Ольга Панкова
Конспект занятия «Воздух-неведимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
Образовательная:
- область «Познавательное развитие» : расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты; закрепить понятие «воздух» как часть неживой природы,
Публикация «Конспект занятия „Воздух-неведимка“» размещена в разделах
- область «Речевое развитие» : обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты);
- область «Социально – коммуникативное развитие» : развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов; закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группах;
- область «Физическое развитие» : формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни.
Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельность. Вызвать желание детей помочь герою.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическая культура
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Предварительная работа: игровая деятельность «Поддувалочки», «Воздушные шары»; чтение художественной литературы: «Ветрено, ветрено» И. Токмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я. Аким, изготовление корабликов, вееров.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: полиэтиленовые мешочки по количеству детей, стаканчики с водой, трубочки, игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри); два подноса, ароматизированные салфетки; сундучок, игрушка Галчонок, кораблики из пенопласта с бумажными парусами, сосуд - «море для корабликов», веера, чеснок на тарелочке с салфеткой, мыльные пузыри, фартуки.
Ход образовательной деятельности:
I. Организационный момент «Солнышко».
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас еще согревает и улучшает наше настроение? Правильно, солнышко. Давайте тогда потянемся к солнышку.
Дети: Солнышко, солнышко! Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими Ты нас научи!
А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.
Дети становятся в круг, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом.
Воспитатель: Ну вот мы и подарили друг другу улыбку и хорошее настроение.
2. Создание предметной ситуации.
Стук в дверь - ширму, влетает Галчонок Любознайка.
Галчонок: Здравствуйте ребята, я Галчонок Любознайка, Я всегда и всё хочу знать! Вот и вам хочу загадать загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас! (Воздух)
Галчонок: Мне мама постоянно говорит, что я летаю по воздуху. А что такое воздух? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?
Воспитатель: Ребята, а вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он? (Да)
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие ученые и вместе с Галчонком узнаем о воздухе.
II. Основная часть. Дети надевают фартуки и проходят в лабораторию.
Воспитатель: Скажите, ребята, Галчонку вы видите воздух вокруг нас? (варианты ответов детей).
Воспитатель: Если мы его мы его не видим, значит, он какой? (прозрачный, невидимый, бесцветный).
Галчонок: Вот-вот, невидимый! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, Галчонок! Я вот тоже воздух не видела, его называют невидимкой, а знаю, что он всегда вокруг нас! Да, он везде: в нашей групповой комнате, между полом и потолком, между мебелью. Он на улице, в поле, в лесу.
Галчонок: А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух вокруг нас!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Галчонку, что воздух все-таки есть! Чтобы его увидеть, его надо поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух? Опыт 1 с полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз, теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его! Пакет полон воздуха, на что он похож? (на подушку) Воздух занял свое место в мешке. Теперь выпустим воздух из пакета. Какой стал пакет? (маленький). Почему? (варианты ответов детей).
Воспитатель: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, нужно его поймать! И мы это смогли сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а затем выпустили его! Ребята, а где еще спрятан воздух? В каких предметах? (ответы детей).
Галчонок: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом, на речке, я видел, как люди используют этот «запертый» воздух. Это, кажется, был надувной матрас! А еще я видел у детей спасательные круги и жилеты!
Воспитатель: Конечно, Галчонок! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса или круга воздух, он не утонет, будет плавать!
Галчонок: Ребята, помогите мне разобрать игрушки на те, которые плавают, и те, которые не плавают. В каких игрушках спрятан воздух?
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?». Дети поочередно достают из сундука игрушки и раскладывают их на два подноса.
Воспитатель: Ребята, а как можно проверить, правильно ли вы разобрали игрушки? Давайте проведем опыт, опустим игрушки в воду!
Опыт 2 («Тонет – плавает»).
Воспитатель: Молодцы ребята! Помогли Галчонку! Теперь ты знаешь, Галчонок, что предметы, внутри которых есть воздух будут плавать. Но будь осторожен, если вовнутрь попадет вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Галчонок: А вот интересно, а внутри человека есть воздух?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята? Давайте проверим (варианты ответов детей).
Опыт 3. С трубочкой и стаканом воды.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? (Выходят пузырьки).
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Вывод: воздух есть внутри нас! Мы дуем в трубочку, и он выходит! Но чтобы подуть еще, сначала мы снова вдохнем воздух, а потом выдохнем через трубочку и получатся пузырьки.
Галчонок: Понятно! Но как он к вам попадает!
Воспитатель: Ребята, как воздух попадает к нам в организм? (Через нос и рот).
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Давайте покажем Галчонку, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим? (Нет).
Игра «Кораблики».
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть с корабликами. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. А если не дуть, как еще можно сделать ветер!
Опыт 4 с веером.
Воспитатель: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок).
Физкультминутка
Ветер тихо клён качает,
Вправо-влево наклоняет.
Раз наклон, два наклон –
Зашумел листвою он.
Воспитатель: А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы слышите? (Звук.) Что можно теперь сказать про воздух? (Его можно почувствовать и услышать.)
Опыт 5 с инструментами.
Раздаю детям разные бутылочки, предлагает приставить их к нижней губе и подуть в горлышко. Затем подуть в свисток, в дудочку.
Воспитатель: Одинаковый звук получается? А как в природе мы слышим воздух? (Варианты ответов детей). А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «р», «к», «с», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.
- А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха.
Опыт 5 с запахом (салфетки, чеснок) :
Воспитатель: возьмите салфетки, поднесите к носу и подышите носом возле них, понюхайте, чем пахнет. А как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, когда пекут пироги, то мы чувствуем запах. Оказывается, воздух движется и доносит эти запах до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Достаю коробочку с чесноком и открываю ее.
Галчонок: Ой-ой-ой! Как чесноком пахнет! Мне не нравится этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
Воспитатель: Что ты, Галчонок! Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Ребята, какой вывод можем сделать из проведенных опытов?
Вывод: сначала дети делают свои умозаключения (воздух бесцветный, невидимый, воздух легче воды. Без воздуха ничто живое не может жить).
III. Подведение итогов.
Воспитатель: ну что, Галчонок, ты узнал, что такое воздух?
Галчонок: спасибо, ребята, полечу, расскажу друзьям все, что узнал сегодня.
Я хочу подарить вам вот эти мыльные пузыри, которые тоже не возможно создать без воздуха. До свидания. (Улетает)
Воспитатель: А на следующем занятии, я вам расскажу о том, почему одни воздушные шары улетают высоко в небо, а другие остаются на земле.
Воспитатель: нам ребята пора возвращаться из лаборатории в детский сад.
Что нового вы узнали сегодня? Что было трудным для вас? Где вам пригодятся эти знания?