МААМ-картинки

Восприятие иллюстраций детьми дошкольного возраста

Людмила Мельниченко
Восприятие иллюстраций детьми дошкольного возраста

Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребёнка, который создаёт фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьного – мышление. Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребё нка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все виды активной деятельности пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес. Остановимся на восприятии иллюстраций. Наша цель – научить ребёнка воспринимать иллюстрации как целостный сюжет, в котором заложен смысл.

Публикация «Восприятие иллюстраций детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

При обучении восприятию иллюстраций надо помнить, что иллюстрация – это вторичная информация об окружающем мире, в которой специально выделяются какие-то скрытые стороны реальных объектов. Иллюстрации подчеркивают скрытые свойства, поворачивают объект так, чтобы эти свойства были видны. Поэтому восприятие иллюстраций важный этап в обучении ребёнка, в расширении его знаний об окружающем мире. Обучение восприятию иллюстраций подготавливает ребёнка к восприятию живописи, которая передаёт идеи, сложные переживания человека, его внутренний мир.

При восприятии иллюстраций дети осваивают новые понятия об окружающем мире, у них формируются представления о нравственных и эстетических эталонах прекрасного, безобразного, трагического и комического, а также о способах их художественного изображения, о правилах и приёмах их анализа.

Для восприятия иллюстраций целесообразно формировать следующие действия:

• анализ логических отношений (расположение героев в пространстве и времени, их пропорциональные отношения, контрастные характеристики, действия);

• описание основных и второстепенных объектов, характера их основных свойств, действий, деталей, их взаимодействий для передачи особенностей;

• описание фона, дополнительных деталей и их роли в передаче сюжета;

• выявление смысла иллюстрации, который раскрывается через характеристику героев, их действия, внешние средства выразительности (мимику, жесты, позы, одежду, предметы, обстановку, усиленные цветом, формой, положением в пространстве и времени, размерами и пропорциями;

При обучению восприятию иллюстраций следует учитывать возрастные особенности детей. Дети 2-3 лет воспринимают иллюстрации отдельных простых предметов крупного размера, ярких цветов, простых форм, состоящих из двух-трёх деталей. Дети 3-4 лет воспринимают простые сюжетные иллюстрации к знакомым стихам, сказкам, простые отношения, внешние характерные особенности героев, контрастные цвета, простые формы, пространственное расположение деталей. Дети 4-5 лет воспринимают главные и второстепенные элементы, их характеристики, могут назвать 2-3 формы, соотношение величин и форм, разнообразие цвета, основные действия и содержание, черно-белые графические изображения. Дети 5-6 лет воспринимают сложные объекты, разнообразные детали и признаки, пропорции, особенности формы, движений пространственного расположения. Дети 6-7 лет могут воспринимать средства выразительности, с помощью которых передаётся в иллюстрации характер героев и смысл их отношений, чувства и настроения.

Работа с иллюстрациями включает в себя следующие этапы:

• рассматривание иллюстраций под руководством взрослого;

• беседа, которая раскрывает целостную характеристику иллюстрации;

• активные игры, которые усиливают восприятие отдельных сторон;

• повторная беседа по углубленному восприятию; творческая деятельность;

• самостоятельный анализ похожих иллюстраций.

Примерные упражнения на развитие

восприятия иллюстраций.

1. Рассматривание картинки (с 2-х лет)

- Показать картинку и дать время рассмотреть её. Как только интерес начал затухать, начинайте управлять восприятием.

- Укажите на главных героев, обведите их контуры, назовите их.

- Укажите на основные части, затем дополнительные, сопровождайте свою речь эпитетами и эмоциональными возгласами, которые показывают ваше отношение к изображению.

- Для более старших детей укажите на фон и вспомогательные предметы, которые усиливают характеристику героев или сюжета иллюстрации.

2. Беседа по картинке (3-4 года)

Иллюстрация к сказке «Три поросёнка»

- Кого ты видишь на картинке?

-А ещё кого?

-Что делает волк?

-Что делают поросята?

- Где волк? Где поросята?

- Какой волк? А ещё какой?

-Какие поросята? А ещё какие?

- Что у волка на спине?

- Зачем он так сделал?

- Какой волк?

-Почему испугались поросята?

- Почему они боятся волка?

- Чей это домик?

- Из чего он сделан?

- Что на крыше домика?

3. Сюжетная игра (4-5 лет)

«Давай поиграем в эту картинку. Ты будешь поросёнок Нуф-Нуф, а я волк».

Проиграйте сюжет, изображённый на картинке. Можно проиграть ситуацию с помощью игрушек. Можно поменяться ролями. Дети любят повторять знакомые сюжеты. Это помогает им эмоционально воспринимать ситуацию.

4. Угадай, какая сказка? Расскажи. (5-7 лет)

5. Творческие работы (5-7 лет)

Рисование красками или карандашами. Лепка. Рисунки могут быть разной сложности: отдельные герои, домики поросят или целые сюжеты из сказки.

Литература:

Т. В. Башаева Развитие восприятия у детей Ярославль «Академия развития» 1997

(популярное пособие для родителей и воспитателей)

Публикации по теме:

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста В ходе проектной деятельности, решая проблему, ребёнок самостоятельно приобретает знания и умения необходимые ему в других видах деятельности.

Рисование натюрморта детьми дошкольного возраста Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста Беседа с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Милее нет родного края»[/b] Цель: Воспитывать любовь к малой Родине, родной станице;.

Совместный проект «Унылая пора! Очей очарованье!» Вид проекта: информационно-творческий, коллективный. Продолжительность проекта: 2 недели. 10.10.2016-25.10.2016 Участники проекта: дети.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста Подготовила: учитель – логопед Деханова Ю. Н. Тема: «Приключение в зимнем лесу» Цель:.

Мастер-класс «Подставка для фотографий и иллюстраций «Новогодняя елочка»Мастер-класс «Подставка для фотографий и иллюстраций «Новогодняя елочка» Эта забавная пушистая подставка-елочка может стать замечательным и полезным подарком к новогоднему празднику, изготовленным в совместном.

Проект «Умный мяч» с детьми дошкольного возраста Проект по работе с родителями «Умный мяч» Для успешной реализации проекта, необходима тесная взаимосвязь между воспитателями и родителями.

Вокальная работа с детьми дошкольного возраста.Вокальная работа с детьми дошкольного возраста. Каратунова Ольга Алексеевна музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МБДОУ № 5 детский сад "Золотой ключик» г. Люберцы,.

Занятие по рассматриванию иллюстраций к рассказу Е. И. Чарушина «Курочка» Программное содержание. Продолжать знакомить детей с домашними животными и птицам; дать представление о заботливой маме – курице. Развивать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Восприятие иллюстраций детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 29 января 2017 в 13:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД