываем чувство гордости за свою Родину, культуру общения, любовь к близким, эмоциональную отзывчивость, доброту, желание помогать друг другу.

Наш утренник начался с торжественной, величавой музыки – гимна Республики Башкортостан. Юные джигиты показали свою удаль в спортивных соревнованиях, «Красные девицы» носили воду «с реки» в ведрах на коромысле. Дети с большим удовольствием читали стихи башкирских поэтов. В завершении праздника, участники соревнований и гости отведали башкирское национальное блюдо «Чак-чак».

Также проводим игры, где воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением людей разных национальностей, одетых в национальные костюмы. В заключении занятия дети рисуют один из национальных костюмов. Вот, например, мы вместе с детьми рисуем русскую матрешку.

В продолжении знакомства с национальными костюмами, проводится занятие «Одень куклу Ляйсан», в ходе которого ребята знакомятся с башкирским национальным костюмом. В закреплении занятия дети рисуют башкирскую куклу.

Для воспитания этики межнационального общения у дошкольников мы проводим такие дидактические игры, как «Опиши предмет», «Чудесный сундучок», в ходе которых у детей формируются представления об особенностях орнамента разных народов, элемента узоров, национальных костюмах и особенностях быта, воспитывается интерес к культуре разных народов.

Таким образом, эффективность воспитания этики межнационального общения у дошкольников будет зависеть от комплексного использования различных методов и средств. Для успешного и эффективного процесса воспитания культуры межнационального общения у дошкольников необходимо применение различных средств. Прежде всего, к средствам воспитания принято относить различные виды деятельности.

Калмыцкая народная игра “Кружиться вокруг колышка”

В землю вбивается небольшой колышек, один из игроков держится за него правой рукой и начинает кружиться по часовой стрелке. Одновременно игрок пытается достать левой рукой правое ухо из- под правой руки. Игра требует большой ловкости и гибкости.

Правила игры: выдержавшие пять-шесть кругов считаются победителями.

Нарисуем мы часы, стрелкой будем я и ты.

Кто быстрее круг пройдет, место первое займет.

Азербайджанская народная игра «День и ночь»

На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой – девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков – “Ночь”, а команда девочек - “День”. По команде “Ночь!” мальчики ловят девочек, по команде “День” девочки ловят мальчиков.

Правила игры. Осаленные дети переходят в команду соперника.

Ночь пройдет, наступит день. Свет придет, отступит тень.

Догоняет солнце звезды и не может их догнать,

Чтобы полное лукошко этих огоньков собрать.

Дагестанская народная игра “Слепой медведь”

Играющие дети свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока две палочки : одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего- медведя, которому завязывают глаза. Они водят по зубчатой палочке - гладкой и получается звук. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих детей. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим.

Злые собаки на мишку набросились,

Кружится он и ревет.

Хоть и слепой, но попробуй попасться,

Сразу в клочки разорвет.

Татарская народная игра “Лис и курочки”

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – лис. Курочки ходят по площадке, делая вид, что клюют зернышки. Когда к ним подкрадывается лис, петухи кричат ку-ка-ре-ку. По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лис, который старается запятнать любого из игроков.

На лугу гуляют куры, рядом с ними петушок.

Ходит важною походкой, золотистый гребешок.

Лис подкрался незаметно, бросился на кур, те в миг

Закричали и в курятник побежали напрямик.

Кто не ловкий, не спешит, от лисы не убежит.

Белорусская народная игра “Мельница”

Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т. д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч.

Правила игры. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Закружилась мельница, крыльями вертя.

Мельница-бездельница, кружит не спеша.

Но подует суховей, заработает быстрей.

Дует, дует ветерок, быстро ловит мяч игрок.

Кто свой мячик не поймал, тот, наверное, устал.

Он в сторонке постоит за другими поглядит.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание этики межнационального общения у дошкольников в процессе игровой деятельности
Опубликовано: 22 февраля 2024 в 09:51
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД